Денежная история. О том, как излишняя доверчивость может обернуться большими убытками

Телефонные мошенники пользуются доверчивостью граждан.

То ли жизнь стала лучше, то ли жить стали веселей, но факт остается фактом: притупилась у народа элементарная бдительность, особенно по части сохранности личных банковских вкладов. Вот мошенники этим и пользуются.

… и сгинул
На днях пресс-служба управления МВД по Сахалинской области обнародовала очередной эпизод из жизни мошенников. Начинался он так. На телефон одной из жительниц областного центра позвонил неизвестный и, представившись сотрудником банка, сообщил пренеприятнейшее известие: с ее карты пытаются снять денежные средства. А посему их надо срочно спасать — чем быстрее, тем лучше.
Вот здесь бы самое время подумать: а с чего это банк вдруг обеспокоился транзакциями рядовых вкладчиков? У него что, других дел больше нет, кроме как в чужие счета заглядывать? Но — увы! Ничего она не подумала, кроме разве что одного: а ведь запросто могут деньги со счета снять! В общем, спасай свои вклады, кто может.
Остальное — дело мошеннической техники: «сотрудник» банка попросил продиктовать ему номер карты и три цифры с оборотной стороны, а также сообщить код, поступивший на телефон потерпевшей в SMS-сообщении. И даже спасибо за полученные данные не сказал: тут же сгинул в дебрях сотовой связи вместе с чужими деньгами.
И вот теперь потерпевшей придется доказывать в соответствующих финансовых структурах, что 104 тысячи рублей с ее счета сняли именно обманом, а не по предварительному сговору. Может быть, и удастся деньги на счет вернуть, а может, и нет. В любом случае занятие это долгое и хлопотливое. Деньги проще отдать, чем их получить – кто же этого не знает?
Подобные хлопоты ожидают еще с полдесятка сахалинцев, также обманутых неизвестным «сотрудником» банка. Суммы, снятые со счетов, самые разные: у кого-то сто тысяч похитили, у кого-то — двести. Больше всех пострадала 48-летняя жительница областного центра, лишившаяся в одночасье 1 млн. 400 тыс. рублей. А все почему? Да все по той же причине — бдительность потеряла. А может, просто «Советский Сахалин» не читала: мы ведь не в первый раз об этом пишем.
По фактам мошенничества возбуждены уголовные дела. Ведется следствие, уточняются детали. Розыск — дело кропотливое. Современные телефонные мошенники научились довольно ловко маскироваться в сети сотовой связи — например, делать звонки от имени банков, имитируя их телефонные номера. А снятые средства пропускают через несколько подставных счетов, чтобы основательно запутать следы похищенных вкладов.
Если иметь в виду, что телефонные мошенники предпочитают звонить на Сахалин из других регионов, а то и вовсе из-за границы, неудивительно, что чувствуют они себя довольно уверенно. И звонят всем подряд, пытаясь отыскать среди банковских вкладчиков доверчивых.

За баритоном спрятанные
Не зря говорят, что на ловца и зверь бежит. Один примечательный эпизод предшествовал материалу о телефонных мошенниках. Редакция еще только планировала подготовить его в очередной номер, как одной из наших коллег позвонили по сотовому телефону.
— Это вас беспокоит оператор Сбербанка, и вот по какому поводу, — сообщил весьма уверенный женский голос (кстати, назвавший нашего коллегу по имени-отчеству). — В данный момент с вашего счета осуществляется транзакция на сумму три тысячи рублей, получатель перевода — гражданка Анастасия Самойлова. Вы ее знаете?
— Не знаю, — честно призналась коллега. — Никакого перевода я не делала.
— Ваш банковский вклад в опасности! — торжественно провозгласила телефонная трубка. — Назовите номер вашей карты.
— А разве вы его не видите? — спросила коллега, догадавшись о цели звонка.
— Нет, не видно: транзакция же идет! — несколько нервно отвечала трубка. — Так какой у вас номер карты?
— А какая у вас фамилия?
— Вам это зачем? — насторожилась трубка.
— А вдруг я имею дело с мошенниками? — резонно заметила коллега. — Назовите свое имя и фамилию.
И здесь трубку взорвало.
— Да пошла ты!.. — отвечала трубка. Указала, куда именно следует идти. И тут же отключилась.
Впрочем, кое-какие следы остались — в частности, номер телефона звонившей дамы: 8 (495) 449-04-57. Ради эксперимента коллега попробовала его набрать.
— Вас приветствует компания… (следует пауза)… Оставайтесь на линии для соединения с оператором службы поддержки, — добавила трубка сочным баритоном. И связь тут же оборвалась. Ни соединения, ни оператора.
Не прояснил ситуацию и повторный звонок: «Вас приветствует… Оставайтесь на линии…» — и опять тишина и полный обрыв связи. Так что вряд ли будет ошибкой утверждать, что вышеозначенный абонент элементарно замаскирован под чужой (в данном случае — московский) номер.
Возникает вопрос: а как же тогда с именем-отчеством нашего коллеги? Откуда узнали его телефонные мошенники? Можно лишь предположить, что имя-отчество были взяты из какой-нибудь базы данных — например, сотового оператора или банковского учреждения.
В любом случае не надо расслабляться, если на ваш сотовый вдруг позвонит какой-нибудь «спасатель» чужих банковских вкладов и попросит вас сообщить ему номер вашей карты. Так и отвечайте: не надо мне больше звонить. Мол, знаю я вас таких… Не обманете!

Сергей ЧЕВГУН.