Жанна Иванова,
заместитель председателя Сахалинской областной Думы, председатель комитета по социальной политике:
– В бюджете 2007 года на содержание учреждений, подведомственных департаменту образования, запланированы средства в сумме 1,16 млрд. рублей. Это на 200 млн. больше, чем в 2006 году. Появились новые статьи расходов, в частности, связанные с созданием в 2006 году государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида». На него выделено 11 млн. рублей. Запланировано финансирование мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетними, по внедрению современных образовательных технологий, оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием. Увеличено финансирование таких направлений, как внедрение инновационных образовательных программ, поощрение лучших учителей, ежемесячное вознаграждение классных руководителей и др. В полном объеме предусмотрены средства на областную целевую программу «Пожарная безопасность образовательных учреждений Сахалинской области», действующую до 2008 года. Запланировано финансирование законов области, устанавливающих меры социальной поддержки педагогическим и библиотечным работникам.
Отрадно, что в проекте бюджета уже появились расходы, не предусмотренные областным законом об образовании, в частности, связанные с подвозом детей из населенных пунктов, не имеющих образовательных учреждений, к месту учебы и обратно. Средства на эти цели в виде субвенций будут переданы муниципальным образованиям. Вместе с тем открытым остается вопрос о повышении тарифных ставок на 25 процентов специалистам муниципальных и государственных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, независимо от того, когда населенному пункту был присвоен статус села. Данное повышение, несомненно, является мерой социальной поддержки, его необходимо предусмотреть в проекте нового закона об образовании, а впоследствии – в областном бюджете.
Далее, молодежная политика. В целом объемы финансирования этого направления, на мой взгляд, удовлетворительные. В проекте бюджета заложены и выплаты именных стипендий Сахалинской области, и меры социальной поддержки молодых студенческих семей, имеющих несовершеннолетних детей, и мероприятия в области молодежной политики и оздоровления детей. В области существует областная целевая программа «Поддержка молодых семей в строительстве (приобретении) жилья до 2009 года». В 2006 году на ее реализацию из областного бюджета было выделено 42 млн. рублей. Однако в приложении № 9 к проекту бюджета на 2007 год «Перечень и объемы финансирования областных целевых программ» этой программы нет. В связи с этим я обращаюсь с предложением к администрации области: при разработке и внесении законопроектов об изменении финансовых обязательств Сахалинской области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, параллельно вносить  соответствующие изменения и в законодательство. Есть у меня и пожелания, чтобы суммы бюджетных средств, направленные на мероприятия той или иной социально ориентированной программы, соответствовали суммам, предусмотренным этой же программой, а если и корректировались бы, то только в сторону увеличения.
Следующее направление – социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не может не радовать значительное увеличение объемов средств, направленных на содержание школ-интернатов, детских домов, на организацию оздоровительной кампании для ребят, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но я все же придерживаюсь мнения, что самое лучшее учреждение для детей-сирот не заменит ребенку семьи. И не случайно в послании президента России сказано, что надо совместно с субъектами РФ разрабатывать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И первым шагом на пути решения этой проблемы, как мне представляется, является увеличение на одну единицу численности работников органов опеки и попечительства для исполнения исключительно функции по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Бюджетом предусматривается финансирование питания детей начальной школы и начального профессионального образования из малоимущих семей. Хорошо, что мы делаем первые шаги в обеспечении горячим питанием учащихся, но в будущем в отношении учащихся начального профобразования необходимо закрыть эту проблему в полном объеме, как того и требует законодательство.
Остро нуждается в обновлении и приобретении жизненно важного медицинского оборудования островное здравоохранение. Нерешение этой проблемы – катастрофично для населения области.
Сегодня также важно бюджетом оказать действенную поддержку «социалке» в муниципальных образованиях. А именно – в ремонте школ, поликлиник, больниц, детских садов, культурных учреждений. Финансовые вложения в культуру всегда формировались скромно, по остаточному принципу, но радует, что в проекте бюджета на 2007 год запланированы значительные объемы на капитальный ремонт главных областных очагов культуры – это наш театральный Чехов-центр, кинотеатр «Октябрь», краеведческий музей, областной художественный музей, также запланирован ремонт зооботанического парка в сумме более 5 млн. рублей. Однако финансирование подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Дети Сахалина» предусмотрено в сумме 1 млн. 262 тыс. рублей, то есть на уровне средств, предусмотренных бюджетом прошлого года, нет роста расходной части по данной программе на следующий год. Думаю, что увеличение расходов для работы не только с трудными подростками, но и с будущим нашей страны – одаренными детьми – было бы, безусловно, вкладом области в дело наращивания экономического духовного потенциала нашего государства. Надеюсь, ко второму чтению ряд вопросов, требующих решения этих проблем, найдут отражение в бюджете следующего года.
В целом бюджет радует тем, что в основе своей он действительно направлен на «социалку».