Дороги, которые нас выбирают. А мы, автомобилисты и пассажиры, их эксплуатируем

70
На трассе Южно-Сахалинск – Корсаков.

Судя по уличному движению в часы пик, сахалинцы по-прежнему любят автомобильный транспорт.

И он отвечает им взаимностью. За последние годы возросла грузоподъемность машин, увеличилась их скорость.

Повысились и требования водителей к комфортности передвижения по автомобильным дорогам.

На первое место у потребителей сегодня выходят не просто километры дорог, а их безопасность, высокое качество и надежность дорожного полотна.

За километром километр
В 2019 году на ремонт и строительство сахалинских дорог было направлено 9,6 млрд рублей, из них 5,0 млрд рублей — из средств областного бюджета.

После масштабной реконструкции введено в эксплуатацию 29,6 км дорог с асфальтобетонным покрытием. Общая протяженность таких дорог увеличилась до 890 км.

Текущий и капитальный ремонт прошли 35 км автодорог, построено также два моста общей протяженностью 89 метров.

Нормативный показатель состояния автотрасс в регионе вырос до 54,8 процента.

Из особо значимых объектов можно отметить дорогу, соединившую Южно-Курильск с аэропортом Менделеево за счет ввода в эксплуатацию после реконструкции 12-километрового участка Южно-Курильск – Головнино.

Продолжалась реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха, по итогам года добавилось 10 км асфальтобетонного покрытия на главной дороге области.

В районе аэропорта Южно-Сахалинск завершено строительство транспортной круговой развязки, которая является по сути одним из этапов строительства нового аэровокзального комплекса.

В населенных пунктах Пионеры (Холмский ГО), Арково (Александровск-Сахалинский ГО), в границах поселка Смирных, сел Буюклы, Пензенское и перед въездом в город Невельск в уходящем году устроено новое и отремонтировано существующее асфальтобетонное покрытие с полным комплексом по обустройству участков дорог тротуарами, автобусными остановками, наружным освещением.

В соответствии с требованиями по обеспечению непрерывного и безопасного движения, на протяжении всего года дорожная сеть поддерживается в хорошем состоянии.

Выполняются работы по устранению мелких деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог, искусственных сооружений.

Восстанавливаются изношенные и поврежденные асфальтобетонные покрытия, выправляется профиль щебеночных и гравийных покрытий. Ведется постоянная работа по очистке дорог от снега.

Одежки для дорожки
Чтобы дороги могли служить дольше, необходимо внедрять новые материалы и технологии. И здесь сахалинские дорожники стараются не отставать от прогресса.

Практически на всех объектах дорожного строительства применяются геосинтетические материалы — различные сетки, решетки, маты, полотна и т. д., предотвращающие просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной «одежды» и позволяющие увеличить срок службы покрытия в полтора раза.

Использование современных битумных вяжущих материалов и различных добавок модификаторов и стабилизаторов также увеличивает прочность покрытия, его стойкость к образованию трещин.

Например, при реконструкции участка дороги в Арково для приготовления асфальта был использован полимерно-битумный вяжущий материал производства Омского НПЗ, а в Пионерах такой материал был приготовлен самостоятельно с использованием добавки производства Японии.

Интерес представляют и перильные ограждения из композитных материалов. В этом году, например, они были применены при строительстве мостов через речки Пионерская и Красносельская.

За счет высокой коррозионной стойкости такие ограждения более эстетичны по сравнению с традиционными металлическими изделиями, значительно дольше сохраняют работоспособность и позволяют снизить расходы на их содержание.

Перспективно и такое направление инновационной деятельности в дорожном строительстве, как применение энергосберегающих технологий.

Так, при устройстве освещения автомобильных дорог используются светодиодные светильники, экономящие до 50 процентов электроэнергии.

На введенном в этом году участке дороги Южно-Курильск – Головнино применены автономные осветительные устройства на солнечных батареях, не требующие подключения к электрическим сетям.

А соответственно, и получения различных согласований, прокладки линий электропередачи, установки приборов учета и т. д.

В уходящем году впервые на областных дорогах на нескольких опасных и потенциально аварийных участках были устроены так называемые шумовые полосы.

Они представляют собой чередующиеся узкие поперечные полосы на поверхности асфальтового покрытия, вызывающие вибрацию элементов подвески автомобиля.

Такой шум вынуждает водителей снижать скорость движения и повышает их внимание к дорожной ситуации.

Без контроля никуда
Дороги будут служить гораздо дольше при постоянном повышении качества строительства, содержания и обслуживания.

И здесь большую роль играет контроль полноты и качества выполняемых работ по каждому объекту строительства, реконструкции и ремонта.

Именно это и есть важнейшая составляющая в обеспечении высоких транспортно-эксплуатационных характеристик областных дорог.

Наиболее эффективным решением задачи повышения качества дорожных работ, наряду с контролем со стороны заказчика, авторским надзором и государственным строительным надзором, является контроль, осуществляемый независимыми специализированными организациями.

Они отслеживают все технологические процессы, имеют собственные лаборатории и проводят испытания материалов независимо от подрядных организаций.

Ответственность подрядчика за конечный результат работы способно стимулировать и строительство «под ключ».

Это когда подрядчик обеспечивает разработку проектной документации по установленным заказчиком основным параметрам и выполняет строительство объекта.

Такой механизм позволяет предусмотреть в проекте не только оптимальную схему строительства под имеющиеся у конкретного подрядчика ресурсы, но и внедрить наиболее интересные для этого подрядчика современные материалы и технологии.

Возможно, в 2020 году первый шаг в этом направлении будет сделан.

Погода и природа
Устранение последствий природных явлений и техногенных воздействий — весьма важная часть работ по содержанию дорог.

Так, в текущем году активизация оползневых процессов привела к разрушению земляного полотна и асфальтобетонного покрытия на участке автодороги Южно-Сахалинск – Холмск.

В короткие сроки были выполнены первоочередные восстановительные работы, обеспечившие устойчивое транспортное сообщение между Холмском и областным центром.

Островное положение области и связанные с этим природно-климатические условия — горный рельеф и болота, слабые и пучинистые грунты, большое количество рек и ручьев — накладывают свой отпечаток на специфику работ по содержанию автомобильных дорог.

Можно представить, что произойдет, если в период снегопадов дорожники перестанут заниматься содержанием дорог.

Всего через день-два дороги станут непроезжими, движение транспорта по ним будет парализовано.

Такое может случиться при существующей практике заключения одногодичных контрактов на содержание автотрасс, срок действия которых, как правило, заканчивается 31 декабря.

А конкурсные процедуры, проведение которых занимает до полутора месяцев, могут проводиться лишь после доведения лимитов бюджетных обязательств, которое также приходится на конец года.

Отсюда представляет интерес переход к содержанию дорог на основе долгосрочных контрактов.

В уходящем году уже заключено два долгосрочных контракта по содержанию дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск в границах Невельского и Углегорского районов.

Такие контракты, во-первых, позволят обеспечить непрерывность производства работ, а значит, бесперебойное движение транспорта.

А во-вторых, дадут возможность дорожно-эксплуатационным предприятиям более эффективно планировать свою деятельность: заблаговременно заготавливать материалы, обновлять технику и т. д.

Все это, безусловно, положительно скажется на качестве сахалинских дорог и их эксплуатации в любое время года.

Дорожные перспективы
В 2020 году на дорожные работы предусматривается направить 7,9 млрд рублей, из них 7,6 млрд рублей — средства областного бюджета, планируется привлечение дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Планируется построить и ввести в эксплуатацию 45,9 км дорог с асфальтобетонным покрытием, включая строительство двух мостов общей длиной 52,6 метра, а также отремонтировать (в том числе капитально) 20,1 километра дорог, два моста и путепровод.

В частности, будут завершены работы на участках автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха (от Онор в северном направлении, Палево – Зональное, Воскресеновка – Слава, Ныш – Ноглики) общей протяженностью 36,8 км.

А на автодороге Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск планируется ввести в эксплуатацию 1,3 км с новым мостом через р. Голубая (Томаринский район) и водопропускным сооружением через р. Старица (Углегорский район).

На острове Кунашир планируется завершить реконструкцию дороги протяженностью 7,8 км с асфальтобетонным покрытием на участке аэропорт Менделеево – Головнино.

В планах будущего года — продолжение благоустройства населенных пунктов, с ремонтом покрытия, обустройством тротуаров, освещения и автобусных остановок.

Такие работы будут проведены в Соколе, Костромском, Чехове, Новосибирском, Томари, Никольском, Красной Тыми, Тихменево и Южно-Сахалинске.

Важным для региона стало предложение губернатора Валерия Лимаренко передать автомобильную дорогу Южно-Сахалинск – Оха в федеральное ведение.

В настоящее время представленные областью документы находятся на рассмотрении в федеральном дорожном агентстве.

После принятия правительством РФ соответствующего решения передача автодороги в федеральное ведение планируется в два этапа.

В 2020 году состоится передача основной части дороги протяженностью около 800 км, не находящейся в стадии реконструкции или капитального ремонта.

А на втором этапе, в 2021 году, будет передано еще восемь участков, по которым в 2019 году были заключены контракты и начаты работы. Общая протяженность этих участков — около 50 км.

Стоит отметить, что в течение последних лет на модернизацию автодороги Южно-Сахалинск – Оха направлялось свыше 50 процентов от общего объема финансирования, предусмотренного на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения.

С передачей дороги в федеральное ведомство прежнее финансирование планируется перераспределить по другим направлениям, а именно: направить на модернизацию дорог Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, Арсентьевка – Ильинское, Тымовское – Александровск-Сахалинский, Южно-Курильск – Головнино, Курильск – аэропорт Буревестник и др.

Как работать с интересом?
По мнению заказчика, дополнительный интерес к качеству строительства и содержания дорог у исполнителя может вызвать применение контрактов «жизненного цикла».

Такой контракт предполагает проектирование, строительство, последующее содержание и ремонт объекта в течение двадцати и более лет. Очевидно, что подрядчик заинтересован в снижении затрат в течение всего цикла эксплуатации объекта.

Это стимулирует к повышению качества проектных и строительных работ, в том числе за счет внедрения новых материалов и технологий.

Пока что нормативная правовая база по контрактам жизненного цикла в дорожном строительстве имеет множество неясностей, и это тормозит ее широкое внедрение в практику строительства дорог.

Однако президентом страны даны конкретные поручения правительству РФ по совершенствованию и доработке документальной основы этого направления.

Остается надеяться, что в скором времени необходимая правовая база будет создана и контракты на жизненный цикл дорог станут обычным явлением для сахалинских строителей дорог.

Михаил ЮРЬЕВ.

Из справки
На 1 января 2019 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляла 1540 км, из них с асфальтобетонным покрытием — 864 км.

В числе действующих 254 мостовых сооружения, из которых 64 — в неудовлетворительном состоянии. Нормативным требованиям соответствовало лишь 51,7 процента федеральных и муниципальных дорог.

По этому показателю область находилась на 5 месте в ДФО и на 34 — в Российской Федерации.