Другой подход

Пресс-конференция главы региона

25 июля в Южно-Сахалинске состоялась пресс-конференция временно исполняющего обязанности губернатора области Олега Кожемяко. Глава региона более двух часов отвечал на вопросы журналистов, шпаргалками-заготовками при этом не пользовался, от острых тем не уклонялся. В большинстве ответов, касающихся путей развития региона, его экономики и социальной сферы, звучала фраза: «Первые шаги в данном направлении уже сделаны». Напомним, О. Кожемяко приступил к работе в должности врио в конце марта и за прошедшее время, похоже, вошел в курс сахалинских проблем.
Одним из первых был задан вопрос о кадровом обновлении областного правительства. Ограничится ли глава региона уже проведенными перестановками, или правительство ждут новые изменения?
– И то, и другое, – ответил О. Кожемяко. – С кадрами по некоторым отраслям есть сложности. Например, по сельскому хозяйству. Будем смотреть, наверняка есть талантливая молодежь, есть опытные кадры, работавшие в этой сфере в прежние годы, кто-то из них ушел затем в бизнес… В любом случае все претенденты пройдут отбор с точки зрения коррупционности… Вероятно, и форма правительства претерпит изменения, сократятся действующие министерства, появятся новые. Форма не должна считаться догмой на десятки лет. Задачи меняются, требования времени тоже. Задача стоит такая:  в том же сельском хозяйстве, строительстве, рыбной отрасли нужно усилить работу министерств, не меняя общештатную численность. Сегодня актуально навести порядок с землями в области. У нас нет никакой четкой картины – что в каком состоянии находится, чьей собственностью является. Нужно перегруппироваться в правительстве, навести в этом деле порядок, а затем переключиться на другие задачи.
Как будут выстраиваться отношения с муниципалитетами?
По словам О. Кожемяко, власть должна быть целостной. Сахалинцам, по большому счету, все равно – кто за какую дорогу отвечает, где чьи полномочия. Людям важен результат – добротные дороги, долговечные и качественные тротуары. Власть едина – это главный постулат. И если какой-нибудь чиновник начинает ссылаться на то, что решение вопроса не входит в его полномочия, это подрывает доверие к органам власти в целом. При этом область нацелена на всестороннюю  помощь муниципалитетам по целому ряду программ, касающихся ЖКХ, по повышению качества жизни. Если муниципальная власть самоустраняется от решения жизненно важных задач, такую власть нужно убрать. По Южно-Сахалинску сейчас проводится мониторинг по строительству и благоустройству дворов. Результат имеется, город набирает темпы, область готова помогать и помогает… Вместе с тем, полагает врио губернатора, областное правительство не должно быть этаким островком счастья, от которого муниципалитеты слышат лишь одно: «Вы там сами разбирайтесь внизу!». Большинство глав муниципалитетов имеют за плечами и опыт, и школу. Им поставлены новые задачи, и они будут их решать. Или придется принимать другие решения, делать оргвыводы…
О полномочиях речь в ходе пресс-конференции зашла и в другом случае. Прозвучал вопрос о том, что для работников многих печатных СМИ, а соответственно и для подписчиков газет, крайне важна своевременная доставка газет адресатам. Почта, судя по всему, переживает не лучшие времена, можно ли на областном уровне что-то предпринять для изменения ситуации с доставкой к лучшему?
– Насколько мне известно, правительство РФ работает над этим – как модернизировать почтовую систему, чтобы она была менее убыточной и эффективной, – прокомментировал врио губернатора. – Реформирование такой структуры – вопрос сложный, полномочия государственные. Но кое-что предпринять можно. Во всяком случае, что касается доставки газет в отдаленные населенные пункты. Сейчас стоит задача по созданию межмуниципального государственного автобусного сообщения, и с этой целью в скором времени будет приобретаться партия автобусов. Думаю, с транспортниками из этой структуры вполне можно будет договориться и о доставке корреспонденции в разные населенные пункты.
Я знаком с проблемами газетчиков в регионах Сахалина, многие районные газеты печатаются в Южно-Сахалинске. Считаю, целесообразно изучить вопрос о приобретении оборудования для печатания газет на местах. Может быть, это будут мини-типографии.
Ряд вопросов от журналистов касался транспортных проблем, существующих в области.
На взгляд О. Кожемяко, важно закрыть все потребности по регулярным авиарейсам на север Сахалина и Курилы, а также наладить наземную связь с материком – Владивостоком, Хабаровском. Недавно состоялась встреча с руководством «Аэрофлота» и подписано соглашение, по которому область обязуется докапитализировать авиакомпанию «Аврора» для работы на паритетных основаниях. «Аэрофлот» пополняет парк «Авроры» тремя реактивными пассажирскими самолетами, а Сахалинская область передает в счет уставного капитала правительственный самолет и приобретает два воздушных судна DНС-8. В результате в 2016 – 2017 годах задача будет решена, станет возможной и организация прямых рейсов с Курил на материк. Кроме этого планируется строительство на Сахалине большого ангара для технического обслуживания самолетов «Авроры» и «Аэрофлота».
Для врио губернатора кажется странным то обстоятельство, что аэропорты на Сахалине и Курилах оказались в собственности региона. Решается вопрос о возвращении их в федеральную собственность, ими должна заниматься Росавиация. Аэропорт Южно-Сахалинска в «отдельной номинации». В ближайшее время на суд сахалинской общественности будет представлено три эскизных варианта нового аэровокзала. По итогам обсуждений будет подготовлено техзадание на проектирование. Аэровокзал рассчитывается на пропускную способность 500 человек в час. В 2016 году планируется приступить к его строительству. Параллельно проектируется реконструкция взлетно-посадочной полосы. Полоса в дальнейшем будет передана Росавиации. По поводу имеющегося аэровокзала сейчас поступают предложения о его приобретении. На взгляд О. Кожемяко, все предложения будут рассмотрены. Для пассажиров нет разницы, в чьей собственности аэровокзал, лишь бы он не стал инструментом для зарабатывания денег с завышением цен.
По железнодорожному транспорту есть новость. Объявляется конкурс на приобретение трех поездов, а точнее – моновагонов со всеми удобствами, с небольшим буфетом. Они должны стать весомым дополнением к имеющемуся пригородному сообщению.
По морскому транспорту ожидаются нововведения: в рамках федеральной целевой программы по развитию Курил запланировано приобретение шести судов для обеспечения транспортной доступности Курильских островов. Этот вопрос сейчас на этапе заказа технического задания, проектов пока нет. На взгляд О. Кожемяко, идеально было бы иметь в распоряжении суда, позволяющие разместить на нижней палубе личный автотранспорт пассажиров. Прибыл на Сахалин или во Владивосток, сел за руль своей «ласточки» – и в путь с ветерком на своих четырех!
В ходе пресс-конференции врио губернатора поделился планами насчет резервного фонда области. Прежнему руководству справедливо указывали из Москвы на то, что нерационально создавать большую подушку безопасности, чтобы затем «проедать» ее в течение нескольких лет. При этом просто гораздо дороже обходятся жилье, другие проекты. Деньги должны работать. Их нужно направлять в развитие Сахалина и Курил, при этом, конечно, не забывая выполнять социальные обязательства. В ближайшее время будет создана корпорация развития Сахалинской области, она займется поддержкой новых производств. В том числе строительством тепличных комплексов, свиноферм, птицеферм, рыбоводных заводов.
В ближайших планах – создание государственной управляющей компании по управлению военным муниципальным имуществом. Недавно О. Кожемяко и министр обороны С. Шойгу обсудили возможности строительства социально важных объектов (школ, детских садов) на землях минобороны, и Шойгу предложил радикальное решение – найти компанию, которая полностью бы заменила «Славянку». Будут решены формальные вопросы, и можно будет приступать к обслуживанию жилфонда в военных городках, благоустраивать дворы, ремонтировать подъезды и т. д.
Журналисты получили также комментарии по таким темам, как школьное молоко, развитие Курил, территории опережающего развития, перевод общественного транспорта в Южно-Сахалинске на газомоторное топливо, проблема с очередями в областной стоматологической поликлинике и др.
Я. Сафонов.