В среду, 28 декабря, около полудня у шестого причала северного района Корсаковского морского торгового порта бросил якорь владивостокский танкер с красноречивым названием «Патриот». Он доставил к сахалинскому берегу из порта Находка 3000 тонн дизельного топлива и 2000 тонн бензина марки АИ-92 производства ООО «РН-Комсомольский НПЗ». Именно эти нефтепродукты, как показывает анализ ситуации, сегодня особенно важны для сахалинцев.
Несколько дней до прибытия «Патриота» море штормило, причал обледенел. Но как только стало известно, что танкер преодолел непростой путь и уже на подходе, все силы были брошены на расчистку, в сжатые сроки причал привели в рабочее состояние и, несмотря на то что в очереди под разгрузку было еще несколько судов, танкер допустили к причалу в первую очередь. Судно пришвартовалось, и вскоре заработали насосы, началась отгрузка нефтепродуктов. Нельзя медлить! Погода в декабре крайне неустойчива, к тому же  все понимают: это топливо необходимо и для промышленных предприятий, и для служебного и личного автотранспорта, и для работы снегоуборочной техники…
«Патриот» совершает в месяц 4 – 5 подобных рейсов, причем работает только на сахалинском направлении. По мере необходимости ООО «РН-Востокнефтепродукт» фрахтует дополнительные танкеры. Например, со дня на день ждут прибытия из Находки танкера «Березов-Нефть» грузоподъемностью 1500 тонн, он доставит бензин марки АИ-76.
Корсаковские портовики, как рассказал начальник северного района порта В. Солодовников, считают ООО «РН-Востокнефтепродукт» надежным партнером, с которым деловые связи налажены уже в течение многих лет. Друг друга партнеры не подводят. Тем более сейчас, когда на Сахалине сложилась непростая ситуация с горючим для транспорта из-за возникшего ажиотажа.
Основное количество нефтепродуктов завозится на Сахалин именно танкерами. Но есть и исключение. Бензин марки АИ-98, потребление которого на Сахалине пока не так велико, доставляется железнодорожными цистернами  через паромную переправу. Для этой марки пока нерентабельно фрахтовать танкер. Ведь для АИ-98 потребуется подготовить целую отдельную инфраструктуру, в частности, построить резервуары на материке и на Сахалине. На сегодня достаточно того, что ежемесячно на остров доставляются цистерны. Сейчас в движении на Дальневосточной железной дороге около 300 тонн АИ-98, на днях три цистерны, попавшие в известную железнодорожную «пробку» на материке, после вмешательства сахалинских министерств и ведомств и при участии Сахалинского морского пароходства также поступили на остров.
В порту, у самого причала, установлена интересная металлическая конструкция. Она называется стендерным устройством. Говорят, такое имеется на острове только в Корсакове, причем в единственном числе. Устройство позволяет безопасно, с точки зрения экологии, осуществлять прием нефтепродуктов с танкера в любую погоду. Оно герметично соединяет емкости танкера с наземным трубопроводом. В случае, если поднимется волна на море, начнется качка, специальные замковые устройства автоматически отсоединят танкер, при этом блокируют давление нефтепродуктов, так что разливов их не происходит. Оборудование дорогое, но для Роснефти экологическая безопасность – не пустой звук, на ней нельзя экономить.
Нефтепродукты во время отгрузки под давлением насосов танкера по наземному трубопроводу поступают в береговые резервуары. Производительность насосов около 200 кубометров в час, в целом на отгрузку 5000 тонн нефтепродуктов требуется двое суток. Перекачивают поочередно – сначала дизтопливо, затем бензин. Поэтому смешения топлива не происходит, тем более что трубопроводы используются разные – отдельно для каждого вида топлива – и емкости на берегу, естественно, разные. В дальнейшем через Корсаковскую базу нефтепродуктов топливо автомобилями-бензовозами развозится  по автозаправочным станциям и комплексам. На Сахалине таковых, принадлежащих Роснефти, – 23. Север обеспечивается с использованием железнодорожного транспорта – цистернами топливо везут в Ноглики, оттуда бензовозами в Оху, Александровск-Сахалинский, Тымовское. Того количества топлива, которое доставил «Патриот», по самым скромным подсчетам, должно хватить всему Сахалину на 10 – 12 дней.
Тем временем в Находке уже формируется следующая партия нефтепродуктов для сахалинцев. Путь «Патриота» до Находки и обратно занимает 6 дней. В таком вот ритме и работает данная технологическая цепочка.
На днях руководство ОАО «НК «Роснефть» выступило с официальным заявлением насчет обеспечения Сахалинской области нефтепродуктами. В нем отмечается, что значительные очереди, которые пока еще наблюдаются на АЗС Роснефти на Сахалине, связаны с уровнем цен на нефтепродукты в розничной сети компании. Они ниже, чем у конкурентов: по бензину – на 4 – 5 рублей за литр, по дизтопливу – на 3 – 7 рублей, этим все и объясняется. Комментируя ситуацию, президент ОАО «Роснефть»
Э. Худайнатов отметил: «Хочу заверить жителей Сахалина, что нет проблем с обеспечением нефтепродуктами Роснефти, необходимыми для жизнедеятельности на острове. Мы вместе с правительством области, РЖД, другими задействованными сторонами прилагаем и будем прилагать все усилия для того, чтобы на заправках Роснефти всегда были нефтепродукты высокого качества по умеренным, рыночно обоснованным ценам. Будем продолжать работать для вас, чтобы сахалинцы пользовались нефтепродуктами в достаточном количестве и в новогодние праздники, и в дальнейшем». О том же говорит и директор сахалинского филиала ООО «РН-Востокнефтепродукт» А. Меренков:
– Наша главная задача – гарантировать обеспечение нефтепродуктами высокого качества потребителей Сахалинской области по умеренным, рыночно обоснованным ценам. В Роснефти не забывают о социальной значимости такого товара, как моторное топливо.
В. СЛАВИН.