Пятница, 29 марта, 2024

Только без паники

Мировой финансовый кризис не сходит с первых полос газет, а поскольку тема кризисов вообще для нас, россиян, очень близка, то редкий человек останется равнодушным к происходящему. Правда, далеко не все понимают, что, собственно, происходит, но ясное дело – что-то нехорошее. А потому обученные перипетиями последних десятилетий люди начинают массово впадать в панику. Не так давно, помнится, рвали деньги из банкоматов Росбанка и Банка Москвы – кто-то пустил слух о неустойчивости этих финансовых структур. Объяснениям специалистов о том, что эти банки одни из наиболее мощных в стране, никто не верил. Паника, как и ожидалось, оказалась зряшной, однако сколько времени и нервов было убито в очередях у банкоматов.
На нынешней неделе вновь пошла волна паники по поводу неминуемого – вот-вот, на днях – дефолта, и люди кинулись скупать валюту. Естественно, возник ее дефицит, что еще более подлило масла в огонь.
Почему так паникуем? Наверное, из-за неполной уверенности в завтрашнем дне. Впрочем, если говорить о продовольственном рынке области, то серьезных потрясений на нем пока не было. Цены традиционно ползут вверх, но укладываются в рамки официальной инфляции. При этом каких-то единых тенденций нет. Какие-то продукты за последние два года подорожали вдвое (рис, растительное масло, макаронные изделия, яйцо, картофель и овощи, хлеб), какие-то можно купить практически по той же стоимости, что и два, и даже три года назад (свежий лосось, куры и окорочка, вареные колбасы). Цены на нашем рынке пока умнее людей. Впрочем, всем ясно, что ситуация здесь далека от стабильности, любые перебои, любая паника могут взвинтить цены самым непредсказуемым образом. Потому что сами власти ситуацией не слишком владеют.
Наиболее характерный пример – стоимость топлива. Ее рост до недавнего времени объясняли повышением мировых цен на нефть. По данным федеральной антимономольной службы, с января по июль оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9 проц., на дизельное топливо – на 52 проц., на бензин – от 19,2 до 30 проц. На Сахалине темпы роста были примерно такими же. Но вот мировые цены на нефть рухнули вдвое. Можно было бы ожидать аналогичного поведения и от цены бензина, как, например, в США, где цена за месяц (с 3 сентября по 3 октября) снизились на 20 проц., примерно до 20 рублей за литр. Но у нас этого не происходит. На наших заправках цены по-прежнему колеблются в пределах 28,5 рубля за литр АИ-92 и дизтоплива и 29,5 – за литр АИ-95, с небольшими отклонениями в ту или иную сторону.
Почему так? Да потому что система ценообразования на моторное топливо у нас далеко не рыночная, о чем свидетельствует, например, тот факт, что цены начинают снижаться только после прямых угроз высшего руководства страны.
В частности, президент Д. Медведев взял под личный контроль ситуацию с ценами на авиакеросин, которая, по его словам, является безобразной и требующей принятия безотлагательных мер. Почему именно на авиакеросин – понятно. Регулярное банкротство авиакомпаний – слишком громкое дело. Впрочем, еще в июле В. Путин пригрозил руководителям федеральной антимонопольной службы увольнениями, если они не наведут порядок на рынке авиационного топлива. Было, кстати, упомянуто и ЗАО «Топливно-обеспечивающая компания» («ТОК»), снабжающее авиатопливом самолеты в Южно-Сахалинском аэропорту.
15 октября федеральная антимонопольная служба России признала действия ЗАО «ТОК» нарушающими антимонопольное законодательство, что выразилось «в установлении, поддержании монопольно высокой цены на авиационный керосин, а также технологически необоснованном отказе от заключения договора с ОАО «Владивосток Авиа» на прием и хранение авиационного топлива авиакомпании». В результате ЗАО «ТОК» было оштрафовано на 10 млн. 542 тыс. 470 руб.
Однако руководство компании обжаловало это решение в арбитражном суде. Кроме того, местное управление федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 20 октября прекратило дело в отношении ЗАО «Топливно-обеспечивающая компания» из-за отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.
Как утверждают в «ТОК», львиная доля в себестоимости услуг приходится на расходы по аренде федерального имущества аэропорта, рентабельность же производства всего 11 проц.
В аэропорты Камчатки, Анадыря и Магадана (сравняться по стоимости с топливом именно в этих аэропортах требовала от сахалинцев ФАС) поставляются крупные партии керосина в рамках «северного завоза» по фиксированной цене. На Сахалин топливо завозит «РН-Востокнефтепродукт» круглый год мелкими партиями с постоянно меняющейся ценой. Что же касается договора с «Владивосток Авиа», то комментарий здесь такой: «ТОК» испытывает острый дефицит в емкостях, которые арендует у ФГУП «Аэропорт «Южно-Сахалинск», и вынужден дополнительно арендовать хранилище на корсаковской нефтебазе «РН-Востокнефтепродукт».
Словом, как видим, история достаточно запутанная, и у каждой стороны свои аргументы. Очевидно, найдутся они и у крупнейших нефтяных компаний страны (в числе которых и Роснефть), которым федеральная антимонопольная служба направила требования о снижении цен на нефтепродукты.
Впрочем, «ЛУКойл» и «Газпромнефть» уже начали снижать цены, причем «Газпромнефть» стала продавать на своих заправках бензин на рубль дешевле, чем прежде. Очевидно, вскоре за ними последуют и другие компании. Но не стоит ожидать, что стоимость бензина упадет пропорционально снижению мировой цены на нефть. Нет, от силы на рубль-два, как в случае с «Газпромнефтью», и это будет не рыночный, а политический шаг, потому что нефтяные компании уже обратились в правительство с просьбой помочь им выстоять при нынешней ситуации на мировом нефтяном рынке, по крайней мере, снизить экспортную пошлину, поскольку полученной в октябре выручки уже не хватает даже на ее оплату.
И здесь все будет зависеть от последовательной политики властей. А она, как известно, последовательной бывает далеко не всегда.
Казалось бы, в такой сложной и тревожной ситуации, как нынешняя, нужно сделать все, чтобы помочь малоимущим, ведь именно они в первую очередь попадают под пресс любого кризиса.
Но вот цитата из разосланного на днях пресс-релиза администрации Южно-Сахалинска, которая «продолжает регулярные рейды по выявлению фактов незаконной уличной торговли фруктами, овощами и другими пищевыми продуктами. Как правило, осуществляя торговлю в неустановленных местах, продавцы назначают предельно низкую цену на товары. При этом они не заботятся о соблюдении санитарных норм и правил реализации скоропортящейся продукции. Во время рейдов систематически выявляются товары с истекшими сроками годности. Продажа осуществляется с неприспособленных под торговлю ящиков, сколоченных из досок лотков. Незаконные предприниматели не платят аренду за пользование муниципальной землей, не перечисляют в местный бюджет налоги. Кроме того, администрация города регулярно получает жалобы на недобросовестную конкуренцию, создаваемую уличными торговцами, от субъектов малого бизнеса, местных товаропроизводителей, крестьянских фермерских хозяйств… На нарушителей налагаются штрафы до 50 тыс. рублей. Товар может быть конфискован».
С одной стороны, все вроде правильно. А с другой – где можно купить подешевле (пусть даже и качеством поплоше) – извечный вопрос практически каждого пенсионера. А подешевле – нигде нельзя…
Такие вот казусы нашей жизни.
В. Горбунов.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ