Ну как? Есть можно?
Ну как? Есть можно?

Школьное питание: мало — плохо, много — тоже нехорошо.

Было время, когда правительство области во главе с А. Хорошавиным при прочих немалых расходах скупилось выделять средства на питание школьников из малоимущих и социально неблагополучных семей. Три года глава региона не реагировал на представление прокурора области с требованием устранить, как того требует действующее законодательство, причины и условия, нарушающие права этой категории детей на получение школьного питания. Позже средств добавили – на стакан молока и булочку…

В отличие от предшественника, О. Кожемяко, еще в должности и. о. губернатора, принял решение почти вдвое увеличить сумму денег на горячее питание учеников начальных классов, а также детей из многодетных и малообеспеченных семей. Кроме того, регион стал участником федеральной программы «Школьное молоко». И детвора дополнительно к сытным завтракам (с закусками, горячими вторыми блюдами и напитками, свежей выпечкой и фруктами) ежедневно стала получать еще и по 200-граммовому пакетику молока.

На обеды каждому ученику 1 – 4-х классов в нынешнем учебном году отпускается по 1865 рублей, а учащимся 5 – 11-х классов – по 2000 рублей. Питание стало полноценным, вкусным, разнообразным и обильным, но возникли иные проблемы. Порции по весу и объему одинаковые что для первоклассников, что для четвероклассников, малыши не осиливают. Большое количество еды идет в отходы.

Тревогу по этому поводу бьют в южно-сахалинской средней школе № 16: родителями не привито детям бережное отношение к еде. Завтраки для них бесплатные, и это не ценится. Балуясь, ученики брызгаются соком, бросаются фруктами, иногда на улице превращают в хлопушки пакеты с молоком. Мало кто ест кашу, она идет в отходы. В урнах и на полу можно найти печенье, кексы, пряники, надкусанные яблоки и груши. Старшеклассники, получающие бесплатные завтраки, демонстративно прокалывают вилками и оставляют на обеденных столах целые апельсины…

– Больно видеть это кощунство, – не скрывала эмоций учитель А. Симанивская. – Объясняю ребятам: государство вкладывает деньги в ваше развитие, здоровье и образование, а вы не цените заботу, ведете себя как заевшиеся потребители. Лучше бы отнесли выпечку, молоко, фрукты домой, поделились с родными.

– Когда рассказываю ученикам, сколько детей погибло от голода в блокадном Ленинграде, – продолжает А. Симанивская, – душа кровью обливается. В мире столько людей голодает! Мои дети живут в Донецке. Они наверняка хотели бы съесть лакомый кусочек, да его нет, а мы тут разбрасываемся… Обидно, что без перегибов у нас не обходится, хорошее дело не доводим до конца. Я лично разговаривала по этому поводу с директором Еленой Алексеевной Потаповой. Она говорит, что педагоги с детьми беседуют. Но тогда почему такой результат? Возможно, нужен приказ о проведении в классах воспитательной работы по культуре питания. Хорошо бы под роспись ознакомить с ним учителей, провести беседы в классах, организовать изучение спроса детей, держать ситуацию под контролем. А за баловство и пренебрежительное отношение к продуктам наказывать, вызывать в школу родителей. Ведь обеды условно бесплатные, на них выделяются бюджетные, а значит, и родительские деньги, поступившие в казну в виде налогов.

– Я технолог общественного питания, кондитер пятого разряда, семь лет работаю в этой школе, – вступил в разговор В. Мельников. – Считаю, в большей степени виноваты родители, не привившие детям основы культуры питания. Отсюда и нездоровые пристрастия: детворе бы чипсы с газировкой или бутерброды – и ничего более. С первоклассниками во время завтрака приходится играть, чтобы они поели. Объявляю, что улетаем в космос и на Землю вернемся через несколько часов, надо как следует подкрепиться и взять с собой бортовое питание. На ребят постарше подобные байки не действуют.

В. Мельников считает, что по деньгам вполне реально разделить большую порцию на легкий завтрак и обед. Тогда ученики будут кушать с большим аппетитом и не станут переводить продукты. Однако буфет школы № 16 хоть и уютный, но тесный. Нынешние площади не позволяют организовать двухразовое питание.

Собеседники считают, что администрация школы могла бы взять на себя ответственность и разрешить отдавать детям из других классов невостребованные, нетронутые порции. Но она такого шага не делает, и хорошая еда, как предписано, идет в отходы. Калории вместо школяров получает хрюкающее поголовье.

В соседней южно-сахалинской средней школе № 3 им. Героя России С. Ромашина проявлен более рациональный подход к организации питания. На родительских собраниях здесь договорились отправлять детей на уроки в первую смену без плотного завтрака, чтобы те охотно шли в столовую. Пока дети кушают, учителя получают на каждый класс по три больших пакета с выпечкой, фруктами и молоком.

– Столовая обслуживает 566 детей начальной школы и (по линии соцзащиты) около сотни учащихся остальных классов, – рассказала ответственная за питание И. Пуненкова. – По рекомендациям Роспотребнадзора ООО «Аллегра» составляет меню, привозит свежие продукты и отлично готовит. С увеличением размера суммы, выделяемой на питание, в рационе школьников появилось больше овощей и фруктов. Каши мы из меню исключили, потому что все они идут в отходы.

Недавно на собрании родители отметили: как хорошо, что у детей полноценное питание. Есть закуски, горячее второе блюдо – к примеру, гарнир с котлетой, мясом, курочкой, очень вкусная выпечка от корсаковских хлебопеков. Пить молоко в школе при обильном завтраке – перебор, поэтому рекомендуем брать упаковку домой. С родителями все согласовано, они принесли пакеты, куда каждый ученик кладет свой «паек». Тот, кто хочет подкрепиться после уроков, пьет молоко в классе. Остальные несут его домой, где мамы сварят из него кашу, какао или кофе.

Организмы детей по-разному воспринимают этот продукт, у некоторых на него реагирует кишечник. А походы в туалет отнимают драгоценное учебное время. Разумнее будет, если ребенок заберет молоко домой. Этот вопрос согласован на родительских собраниях и прописан в положении.

По словам директора школы № 3 С. Перловой, есть еще один плюс у молока навынос – удается сохранять в чистоте школьный двор и придомовые территории. В мае 2015-го, когда в школе впервые появились упаковки с молоком, окрестные дворы, к неудовольствию жильцов, были усеяны пустыми коробками. Теперь такое исключено.

Южно-сахалинская начальная школа № 21 – самая большая в области. Здесь в 38 классах учатся 984 малыша. Накормить такую армию в столовой на 200 мест непростая задача, но с ней справляются. По словам директора А. Павлова, в начале учебного года было много пищевых отходов. Детвора отказывалась есть каши, особенно молочные, а также пудинги, гарниры. Сейчас на тарелках остается меньше несъеденного. Работники столовой  работают по заявкам учителей, а те стали учитывать пожелания ребят. Фрукты и молоко педагоги  раздают в классах на переменках.

В средней школе № 34 с. Березняки бесплатные завтраки получают 94 ребенка. Организатор школьного питания З. Ситникова сетует, что полновесные порции дети не съедают («то ли дома перед школой кушают, то ли закормлены»). Приходится стоять над душой, уговаривать отведать блюда и слышать в ответ: «Не хочу, не буду»… Правда, нетронутые порции здесь находят едоков из других классов. В школе знают, в каких семьях низкий достаток, и приглашают ребят покушать – грех выбрасывать свежую и вкусную еду.

По словам директора  гимназии № 2 М. Чесноковой, в этом учреждении нет особых замечаний  к детям, получающим бесплатные завтраки. В начале каждого учебного года  утверждается план воспитательной работы, в котором отражены такие направления, как здоровое питание и культура питания. Эти вопросы обсуждаются на общешкольных и классных собраниях вместе с родителями. Они же входят в состав бракеражной комиссии, которая ежедневно оценивает качество приготовления пищи. А еще в гимназии есть замечательный музей «Человек и природа», где ребята могут увидеть, как выглядел кусочек блокадного хлеба. Его вид лучше любых слов воспитывает уважение к хлебу и другим продуктам.

Организаторы питания разных школ, с которыми удалось пообщаться, сходятся во мнении: на те средства, что отпускаются правительством на бесплатные завтраки, вполне можно кормить и пятиклассников. Несомненно, вопрос требует более основательного изучения и проработки, прежде чем последует (или не последует) решение губернатора и профильного министерства. Но что-то надо предпринимать.

Л. Степанец.