Пятница, 19 апреля, 2024

Этот порт поможет району

В минувший вторник «Советский Сахалин» опубликовал открытое письмо губернатору области И. Малахову от коллектива ООО «Сахалин-уголь-6». Его авторы высказывали тревогу в связи с  началом реконструкции Шахтерского порта. По их мнению, объект окутан завесой «особой секретности». Будет ли проект открыт для общественности? Будут ли ограничения в причальной погрузке угля? Какова экономическая эффективность проекта для угольщиков? – спрашивали авторы открытого письма. Начальник департамента транспорта администрации области В. Дегтярев – тот человек, который знает ответы на эти вопросы.
– По Шахтерскому порту было заказано обоснование инвестиций, которое прошло госглавэкспертизу, затем сделан непосредственно проект реконструкции, – рассказывает В. Дегтярев. – В ходе подготовки этих документов, согласно закону, должны быть проведены общественные слушания. И с 15 по 30 марта они в районе проводились и были оформлены соответствующими протоколами. Поэтому, кто хотел узнать о проекте, тот узнал. И говорить о некой секретности, о том, что «общественность не имеет представления о деталях этого проекта, а наше мнение вообще не учитывается», просто некрасиво. Где звучало это мнение? На общественных слушаниях ни одного замечания не поступило. Может быть, к нам в администрацию области шли какие-то письма и жалобы? Так ведь не было и их.
И уж совсем неправильно говорить о своем «незнании» со стороны самих угольщиков. Вот, пожалуйста, передо мной лежит протокол заседания, проведенного 5 октября 2005 года в федеральном агент-стве морского и речного транспорта. Оно как раз было посвящено нашему строительству.  Читаем: «от управляющей компании «Сахалин-уголь» (а в этот холдинг и входит ООО «Сахалинуголь-6») присутствует господин Андреев». В его выступлении (пункт 1.3) говорилось о «возможности перегружать при существующем оборудовании до 1,5 млн. тонн угля в год, что полностью удовлетворяет потребности предприятий компании на среднесрочную перспективу. О готовности компании взять в аренду причальные сооружения и участвовать в реконструкции порта». В протоколе записано, что УК «Сахалин-уголь» предложено документально подтвердить эти заявления декларацией о намерениях. То есть руководство компании было в курсе всего происходящего и могло бы разъяснить детали своим коллективам.
Что касается генерального подрядчика, в адрес которого были высказаны некрасивые подозрения, то он (то есть владивостокское НПО «Порт») победил в абсолютно открытом конкурсе, который проводило федеральное агентство морского и речного транспорта, в чьем ведение находится порт. Организация эта специализированная, с большим опытом работы.
Теперь об экономике. Расчет эффективности реконструкции порта полностью приведен в проектной документации. Проектировщики рассматривали несколько вариантов, был выбран, естественно, оптимальный. При расчете общественной эффективности срок окупаемости проекта «простой» – 5 лет, «дисконтированный» – 7 лет. Это при годовой отгрузке до 3 млн. тонн. Внутренняя норма проекта доходности – 26 проц. Цитирую: «Расчетами, приведенными в данном разделе, определена экономическая эффективность реконструкции порта Шахтерск. Выявлена инвестиционная привлекательность проекта для всех участников: стивидорных и угледобывающих компаний, федерального и областного бюджетов». Напомню, что расчеты вместе со всем проектом прошли госглавэкспертизу.
Вопрос о том, не будет ли приостановлена работа порта на период реконструкции, конечно, очень важен. Он волнует не только шахтеров, но и нас. И это условие по требованию администрации области было рассмотрено в проекте. Поэтому заявляю, что администрация области сделает все возможное, чтобы отгрузка не прекращалась. Однако на период реконструкции – 18 месяцев – в работе порта по обслуживанию судов все-таки произойдут определенные изменения.
В порту две составляющие: ковш и так называемый 4-й причал, то есть терминал, через который и происходит причальная загрузка судов. С конца 80-х годов в ковше серьезных работ по дноуглублению не проводилось, его занесло. На две трети он выведен из строя даже для вспомогательного флота. 4-й причал тоже начало заносить, и в этом году в марте и апреле пришлось прилагать усилия по дноуглублению и здесь.
В первую очередь  в эту зиму должен быть приведен в порядок ковш: заделаны прораны, сделано дноуглубление до 4 метров хотя бы двух третей порта. А затем начнем переделывать 4-й причал под загрузку 10-тысячников (сейчас к нему могут швартоваться только 3-тысячники). Отгрузка в это время будет вестись из ковша рейдовым способом. Да, это создаст определенные неудобства, снизит норму прибыли, но объемы отгружаемого угля будут сохранены примерно те же. И вообще, надо понимать, что такие масштабные работы, которые никогда в этом порту не делались, не могут не создать определенных неудобств. Кроме того, никто не запрещает в период проведения этих работ на полную мощность загрузить Углегорский порт. Да, в Шахтерске обогатительная фабрика от порта в ста метрах, в Углегорск придется возить подальше, опять же снизиться норма прибыли, но не настолько, чтобы останавливать предприятия, в данном случае – шахту «Ударновская».
Но зато в перспективе, 3 млн. расчетных тонн угля 10-тысячными судами будет вывозиться запросто. Напомню: пока район даже не добывает такого количества твердого топлива, значит, угольным предприятиям будет куда развиваться.
Одновременно хотя бы частично удастся решить еще одну проблему – с автомобильной дорогой. Несмотря на то, что мы неоднократно предлагали транспортные схемы доставки угля для энергетики области морем, через Углегорский и Шахтерский порты, УК «Сахалинуголь» предпочитает использовать для этого автодорогу. По ней идет огромный поток транспорта, перевозится более миллиона тонн угля. Естественно, покрытие не выдерживает. Но для реконструкции автодороги нужны очень большие деньги. По приблизительным оценкам специалистов, только на участок Шахтерск – Углегорск потребуется до полумиллиарда рублей, на все остальное, до Ильинска, – более 2 млрд. Предприятия же УК «Сахалинуголь» платят всего несколько млн. рублей транспортного налога, хотя разбивают полотно на все 100 млн. рублей. И эти издержки приходится нести не бизнесу, а бюджету. Бизнес не стремится помочь даже в малом. В нынешнем году мы изыскали 10 млн. рублей и договорились с УК «Сахалинуголь» о том, что их машины, когда возвращаются в район назад, порожняком, будут забирать грунт и делать отсыпку дороги. Нашли карьер, поставили бульдозер, экскаватор. Но компания свои обязательства не выполнила. Пришлось привлекать другой автотранспорт. На следующий год на ремонт дороги мы планируем выделить до 100 млн. рублей. Понятно, что немного, но хоть что-то сделать удастся. А там начнет действовать реконструированный порт.
А в перспективе, возможно, и железная дорога. Заказанное и оплаченное областью обоснование инвестиций строительства ветки до Углегорска уже проходит госглавэкспертизу.
Думаю, на вопрос открытого письма «Какова роль администрации области в проекте?» я тоже ответил.
Записал В. ГОРБУНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ