Впереди – долгожданное перволедье! Ценная информация для рыболовов-любителей

370
Первый лед на Малом Буссе.

Об особенностях любительской рыбалки на Сахалине в ноябре рассказывает постоянный консультант нашей газеты Виталий НИКИТИН, кандидат биологических наук.

– Ноябрь на Сахалине – это, во-первых, распределение рыб по зимовальным ямам и, во-вторых, долгожданное для рыболовов-любителей перволедье.

С начала месяца рыба распределяется по рекам и готовится к зимовке.

В малых реках с верховьев она спускается на средние участки, а в реках, которые непосредственно впадают в море, сосредоточивается в устьях. В больших реках острова, например, Лютоге, Найбе, Поронае, Тыми и других, рыба концентрируется на равнинных участках.

Речь идет прежде всего о красноперках всех трех видов, о которых мы подробно говорили в наших обзорах, и кундже, достаточно крупных особях. В Тунайче, Вавайских озерах и других водоемах лагунного типа рыба тоже образует скопления и готовится к зиме.

– В этих зимовальных скоплениях рыбы любителей рыбалки в первую очередь интересует кунджа?

– Конечно. Сахалинского тайменя мы не рассматриваем, поскольку он занесен в Красную книгу. А кунджа обязательно концентрируется там, где отнерестились тихоокеанские лососи.

Их нерестилища бывают временные, которые формируются в высокоурожайные для лососевых годы (увы, последние два года на Сахалине были неурожайными), и есть постоянные, куда рыба приходит всегда, правда, не всегда в больших количествах, что также зависит от «урожая» лососей.

К примеру, постоянное нерестилище находится у села Покровка в районе нижнего моста, в пятистах метрах вверх по течению Найбы.

Однако в текущем году горбуши в этой реке не было, почти нет и кунджи. Как известно, самая поздняя горбушовая группировка – сентябрьская – нерестится в нижнем течении рек, значит, зимовальные скопления кунджи надо искать недалеко от их устья (скажем, на реке Лазовой – на расстоянии не больше двух километров).

В этом году зашла кета в реку Большой Такой, что вызвало в ней всплеск численности кунджи, впрочем, на верхних участках ее маловато и на зимовке в традиционных местах будет тоже не много.

Таким образом, в первой половине ноября в местах зимовальных скоплений (нижние участки рек) будут ловиться кунджа (с переменным успехом) и красноперка, на реках Фирсовка, Мануй, Лазовая, Лесная – еще и голец (южная проходная мальма), но в небольших количествах.

В последние годы в устье Лютоги перед ледоставом практикуется лов наваги на донки.

На северо-восточном побережье острова объектом массовой любительской рыбалки станут голец и кунджа. В бассейнах рек Тымь и Поронай на выходе из притоков и в старицах будет активно брать щука.

Пока стабильна температура воды, можно рассчитывать и на язя (чебака), но как только пойдет шуга, он начнет давать сбои. Язь не любит перепада температур, его клев активизируется после ледостава.

В северо-западных реках, таких, как Большая, Лангры, Теньги, Чингай, по перволедью будут весьма интенсивно ловиться ленок и хариус.

– Давайте уточним ориентировочные сроки становления льда в сахалинских реках и озерах.

– На севере это 10 – 15 ноября, на юге – вторая половина месяца ближе к концу. Первый озерный лед в южной части острова, если не считать небольших водоемов, становится на Малом Буссе.

– Свидетельствую, что в позапрошлом году, судя по моим дневниковым записям, я открыл зимнюю рыбалку на этом озере 27 ноября. Лед потрескивал, но держал надежно. А в прошлом – только в начале декабря.

– Да, при любых прогнозах надо обязательно делать поправку на возможные аномалии погоды. Особенно с учетом нашего островного климата.

По перволедью появляются новые сезонные объекты любительской рыбалки. В предустьевых участках практически всех рек Сахалина после становления льда на зимовальные миграции собирается обыкновенная малоротая корюшка, а в солоноватых лагунах – озерах Буссе, Изменчивое, Тунайча – морская малоротая корюшка. Первую местные рыбаки (например, в Поронайском районе) называют чекой, чекушкой, а вторую – тайфуном, тайфунчиком.

– На рынках такая корюшка нередко фигурирует в ценниках как «малородка».

– Нет, это, конечно, неграмотно. Проверочное слово, как говорят в начальных классах школы, – «рот», а не «род».

– Если суммировать сказанное выше, можно сделать вывод, что для успеха ноябрьской рыбалки важно найти зимовальные ямы, зимовальные скопления рыбы?

– Да, но здесь таится и немалая опасность. Рыба в зимовальных ямах клюет очень активно, ее часто вылавливают в огромных количествах, не оставляя на воспроизводство, что может подорвать популяцию в том или ином водоеме. Особенно это касается так называемой мелочевки, прежде всего ручьевой мальмы, которая, кстати, заканчивает нереститься уже подо льдом. Поэтому, если не хотим остаться без рыбалки, надо бы поумерить аппетиты. Следует иметь в виду, что большинство рек на Сахалине сравнительно короткие и зимовальных скоплений рыбы в них не так уж много, численность кунджи и мальмы невелика.

– А как ограничить рыбацкий азарт? Идет веселая рыбалка, душа поет… Когда рыболов должен услышать свой внутренний голос: «Стоп! Хватит!..»?

– Внутреннему голосу помогут новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, принятые в мае текущего года (мы о них уже говорили), в которых установлены суточные нормы вылова рыбы рыболовами-любителями.

Так вот, каждый рыболов-любитель в реках и озерах Сахалинской области, а также в море, прилегающем к ее территории, может за сутки добыть:

  • камбалы дальневосточной – 50 штук,
  • наваги – 100,
  • сельди тихоокеанской – 50,
  • корюшки азиатской зубастой – 200,
  • корюшки малоротой морской – 300,
  • корюшки малоротой обыкновенной – 300,
  • гольцов – 30,
  • красноперок – 30.

– Поскольку ручьевая мальма из рода гольцов, и ее можно поймать только 30 штук?

– Да, правильно!

– Айнское озеро, что в Томаринском районе, тоже встает в ноябре?

– Встает, но о нем я всегда веду отдельный разговор. Да, в этом озере можно хорошо порыбачить кунджу, красноперку, крупную красногорскую селедку…

Однако ни для кого не секрет: сюда рыбаки едут главным образом за тайменем, тем более что этот водоем доступен для любого автотранспорта.

– Одинокие фигуры «таймешатников» нередко сидят и на Тунайче.

– Я знаю!.. Все это говорит о том, что запрет на вылов краснокнижной рыбы государством реально не обеспечен.

– Надо ужесточать наказание?

– За поимку одной особи нашего тайменя, численность которого катастрофически сокращается, уже наступает уголовная ответственность – куда уж больше ужесточать!

Преступника, кем и является браконьер, пугает не строгость наказания, а его неотвратимость, чего у нас нет и в помине…

– Мы знаем, Виталий Дмитриевич, что вы считаете сахалинского тайменя таким же достоянием Сахалина, как его нефть и газ.

– Да! И если мы не сохраним этот уникальный вид, потомки нам не простят!

– Надеюсь, нас с вами услышат те государственные инстанции, от которых зависит спасение тайменя-сахалинца.

– Не только государственные! Главная «инстанция» – это наша рыбацкая совесть.

Начать хотя бы с того, чтобы всегда выпускать случайно попавшегося на крючок таймешонка – молодь этого вида. И не закрывать глаза, когда видишь злостное браконьерство!

Георгий ЮРГИН.