Выступает ансамбль "Мэнгумэ Илга".
Выступает ансамбль «Мэнгумэ Илга».

В областном центре прошел IV фестиваль художественных промыслов и ремесел коренных народов Сахалина «Живые традиции». Под флагом Международного дня коренных малочисленных народов фестиваль обжил территорию областного краеведческого музея в естественных декорациях с нивхским акцентом. Этот проект областного центра народного творчества за свою недолгую историю ввиду яркой зрелищности очень полюбился южносахалинцам. И, выходя на следующий виток, организаторы всякий раз припасают в «рукаве» новые козыри, благодаря которым наши представления о культуре малых народов Сахалина – нивхов, эвенков, уильта, нанайцев – становятся ярче и объемнее.

Музыка

нас связала

Фестиваль открылся звоном металлических подвесок на поясе старейшин ансамбля «Мэнгумэ Илга» («Серебряные узоры») из Поронайска, проводивших обряд очищения от злых духов. И далее шел под интернациональный аккомпанемент этого коллектива, в котором энергией его создателя Александра Украинского поют представители практически всех малых народов острова, а также якутской певицы Синильги и айнского ансамбля Urespa из Саппоро.

Благодаря такому союзу на одной площадке зрители получили колоритную музыкальную палитру. В ней унаследованные от предков песни и танцы сахалинцев, схожие плавностью движений на течение большой реки, перемежались с вполне себе эстрадными песнями Синильги («Снежинка»), солистки Государственного театра коренных народов Севера Республики Саха (Якутия), на эвенкийском языке. А участники клуба Urespa из университета Саппоро окунули зрителей в легендарный мир племени айнов.

Клуб Urespa (что значит «Расти вместе») объединил молодых айнов, изучающих культуру предков благодаря специальной государственной программе. Для них осознанным делом жизни стало возрождение и продвижение музыкальных традиций своего народа языком хетири, т. е. песен и танцев. Из музыкального сопровождения – только старинный инструмент тонкори, которым мастерски владел Китахара Дзирото. Пронизывающие мощными токами древней магии, медитативные и воинственные одновременно хетири по мотивам жизни айнов, слитной с природой, будили удивительные чувства.

ЭтнО

надо видеть

Но все-таки в первую очередь «Живые традиции» отдают дань трудолюбивым рукам мастериц сахалинского Севера, благодаря которым новое дыхание получает искусство шитья национального костюма, вышивки, изготовления игрушек и сувениров из меха и рыбьей кожи. Около пятидесяти мастеров из шести районов области представили на конкурс свои коллекции, для показа которых успешно используется формат дефиле. Над созданием нивхской национальной одежды сегодня работают Альбина Мыгун, Александра Воксина, Татьяна Мавгун и Виолетта Кайнак из Некрасовки, эвенкийской – Елена Садинова и Анна Дорофеева из Ноглик, уильтинской – Евгения Окава. Именно их работы позволяют выстроить редкое по элегантности зрелище на площадке музея со всеми особенностями национальной моды, когда по завиткам орнаментов на халате было принято «считывать» социальный статус человека либо календарь природы. И уже не спутаешь шапочки нивхов со шлемами-накидками нанайцев, а нивхский орнамент, имитирующий рыбью кожу, с эвенкийским «шахматным» узором, подразумевающим оленьи тропы. Модельеры уделили внимание даже собакам – пара очаровательных хаски вышла на подиум в упряжи, расшитой этноузорами. Не меньше, а, может, еще больше позитива привнесла программа современной одежды с колоритом национальной культуры Севера. Это направление сегодня активно разрабатывают Наталья Тихонова и Анна Резник из Поронайска, Татьяна Андреева, Светлана Куликова и Галина Кухтина из Охи. Взыскательная молодежь с искренним удовольствием демонстрировала платья, накидки, жилеты или сумочки, деликатно украшенные витиеватыми спиралями. И кто скажет, что «вживление» традиций в душу молодого поколения таким путем неэффективно? Ведь если на смену ровдуге и крапивному волокну сегодня пришли ткани, то осталось завещанное художникам предками стремление не повторять чужих находок, а это дорогого стоит. Причем в буквальном смысле.

На фоне лаконичного дизайна сахалинцев стиль известной якутской мастерицы Христины Потаповой отличается безудержным богатством декора. Не случайно за щегольство европейские исследователи называли эвенков «французами Сибири». На фестивале она показала коллекцию одежды, созданную по мотивам героического эвенкийского эпоса о богатыре Дэвэлчэне. И пусть в древности богатыри и их дамы выглядели несравненно скромнее, сегодня каждый наряд являл собой настоящую меховую мозаику из кожи и замши, щедро отделанную стразами, металлом, птичьим пером, кисточками и подвесками. В таких костюмах да с мечами щуплые мальчишки-модели выглядели весьма воинственно, так что от желающих сняться с ними на память не было отбоя. А уж костюмы певицы и рукодельницы Синильги потрясли воображение сахалинок, оценивших, несмотря на летний зной, великолепие снежных песцов Якутии.

Расти вместе

Фестиваль подарил немало интересных перекрестий. Здесь происходят необычные сплетения вроде совместного номера «Мэнгумэ Илга» и Синильги. Можно было сравнить, сколь отличаются танцы айнов и нивхов на главном для обоих народов медвежьем празднике. Так же, как отличается от привычной конструкции нивхский тынрын, который изготовил старший преподаватель университета Саппоро Китахара Дзирото на основе источников XVIII века (его предки, кстати, во время оно проживали на территории Поронайского района). Этот в отличие от деревянного сахалинского собрата обтянутый рыбьей кожей инструмент живо заинтересовал преподавателя Сахалинского колледжа искусств Наталью Мамчеву. Сегодня знаток музыкальной культуры сахалинских нивхов работает над исследованием музыки айнов, и этот предмет дает широкое поле для поиска, потому что айнской музыке, использующей более двадцати оригинальных инструментов, до сегодня в российской науке посвящена лишь пара страниц изысканий.

А на фестивале Наталья Мамчева представила коллекцию записей инструментальной музыки нивхов – наигрышей, вокальных композиций, собранных изустно во время экспедиций по северу Сахалина. Теперь может считаться завершенным ее фундаментальное исследование «Музыкальные инструменты в традиционной культуре нивхов», выпущенное три года назад в помощь всем, кто стремится продлить связь времен. Большинство из 36 сказительниц и певиц, чьи голоса звучат на диске, к дню сегодняшнему уже покинули мир, так что все было сделано вовремя.

…На фестивале ремесел соседствовали рядышком деревянный островок Сахалин с медведем, круглый, как сигун («солнце»), якутский оберег и айнские кимоно с лабиринтами узорной вышивки. Он являет собой один из очагов сохранения преданности традициям – почитаемым, но не консервируемым. Традиция – очень живое дело. Вслушиваясь в мерное звучание этнопесен под фестивальным небом, думаешь о том, как важно человеку понимать, на какой земле он живет, чьих корней будет. Понимать, что все мы – дети планеты Земля.

И. Сидорова.