Вторник, 16 апреля, 2024

Формула любви

Сцена из спектакля «Тестостерон».

Спектакль «Тестостерон» в Чехов-центре поставил питерский режиссер Ан-тон Безъязыков. Комедия польского драматурга Анджея Сарамоновича не сходит со сцен театров по всей России больше десяти лет. И нет сомнений, что еще долго останется в фаворе, потому что ее герои, по сути, продолжили большое дело маэстро Калиостро.
Как и в прошлые века, находятся люди, желающие облегчить себе жизнь, а потому пытающиеся свести большое и светлое чувство к чистой «химии», чтоб раз – и гарантированно в дамки, и никаких душевных мучений. В спектакле такими людьми оказались семеро актеров Чехов-центра. Особую пикантность моменту придал тот факт, что одновременно на большой сцене шла работа над комедией «Лисистрата», в которой вечный сюжет «мужчины и женщины» разыгрывает команда актрис Чехов-центра.
Такой взгляд на один предмет с противоположных сторон, временами – через замочную скважину, Чехов-центр практикует второй раз – после финской трилогии Микки Мюллюахо («Паника», «Хаос», «Гармония») в постановке Даниила Безносова. Но в отличие от финнов, во-первых, «Тестостерон» черпает юмор не в психоанализе, а во вполне серьезных аргументах наук – биологии и зоологии, а во-вторых, в Польше ощутимо любят «погорячее». Некоторые театры, анонсируя премьеру, предусмотрительно упреждали лиц, условно говоря, приверженных консервативным ценностям, пощадить свои нервы. В нашем случае благодаря интуиции режиссера Безъязыкова и закону о запрете мата на сцене народная лексика «Тестостерона» существенно отредактирована. Тем не менее современная пьеса о современной жизни не вправе говорить архаичным языком, и актеры называют вещи своими именами.
О чем говорят мужчины, когда остаются наедине? Конечно, о женщинах, чье имя – вероломство, а сами они не на сцене, в зрительном зале, с интересом слушают мужские откровения о себе – любимых и невыносимых. Как в анекдоте, свадьба Корнеля (Виктор Крахмалев) удалась наполовину: он пришел, невеста сбежала. Оттолкнувшись от перемывания косточек «даме-невидимке», вместо веселого застолья два часа идет экспрессивный «мальчишник» в компании таких же страдальцев, в разной степени пострадавших от женщин. Семеро смелых, не выбирая слов и кипя эмоциями, предъявляют счета к прекрасной половине человечества – обманщицам, вруньям, опустошительницам карманов и сердец. Процесс коллективной исповеди неизбежно вытаскивает на свет божий неприятные тайны, и в итоге на пятачке сцены образуется крепкое мужское братство – одна жена/любовница на двоих, новоявленные братья и сыновья в духе бразильских сериалов.
Эти открытия сопровождаются, естественно, страстными мордобитиями, несмотря на высокий интеллектуальный уровень отдельных участников. И орнитолог Корнель, и магистр Червь (Илья Романов), и журналист Третин (Александр Ли), дети научного прогресса, разочаровавшись в «предмете», пытаются найти опору в науке: цель всех живых существ – размножение, и точка, никакой лирики. В ход идут ссылки на птичек, дельфинов, шимпанзе, от которых, по их логике, люди недалеко ушли. Теоретикам-неудачникам оппонируют всеобщий папа Ставрос (Андрей Кузин) и официант Титус (Владимир Байдалов), у которых все «в шоколаде» на личном фронте: у первого куча детей по всей стране в процессе срывания «цветов удовольствия», второй самодовольно дает уроки, как захомутать любую приглянувшуюся девушку….
Свадебный ресторан, в котором идет «разбор полетов», режиссер устроил на малой сцене, где когда-то был театральный буфет, с живой музыкой – в спектакле вовсю задействована группа «Джаз-Тайм». C помощью ее и песен в широком диапазоне – от «Уральских пельменей» до «Ляписа Трубецкого» – участники «Тестостерона» признаются в любви. Заодно демонстрируют неплохие вокальные данные, которые театру стоит более широко и разнообразно эксплуатировать. Камерность формата, когда границы между залом и сценой нет, предопределена темой: в самом деле – не выносить же сор из избы, давайте все обсудим наедине.
Антон Безъязыков поставил «Тестостерон» о трудностях взаимопонимания, об умении слышать друг друга, сделать первым шаг навстречу. Главный герой – формула тестостерона на мониторе – в конечном счете сдает позиции. К удовлетворению зрительниц, участники «Тестостерона» возносят женщину на пьедестал почета, отчетливо при этом осознавая масштаб бедствия: женщина и мужчина – параллельные вселенные. А мудрый Ставрос не преминет заметить, что «женщина и мужчина не две половинки яблока, а бананы и яблоки в одном мешке, но если их перемешать, то на вкус очень даже неплохо получается». Искренность интонации и азарт актеров Чехов-центра смягчают остроту подачи простых, банальных и вечных истин. Кого-то форма этой подачи эпатирует своей злободневностью, списанной с посиделок в гараже, кому-то будет небесполезно заглянуть в зеркало. И совершенно прав официант Титус: не молчи, давай поговорим. Правда, обращается он при этом к ложке, упавшей на пол.
И. Сидорова.
Фото Чехов-центра.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ