Суббота, 20 апреля, 2024

Форс-мажор в образовании. Губернатор на стороне родителей, недовольных качеством дистанционного обучения

В конце минувшей недели на базе южно-сахалинской средней школы № 22 губернатор Валерий Лимаренко провел виртуальное родительское собрание.
Поводом к встрече стали две сотни вопросов, поступивших на сайты главы области, регионального правительства и министерства образования. Практически все они касались проблем дистанционного обучения школьников, оказавшихся на самоизоляции из-за угрозы заражения коронавирусом.
Экстренная ситуация выявила сложности с обучением детей на дому по интернет-технологиям. Это добавило головной боли учителям, учащимся, родителям. Оно и понятно: ни у кого не было опыта дистанционной работы. А к этому добавились и технические неполадки. Многие школяры не смогли воспользоваться ни региональным «Сетевым городом», ни другими интернет-ресурсами.
Родители жаловались, что в школах Невельска педагоги выкладывали в сеть домашние задания для учеников – и только. Дистанционное образование подменялось самостоятельным обучением, оно полностью легло на плечи родителей.
В школах Холмска педагоги без объяснений давали детям непосильный объем заданий. В Поронайске зависал интернет, «Сетевой город» работал через раз. В Северо-Курильске (о. Парамушир) и Горячих Ключах (о. Итуруп) из-за проблем с интернетом практикуют обычное домашнее обучение.
Родители просили уменьшить нагрузку ученикам начальной школы в период дистанционного обучения. Но, как оказалось, и выпускникам не легче. Так, мама одиннадцатиклассника одного из южно-сахалинских лицеев сообщала: сын выполняет задания с утра до поздней ночи, а их все присылают и присылают. Ответы в печатном виде отправлять нельзя. Все надо писать только от руки. За минувшую неделю сын ни разу не занимался подготовкой к ЕГЭ. Не до того было.
Родители убеждены (и с этим трудно не согласиться), что режим дистанционного обучения не сможет полностью заменить полноценный образовательный процесс. 30-минутные дистанционные занятия прочных знаний не дают. Тем более что связь практически односторонняя, и качество ее оставляет желать лучшего. Да и нельзя просто перенести уроки в онлайн-режим – методика дистанционного образования существенно отличается от обычного.
Мамы и папы малышей южно-сахалинской гимназии № 1 сошлись во мнении, что здесь выбрана не адаптированная к обучению первоклассников платформа движения для изучения математики и русского языка в интерактивной форме. Требуется постоянное участие родителей, начиная от объяснения заданий и заканчивая технической помощью в работе с компьютером. Словом, учатся не столько дети, сколько родители. А ведь многие взрослые продолжают работать, и помочь детям не у всех получается. Тем более что срок сдачи заданий педагогам ограничен 19 часами.
Участники родительского собрания предложили какие-то классы аттестовать по итогам трех четвертей, а также, по примеру Приморья, завершить на островах учебный год в 1 – 8-х классах. Тогда выпускники смогут полноценно подготовиться к экзаменам, воспользовавшись возросшими возможностями дистанционного обучения. В нынешних условиях это вряд ли возможно при огромной пиковой нагрузке на операторов связи.
Прозвучали просьбы вернуть учеников в школы в тех районах, где коронавирус не отметился. И такая возможность не исключается, в частности, для Смирныховского, Александровск-Сахалинского, Макаровского, Холмского и Курильского районов. Разумеется, при строгом соблюдении рекомендаций по безопасности.
Губернатор считает, что надо приложить все усилия для стабилизации ситуации с коронавирусом и возвращения детей в школу. Но дистанционное обучение и цифровые технологии в любом случае будут внедряться и дальше. Такова новая реальность, поэтому все проблемные технические и организационные вопросы, связанные с интернетом в домах и школах, должны быть разрешены.
Многое на этом направлении уже делается. Заменено и усилено серверное оборудование, и «Сетевой город» сейчас работает нормально. Все провайдеры за ту же плату повсеместно увеличили скорость интернета.
Заместитель председателя правительства Вячеслав Аленьков предложил первым делом провести стандартизацию информационных систем, в которых будут задействованы учителя и ученики. Система видеоконференций, видеосвязи и трансляции позволит выстроить нормальный диалоговый процесс обучения.
Предстоит также (под акт) проверить техническую готовность каждой школы, а для этого отладить все оборудование, проверить качество подключения компьютера каждого ученика к интернету. Для учителей будет организована централизованная методическая поддержка по вопросам дистанционного образования. Их научат работать с различными вариантами образовательных онлайн-платформ.
Принято решение и о временном (на период отработки системы дистанционного обучения) снижении нагрузки на учащихся из-за риска плохого усвоения материала. Прорабатывается вопрос об очном обучении школьников в нескольких муниципальных образованиях региона.
Как подчеркнул губернатор, завершая родительское собрание, к проблемам с дистанционным обучением следует относиться без особой нервозности. Пока это можно считать масштабным экспериментом, продиктованным форс-мажорными обстоятельствами. Однако в XXI веке без цифровизации не обойтись. И в этом направлении делаются первые шаги.

Людмила Артемова.

P. S. В сложных ситуациях обращайтесь на горячую линию регионального министерства образования – 8-800-201-22-80 (c понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00) или на сайт «Сахалин.онлайн».

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ