Тема, которая будет поднята в настоящей статье, не нова, но ее актуальность растет изо дня в день. Дело в том, что существуют владельцы рыбодобывающих судов, которые ставят их в ремонт и «забывают» о них, не обеспечивают их сопровождения, оставляя без экипажа, не платят за произведенный ремонт, стоянку, электроснабжение.
Холмское ЗАО «Сахалинремфлот» специализируется на ремонтах судов. И делаем мы их в соответствии со всеми нормативными документами. Судовладельцы, со своей стороны, должны в полной мере отвечать за безопасность судна и экипажа. Обычно так и бывает, суда находятся под наблюдением заказчика. Но, к сожалению, есть и такие судовладельцы, которые к своим обязанностям во время ремонта, стоянки относятся, можно сказать, преступно. Наше предприятие пытается найти собственника судна, высылает уведомления о необходимости обеспечения его безопасной стоянки. Однако в ответ – молчание.
В подобных случаях руководство предприятия вынуждено принимать решение о поднятии таких плавсредств на слип (сушу). Именно так произошло с судами «ПТР 5005» и РС «Викинг», брошенными в 2001 году. Они принадлежат компании «Тритон». Ее генеральному директору Верхотурову Юрию Федоровичу было направлено множество уведомлений о необходимости принять меры по выводу плавсредств из нашей акватории либо по их утилизации. Но господин Верхотуров все наши запросы проигнорировал.
Другой пример. В ноябре 2004 года в наш порт без разрешения зашел СДС «Сталкер», находящийся в собственности ООО «Рино Фиш и К». Его директор Фоканов Виктор Филиппович также игнорирует наши требования предпринять исчерпывающие меры к сохранности судна, которое уже три года стоит без экипажа. Судно между тем быстро теряет плавучесть, угрожая затоплением и последующим блокированием акватории порта.
Нам непонятно отношение таких уважаемых в рыбацком кругу людей к нашему предприятию, городу, вопросам безопасности. Плавсредства, оставленные без присмотра, представляют повышенную опасность для судов, находящихся у причалов рядом с ними, для акватории порта и для экологии города в целом.
Читатель может сказать: так обращайтесь в суд с исковым заявлением об обязанности судовладельца убрать судно из акватории предприятия и взыскании стоимости стоянки и прочих штрафных санкций… Если бы это было так просто, не было бы данной статьи.
Чтобы вывести судно из акватории, необходимо выполнить жесткие требования нескольких законов, касающихся безопасности членов экипажа, закона «О государственной границе РФ». Но исполнение данных требований невозможно в силу того, что суда наполовину разграблены и немореходны, а следовательно, их буксировка невозможна.
Эта проблема коснулась и соседнего предприятия – Сахалинского западного морского порта. В его акватории уже длительное время стоит плавбаза «Итуруп»…
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы вынуждены были обращаться в транспортную милицию, МЧС, транспортную прокуратуру, к капитану порта. И единственный, кто нас услышал, это капитан Холмского морского рыбного порта Геннадий Иванович Власов. Он провел обследование и убедился, что суда находятся в критическом состоянии. Все остальные федеральные органы оставили наши письма без внимания.
Мы как хозяйственный субъект не можем решить эту проблему в одиночку. Мы просим помощи у федеральных служб: только ваше содействие сдвинет дело с мертвой точки.
А. МОИСЕЕВ,
генеральный директор ЗАО «Сахалинремфлот».