«Газета.Ru»: Не только пермская аномалия. К чему приведет новая система оценки для глав регионов

Виктор Басаргин. Фото ТАСС.
Виктор Басаргин. Фото ТАСС.

 

Отставку губернатора Пермского края можно считать началом новой кампании по ротации кадров. Cлухи, что эта отставка явно не последняя, а также информация о том, что в администрации президента разрабатывается новая «объективная» система оценки эффективности работы глав регионов, снова заставляют задуматься о сложившейся системе управления в стране.

 

    Массовые кадровые перестановки в России, которые в Кремле любят называть ротациями, неожиданностью назвать сложно. В июле 2016 года, за пару месяцев до думских выборов, президент за один день сменил четырех губернаторов, в том числе главу Севастополя, и пару полпредов.

 

В понедельник было объявлено об отставке главы Пермского края Виктора Басаргина. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков фактически подтвердил, что она будет не последней: «Обновление губернаторского корпуса — это не кампания, это процесс, это постоянный ротационный процесс… Сам президент неоднократно говорил, что это процесс обновления, собственно, это такая константа его линии, и очевидно, что эта линия будет продолжаться».

По информации «Газеты.Ru», в отставку могут также уйти главы Карелии и Рязанской области.

Вопросу об эффективности глав регионов, а точнее, как эту эффективность оценить и проверить, уже много лет. СМИ, университеты, фонды публикуют свои рейтинги, основываясь на собственном представлении о том, каков он, идеальный руководитель региона. Один из самых заметных, «Рейтинг эффективности губернаторов», формировал близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества. Считалось, что этот рейтинг ближе всего отражает оценку губернаторов федеральным центром.

Эффективность многих региональных властей, впрочем, оставалась только на бумаге — вопросы финансирования строительства, развития инфраструктуры, привлечения инвестиций в регион решались в основном из центра, заново оценивавшего предложенные региональными властями сметы, в которые помимо постройки стадиона к ЧМ-2018 могли вписать еще реконструкцию половины города. Открытие новых больниц и перинатальных центров, развитие школьного образования, строительство аэропортов также оказалось в сфере ответственности Москвы.

При этом никаких глав регионов, за исключением разве что Рамзана Кадырова, вообще давно не слышно и не видно — их просто нет в системе власти с точки зрения присутствия в федеральной политике. Тем более в России, где реальное влияние человека практически не связано с названием его должности или даже вообще присутствием в государственных органах. Глав регионов могли наказать или поощрить за успехи или неудачи на выборах, особенно на федеральных. При этом никто не спрашивает с губернатора ни за состояние бюджета, ни за рост инвестиций, ни за бизнес-климат — во всяком случае, публично.

 

В остальном о губернаторе можно услышать нечасто: например, в связи с открытием памятника Ивану Грозному или в связи с арестом за коррупцию — только сейчас на разных стадиях заключения находятся три бывших главы регионов: сахалинский экс-губернатор Хорошавин, экс-глава Республики Коми Гайзер и бывший глава Кировской области Белых.

Почти на любом экономическом форуме находятся люди (чаще всего глава Сбербанка Герман Греф и экс-министр финансов Алексей Кудрин), которые говорят, что главная проблема России — в кризисе управления. Обычно независимость любой системы от того, кто ей управляет, — хороший признак, показатель эффективности. Начальника считают отличным управленцем, если после его ухода все продолжает работать как часы. В России же эта почти полная независимость проявилась в такой форме, что управленец ни за что не отвечает — система работает и когда он есть, и когда его нет.

По информации «Газеты.Ru», в администрации президента решили разработать новые «объективные» критерии эффективности глав регионов. Среди них главные — уровень экономического развития региона (в частности, усилия местных властей по привлечению инвестиций), уровень социальной стабильности (чтобы зарплаты и пенсии платили вовремя), борьба с коррупцией и семейственностью, умение ладить с местными элитами и, конечно, электоральные успехи действующей власти. Провал по двум из критериев автоматически ведет к отставке. Как проявит себя новая система отбора кандидатов, покажут только кадровые решения о назначенных с этими KPI губернаторах.

https://www.gazeta.ru/comments/2017/02/06_e_10512221.shtml#page3