Суббота, 30 марта, 2024

Гнездо для «Беркута»

Репортаж

Хорошая новость из Приморья. 25 мая в сухом доке в районе порта «Восточный» под Находкой завершено строительство во многом уникального по своим параметрам объекта – основания гравитационного типа для буровой платформы «Беркут». В настоящий момент основание уже выведено из дока – его буксируют к месту своей постоянной работы на месторождении Аркутун-Даги на северо-восточном побережье Сахалина.
Еще один пример прямых иностранных инвестиций, работающих на экономику Дальнего Востока и России в целом. Впрочем, оператор проекта «Сахалин-1», компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ее партнеры, а также специалисты норвежской компании-подрядчика «Квернер», имеющие прямое отношение к строительству такого сложного объекта, считают, что окончательную черту можно будет подвести лишь тогда, когда громадная плавучая конструкция преодолеет большое расстояние по морю на буксире, прибудет в точку с заданными координатами, надежно встанет на морское дно в 25 километрах от берега, на глубине 35 метров, и будет дожидаться прибытия из Южной Кореи верхней части – не менее монументальной, весьма сложной и дорогостоящей. Эти части должны стать единым целым, впереди непростые операции по транспортировке и монтажу, но есть уверенность, что в 2014 году «Беркут» покажет миру, на что способен!
По случаю завершения строительства возле сухого дока на фоне бетонного колосса была организована торжественная церемония. Прибыли многочисленные гости, прошла пресс-конференция, на которой журналисты разных СМИ получили исчерпывающие ответы на свои вопросы. А главное – смогли рассмотреть во всех подробностях и сухой док, и его инфраструктуру, и само чудо инженерной мысли, при этом получали все необходимые пояснения.
Погода благоприятствовала – было тепло и солнечно. Сухой док уже перестал быть таковым – в котлован глубиной 14,5 метра, размерами 250 на 380 метров закачали большое количество воды. Причем потребовалось около 56 тыс. кубометров воды и на заполнение емкостей кессона, на котором покоятся четыре могучих башни – шахты опор, чтобы вся конструкция находилась в устойчивом положении, оставаясь на дне дока. После этого из кессона откачали воду, вся конструкция превратилась в плавучий железобетонный остров. Некоторое время ушло на подготовку к дальней буксировке, и в настоящее время три буксира ведут этот остров по морям, по волнам к месторождению Аркутун-Даги.
За 12 – 14 дней предстоит преодолеть более 1800 километров (1100 морских миль). Далее по плану – операция по установке основания, она почти полностью автоматизирована. Все необходимое оборудование на основании платформы имеется. На одном из буксиров будет находиться оператор, который с помощью пульта дистанционного управления будет открывать клапаны кингстонов. Постепенно емкости основания заполнятся балластной водой, и конструкция встанет на свое место.
Над поверхностью моря будут виднеться только четыре верхние части «башен». В средней части каждой опоры можно видеть участки в несколько метров шириной, которые отличаются по цвету от остальной поверхности, они более темные. Именно в этом месте ледовые поля толщиной до двух метров будут соприкасаться с бетоном конструкции. Потому эти участки должны быть особенно прочными и надежными.
Строителям приходилось и прежде сооружать основания для платформ, правда, гораздо меньших размеров, но раньше опоры защищали стальной облицовкой. Основание настолько прочное, что способно выдержать землетрясение в 9 баллов и удары штормовых волн высотой до 18 метров!
Во время экскурсии автор этих строк поинтересовался у строителей, какие чувства они испытывают в связи с окончанием строительства. Прежде всего – чувство гордости, как выяснилось. Работа была весьма ответственной, требовала полной самоотдачи, точности и слаженности. Поэтому в тот самый момент, когда закончили заливку последнего кубометра бетона, все направились к основанию на дно сухого дока и оставили там свои автографы. В результате конструкцию украшают никак не меньше двух тысяч подписей! Всего же на разных этапах строительства в нем участвовало около четырех тысяч человек, причем 90 проц. из них – россияне. Большая часть из четырех десятков компаний-подрядчиков также российские. Учитывая, что к выполнению контракта были подключены компании и специалисты по всему миру и работали они в разных часовых поясах, получается, что в течение двух лет работа шла в круглосуточном режиме, не останавливаясь ни на минуту! Впрочем, и на самой строительной площадке выдерживался именно такой режим, ведь работа с бетоном с соблюдением всех технологических нюансов не позволяет приостанавливать процесс. Никаких перекуров! И вот результат: стройка завершена в полном соответствии с планами с соблюдением высоких стандартов качества. Как тут строителям не гордиться: объект мирового класса!
Позже на пресс-конференции Гленн Уоллер, управляющий операциями «ЭксонМобил» в России, с улыбкой озвучит вполне серьезную мысль: «Если вы хотите познакомиться с самыми передовыми технологиями, которые применяются сейчас в мире в нефтегазовой отрасли, нужно ехать на Сахалин, на шельфовые месторождения».
В «ЭксонМобил» по праву гордятся проектом «Сахалин-1», он считается одним из передовых в мировой индустрии. Платформа «Беркут» – еще одна важная составляющая проекта. В прежние годы введены в действие месторождения Чайво и Одопту. Запуск в эксплуатацию Аркутун-Даги запланирован через два года. К слову, ожидается, что уровень добычи на этом месторождении достигнет 4,5 млн. тонн нефти в год.
Что касается кадров, в «Эксоне Нефтегаз Лимитед» уделяют большое внимание повышению их квалификации, поскольку понимают, что за этими людьми будущее компании. Более 80 проц. персонала – россияне. Технологи, инженеры, менеджеры, люди разных профессий. Руководство компании всегда знало, что «ЭксонМобил» пришел работать в Россию всерьез и надолго, отсюда и соответствующая кадровая политика. И вот еще одно тому подтверждение: недавно «Эксон-Мобил» заключил стратегический альянс с «Роснефтью», он предусматривает масштабное сотрудничество при разведке, разработке и добыче углеводородов в разных частях мира, в том числе в Карском море, в Мексиканском заливе, других местах.
– Поэтому, когда я смотрю на готовое мощное основание для платформы «Беркут», – говорит Г. Уоллер, – я думаю о том, что она только первая в числе будущих десятков подобных сооружений. При этом опыт, полученный при возведении этого объекта, бесценен. На нем нужно будет учиться и его нужно будет повторять!
К слову, успешная деятельность «Эксон Мобил» означает и выгодные контракты для российских компаний-подрядчиков, субподрядчиков. По проекту «Сахалин-1» более двух третей контрактов общей стоимостью 8,6 млрд. долларов США уже присуждены российским компаниям или совместным предприятиям с российским участием. Кроме того, на нужды образования, здравоохранения, культуры российского Дальнего Востока «Эксон Нефтегаз Лимитед» от имени всех членов консорциума «Сахалин-1» внес более 10 млн. долларов США в виде благотворительных взносов.
После торжественной церемонии с выступлениями духовых оркестров, перерезанием символических ленточек, соединявших плавучий остров с причалом, с соответствующими речами и демонстрацией фильма обо всех этапах строительства у журналистов была возможность скоротать время до отъезда в кемпе, расположенном в черте поселка Врангель, в считанных километрах от той самой стройки. Местечко живописное, вода в море прозрачная, есть и песчаный пляж, и скалы. Здесь с удовольствием отдыхают и обитатели портового кемпа, и местные жители. Детвора, правда, ворчала, что вода в море еще холодноватая для купания. На морских камнях, затопленных во время приливов, – разнообразные водоросли, в расщелинах обитают морские гребешки, иногда встречаются красавицы морские звезды. Никаких признаков экологических нарушений, грязного ила, мазутных пятен, других следов масштабного строительства не было видно. Что ж, и в этом просматривается почерк «ЭксонМобил»: забота об охране окружающей среды – один из приоритетов компании!
Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ