Горячая тема. Жилищную инспекцию завалили жалобами на «мусорные» услуги

62
Мешки с мусором от субботника 20 апреля до сих пор лежат на контейнерной площадке у центра медицины катастроф в Южно-Сахалинске.

Как и предполагалось, претензии к организации и проведению «мусорной реформы» в области хлынули с получением первых квитанций в феврале. Сахалинцы обратили внимание, что некоторые управляющие компании (УК) не изменили выставляемые суммы, то есть стоимость услуги по вывозу мусора не убрали. А в части УК размер ежемесячной платы даже вырос.

Взвыли жители частного сектора: им почти повсеместно выставили плату за вывоз мусора из расчета жилой площади 100 квадратных метров. Всем по 400 рублей. Невзирая на то, что в населенных пунктах даже площадок для накопления этого мусора не было сделано, а до 1 января 2019 года и услуги по вывозу мусора не существовало.

Основная часть жалоб была обращена в государственную жилищную инспекцию по Сахалинской области. Видимо, в правительство люди тоже писали, потому что региональная власть дала исполняющему обязанности руководителя госжилинспекции Игорю Гарбузову задание проверить и проанализировать изменения тарифов около 180 управляющих организаций на территории всей области.

Инспекция сделала запросы во все муниципальные образования, получила информацию, что тариф остался неизменным в 34 управляющих организациях, а в 10-ти повысился.

В принципе закон не запрещал УК провести собрания собственников и, оставив прежний тариф, принять решения о дополнительных услугах на выпадаемую сумму. И компании предъявили проверяющим протоколы собраний, подтверждающие, что собственники изъявили желание, например, чтобы в доме чаще мыли подъезды.

Но специалисты жилинспекции при проверке протоколов собраний обнаружили нарушения – чаще всего в правильности подсчета голосов. Составлено 11 протоколов, УК выдано четыре предписания. На сегодня осталось восемь проверок.

Некоторые жалобы не подтвердились. Как объяснил Игорь Гарбузов, многие сахалинцы считают, что если тариф по вывозу ТКО стоит 4 рубля, то и из платежки УК требуется убрать именно эти 4 рубля. Но в большом числе управляющих компаний этот тариф был ниже. К тому же из жилищной услуги убрали только вывоз мусора, но уборка контейнерных площадок осталась за УК, и плата за нее сохранилась в тарифе текущего содержания жилья.

Как будут наказаны управляющие организации, допустившие нарушения?

Исполняющий обязанности руководителя жилищной инспекции говорит, что по окончании проверок последуют обращения в суд о признании «неправильных» протоколов недействительными, следующим этапом будут требования пересчета. Однако часть управляющих компаний пошла на опережение, они прислали в инспекцию ходатайства об отзыве протоколов и письма с обязательствами произвести перерасчеты без обращений в суд. Перерасчет будет сделан по 79 южно-сахалинским многоквартирным домам.

Но это не значит, объяснил Игорь Гарбузов, что руководители управляющих организаций, допустивших нарушения, но добровольно сделавших перерасчет, не понесут никакого наказания. Просто для них оно может смягчиться. С 1 апреля 2019 года жилищная инспекция получила право рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения о штрафовании нарушителей. Только решение о дисквалификации руководителей УК осталось за судами.

Что может грозить проштрафившимся управляющим компаниям? Должностным лицам – штраф от 50 до 100 тыс. рублей и дисквалификация. Юридическим – штраф от 150 до 250 тыс. рублей.
Жилищная инспекция в рамках новых полномочий рассмотрела первые четыре дела об административном правонарушении: одна УК получила предупреждение, три – штрафы. Причем санкция о предупреждении действует только один раз.

Думается, нарушителей может оказаться больше. Специалисты жилищной инспекции, проверяя протоколы собраний собственников, обращали внимание не только на правильность подсчета голосов, но и на возможность фальсификации документов. Выявлено несколько фактов признаков подделки протоколов УК. Материалы проверок переданы в прокуратуру области.

На сегодня волна обращений в жилищную инспекцию по тарифам спала, зато выросло число жалоб на начисления регоператора.

Имеются в виду эти злополучные 100 квадратных метров, которые проставляются практически во всех квитанциях жителей частного сектора. Исполнитель услуги по вывозу мусора, видимо, не заморачивался подготовкой корректной базы.

Теперь многим сахалинцам приходится направлять обращения в абонентские отделы, уточнять квадратуру своего жилья.

Игорь Гарбузов признается, что эта тема для него тяжелая. Новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами еще «сырая», и поток негатива от населения направлен именно на жилинспекцию. Два специалиста ее немногочисленного коллектива занимаются только жалобами по вывозу мусора.

По части начислений тоже не обходится без необоснованных претензий. Например, житель Александровска-Сахалинского жалуется, что ему, собственнику гаража, незаконно прислали квитанцию на вывоз мусора. А гараж этот площадью 200 квадратных метров. Собственно, не гараж даже, а гаражный бокс. Что, в этом боксе не производят мусора?

Люди должны привыкнуть к мысли, что платить за вывоз мусора придется всем. И в частном секторе тоже, говорит Игорь Гарбузов.

Лучше, конечно, заключить индивидуальные договоры с регоператором. В таком договоре можно «плясать» не от квадратных метров, а от определенного объема ТКО. Собственник жилого дома может поставить свои условия: регоператор, например, забирает у него 20 килограммов отходов раз в неделю.

Когда заключен договор, проще и легче защищать права собственника. Если в договоре стоит площадь 60 квадратных метров, а выставляют плату за 100 метров – это явное нарушение.

К сожалению, и. о. руководителя жилищной инспекции не смог прокомментировать жалобы, поступившие в редакцию из нескольких сел и поселков области. Люди пишут, что регоператор выставляет счета за услугу, которая не оказывается. В населенных пунктах до 2019 года не было услуги по вывозу, и в новом году сюда даже не завезли контейнеры.

«Мусорная» тема остается горячей.

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.