Госзаказчик должен грамотно планировать работы и учитывать реальные возможности

В номере газеты «Советский Сахалин» за 8 августа 2014 г. было опубликовано открытое письмо члена правления НП СРО «Сахалинстрой» Александра Вайнгарда. Я полностью поддерживаю позицию Александра Александровича, но хотел бы дополнить предложенный автором список проблем.
Начнем с проведения аукциона. Для участия в торгах необходимо предоставить финансовое обеспечение заявки на электронную площадку в размере 5 проц. от начальной максимальной цены контракта фактически сроком на один месяц. То есть изъять финансы из оборотных средств. Далее, после проведения аукциона необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта либо в денежном эквиваленте (порядка 30 проц. от начальной максимальной цены контракта), либо посредством банковской гарантии. При этом список банков ограничен. При обеспечении исполнения контракта банковской гарантией мы должны заплатить банкам безвозвратно от 4 до 7 проц. от суммы начальной максимальной цены.
Немаловажной проблемой является практически полное отсутствие авансирования во всех контрактах. Для того чтобы его исполнить, нужно либо взять кредит в банке, в очередной раз заплатив варварские проценты, либо иметь «денежный мешок».
Иными словами, предприятие должно иметь оборотные средства, которых у подавляющего числа представителей малого бизнеса просто нет. И речь идет о немалых суммах – от 100 до 200 млн. рублей.
Согласитесь, имея такое состояние, учредителям предприятия проще снять эти средства со счета компании, положить на депозит, закрыть свою фирму и жить на проценты.
Не стоит забывать, что строительство – единственная отрасль России, которая полностью регулируется государством, то есть работает по ценам, утвержденным федеральным центром по ценообразованию в строительстве с региональной привязкой.
Если после составленных по утвержденным ценам смет можно снизить цену на 20 – 25 проц., напрашивается вывод: неужели расценки формируются неправильно, а если правильно, то за счет чего допустимо снижение? За счет отсутствия достаточного количества инженерно-технических работников? В таком случае речь идет о несоответствии компании требованиям по получению допуска строительной саморегулируемой организации. Или за счет выполнения работ силами неквалифицированных работников из ближнего и дальнего зарубежья, т. е. за счет дикого снижения качества? Но кому нужна такая продукция? И для кого мы вообще работаем?
Если речь идет о снижении цены за счет так называемой сметной прибыли, то и это мало что даст строителям. Любой заинтересовавшийся проблемой человек может открыть СНиП «Организация строительства» и посмотреть, какие пункты входят в вышеуказанную сметную прибыль. После накопления она уходит в бюджеты разных уровней. Строителям остается от силы 3 – 5 проц.
Как же можно, не повышая цены квадратного метра, хоть немного улучшить состояние малого бизнеса?
Для этого необходимо, во-первых, включить в начальную цену контракта затраты на обеспечение банковской гарантии исполнения контракта и решить вопрос о финансировании работ с выделениями аванса или хотя бы с помесячной оплатой за выполненные работы. Во-вторых, после заключения контракта подрядчику необходимо предоставлять срок – не менее двух месяцев – для организации выполнения работ, которые производятся с участием малого бизнеса, как правило, на действующих предприятиях. Дабы не нарушать охрану труда и технику безопасности, режим работы действующего предприятия, крайне необходима проектная документация, включающая в себя раздел ПОС, на основе которого, согласно Градостроительному кодексу, подрядчик обязан разработать проект производства работ. Данные разделы на сегодняшний день полностью отсутствуют на торгах по капитальному ремонту. И на их изготовление также необходимо время, что опять ведет к тому, что исполнение контракта должно начинаться не сразу после подписания.
В дополнение к этому для правильной организации работ необходимо производить закупку материалов у изготовителей. В среднем поставка материалов на Сахалин занимает от месяца до полутора. Сейчас же подрядчики вынуждены приобретать материалы у местной торговой сети по баснословным ценам. Сам собой рождается вопрос: кому выгодно, чтобы мы сегодня покупали продукцию у местных розничных продавцов?
Примечательно, что вопрос плановости уже неоднократно поднимался нашей СРО на уровне правительства Сахалинской области. Более того, согласно федеральному законодательству, мы все работаем сегодня в условиях трехлетнего планирования бюджета. Казалось бы, все для рационального распределения работ во времени есть и заказчику ничего не стоит проводить торги раньше на 2 – 3 месяца. Бюджет на следующий год формируется в сентябре – ноябре текущего года. Что мешает разыграть аукционы заранее и что для этого нужно, отдельный федеральный закон? Или что-то еще?
Уверен, что представители прежде всего малого бизнеса, которые сегодня находятся практически на грани краха, поддержат поднятые мною, Александром Вайнгардом и Сахалинским региональным отделением «Опоры России» вопросы. Хотелось бы услышать и другие предложения. А еще хочется, чтобы на наши обращения отреагировали, ведь мы многого не просим. Мы просто хотим работать!
Ю. Кузнецов,
член правления НП СРО «Сахалинстрой», генеральный директор ООО «Строитель-XXI».