Строгий экзамен держал 6 июня танкер «Губернатор Фархутдинов», остановившийся на рейде порта Корсаков. Во время недавнего планового ремонта в доках Сингапура он обзавелся новым носовым погрузочным устройством (НПУ), приспособленным для работы в зимних условиях. Естественно, прежде чем  новинку допускать к делу, ее прогнали  через мелкое сито проверок.
И вот финал! Последняя проверка.
Строгую комиссию, в состав которой вошли представители компании «Сахалин Энерджи» (танкер зафрахтован этой компанией для транспортировки нефти с сахалинского шельфа) и Приморского морского пароходства (владелец), дополнили журналистами. Пишущая братия в нетерпении щелкала фотокамерами и проверяла диктофоны. Но с вопросами пришлось повременить.
Сначала нужно было добраться до танкера. Облачившись в защитные костюмы, мы загрузились в «морское такси», как наполовину в шутку, наполовину всерьез называет свое судно «Мисс Сибил» его немногочисленный экипаж.
В пути журналисты взяли в оборот директора филиала ОАО «Приморское морское пароходство» Юрия Синева.
– Новое НПУ, – отметил он, – позволит танкеру участвовать в круглогодичной транспортировке углеводородов  с севера на юг Сахалина в Пригородное и оттуда на терминал отгрузки в заливе Анива. Сейчас в Сингапуре похожую модернизацию проходит танкер «Остров Сахалин». Вместе с «Губернатором Фархутдиновым» он будет осуществлять круглогодичную транспортировку нефти в течение пяти лет.
По словам Ю. Синева, оба танкера относятся к классу «Афрамакс» они созданы специально для работы в сложных навигационных условиях северных широт,  оснащены современным оборудованием, обеспечивающим высокую скорость технологической обработки груза. В целях обеспечения экологической безопасности на танкеры установлена система мониторинга давления льда на корпус судна и дополнительное сканирующее оборудование для контроля за толщиной ледового покрова.
– Так что лед нам не страшен, – подытожил свой рассказ Ю. Синев.
 – А огонь? – поинтересовались журналисты.
– Огонь, разумеется, для любого нефтяного танкера самый главный враг. Поэтому, несмотря на совершенную систему пожаротушения, мы соблюдаем крайнюю осторожность. Кстати, курить на борту не запрещено, но делать это можно только в специально отведенных местах.
В любом случае в ловушку танкер никогда не превратится. В случае чрезвычайной ситуации весь экипаж (20 человек) садится в специальный выстреливаемый спасательный бот, способный длительное время выдерживать экстремальные температуры.
Время за разговорами летело незаметно, и вскоре мы подошли к огромному танкеру. 247,2 метра в длину, ширина 42 метра, высота борта 21 метр – словно у четырехэтажного дома стоишь. Еще издали белая форма команды «Губернатора Фархутдинова» заставила женские сердца забиться чаще.
– Ой, такие красивые, а мы в сапожищах и спасательных жилетах, – закручинились девушки.
Но правила есть правила. В море не до изысков.
Впрочем, с последним утверждением я погорячился. Как впоследствии выяснилось, спартанским житье моряков не назовешь.
Встретили нас капитан Павел Прохопенко с помощниками.
Моим личным гидом стал второй помощник капитана Анатолий Демьяненко. Вместе с ним мы посетили каюты, спортзал, побывали в столовой, библиотеке, медицинском кабинете, оказалось, на судне есть даже сауна! И везде чистота, порядок и уют. Придраться не к чему.
Наконец, добрались до капитанского мостика. А там Роджер Гернон и Девид Бэйли – менеджеры компании «Сахалин Энерджи» – каверзные вопросы задают.
– Как, – спрашивает Роджер, – в случае утечки нефти при транспортировке ее на танкер вы известите отгрузчика о ЧП?
Действительно, важный вопрос, ведь, несмотря на то что танкер буквально напичкан электроникой: оборудован компьютерной системой погрузки, электронной картографией, системой контроля за загазованностью межкорпусного пространства и прочей высококлассной автоматикой, связываться с отгрузочным терминалом придется людям. Чуть задержишься, и пожалуйста – экологическая катастрофа.
– Связь держим по рации, – отвечал П. Прохопенко. – Все время. Так что, случись прорыв моментально всех на уши поставим. Если вас интересует, можем осмотреть НПУ вблизи.
Еще бы! Конечно, интересует!
У НПУ нас встретил боцман Николай Сабат. Показывая дотошной комиссии (не ограничившись расспросами, иностранцы замеряли диаметр грузового трубопровода рулеткой) действие погрузчика, он успевал общаться и с журналистами.
Выяснилось, что Николай Иванович в море ходит уже больше тридцати лет. Опыт наработал колоссальный.
– Каково расчетное время погрузки? – спрашиваю его.
– Около 15 – 20 часов, но можно и быстрее, – отвечает Н. Сабат и рассказывает, что вместимость грузовых танков 121 000 кубометров. Одновременно может вестись погрузка четырех сортов наливных грузов. Выгрузить огромное количество углеводородов танкер способен за 18 – 24 часа.
Впечатляет.
Но пора и честь знать. День подходит к концу, а нам еще на берег надо.
В ожидании «Мисс Сибил» выпили по чашечке кофе, выслушали несколько морских баек.
– Эх, – признался на прощание П. Прохопенко. – Танкер замечательный. Мне бы заправиться под завязку – и в кругосветку…
– На шесть лет? – быстро подсчитала менеджер по коммерческим вопросам морских перевозок компании «Сахалин Энерджи» Светлана Андросова.
 – А хоть бы и на шесть. На таком корабле можно.
Да, вокруг света – это здорово. Но надо работать. Однако пока строительство в Пригородном не завершено, «Губернатор Фархутдинов» откомандируют к нефтедобывающему комплексу «Витязь» на северо-востоке шельфа Сахалина.
П. Рябчиков.