Четверг, 18 апреля, 2024

Ход конем

Г. Кулишов. г. Каргаполь. “Бабушка Ульяна”.

Отправной точкой новой выставки в областном художественном музее стал образ коня. В музейных фондах скопилось немало произведений, тем или иным образом раскрывающих его статус и отношение человека к нему. Концепция проекта «Кони, кони – вы сказка и песня» немудрена и реализуется через отечественные декоративно-прикладное искусство и графику ХХ века. При этом в первом разделе открывается маленький, теплый семейный мир, во втором – глобальность времени и мысли.

Издревле конь был почитаем на Руси, будучи в народном представлении олицетворением многих достоинств – энергии, силы, красоты и свободы, верным спутником богатырей и женским оберегом. Эта его «репутация» нашла отражение в работах мастеров народных промыслов всех регионов России, которые в наши дни продолжают традиции игрушечного дела, деревянной резьбы, фарфорового и стекольного производства, лаковой миниатюры.

Музейные коллекции народного искусства на заданную тему, которые собирала еще сотрудник художественного музея Александра Марамзина, – это такая веселая детская «конюшня», где каждый мастер – со своей «фишкой». По дымковской традиции коней отличает праздничная, в пестрый «горох», расцветка и длинная шея, по филимоновской – они белые, в пеструю полоску, заглаживающую шероховатости местной глины, по каргопольской – архаичные и монохромные (красные, коричневые, черные). Глиняные кони несут царевичей, мужиков и барынь, в них посвистывают и с ними радуются жизни. В архангельских мастерских «Беломорские узоры» резчики по сей день выполняют ручки массивных ковшей и чаш в виде бесхвостой фигурки коня. Декорированная в таком духе в конце XIX века в Котласе деталь ткацкого стана-набилки – яркий пример того, как сугубо утилитарная вещь, служившая рачительной хозяйке, становится предметом искусства.

Великолепные в своей изысканности, летящие кони в произведениях мастеров Палеха, Холуя, Мстеры и Федоскино напоминают о том, что долгогривый друг человека ассоциировался с Солнцем. На крышках лаковых шкатулок, подносах и панно авторы выписывали пламенем и золотом сцены из сказок Пушкина и Ершова, былин про богатырей Илью Муромца и Добрыню Никитича, которых нельзя представить пешими. Художники Ленинградского, Дулевского фарфоровых заводов, знаменитых Вербилок создавали конные композиции в широком ассортименте, на все случаи жизни – от многофигурных тематических сервизов и уникальных шахмат до ширпотребных статуэток, украшавших через одного быт советских граждан.

В орбиту проекта оказались втянуты и отечественные графики, что позволяет оценить масштаб явления. «Конская» тема раскрыта и напрямик, и опосредованно. И в данном случае радостен повод погрузиться в коллекцию графики музея, преимущественно черно-белой, причем некоторые листы впервые вышли в свет. С учетом того, что сегодня практически сошла на нет печатная графика, можно удивляться богатству графических школ экс-СССР. Особенно представительными вышли высказывания художников, создававших иллюстрации к эпическим произведениям, которые стали классикой жанра. И здесь листам Владимира Фаворского к «Слову о полку Игореве» дышат в спину и не уступают мощью и утонченностью иллюстрации Теодора Герцена к киргизскому эпосу «Манас», насыщенные яростью батальных сцен и национальным колоритом. Неукротимость движения, безумие и власть вечности запечатлели петербуржцы – «Всадники Апокалипсиса» Леонида Строганова, работающего в европейской традиции, и термоядерное «Время» Латифа Казбекова, где закручен до неба вихрь летящего табуна. Контрапунктом стихии стал чарующий зимним волшебством офорт Станислава Никиреева, где на заснеженной улочке приостановилась совершенно некрасовская «лошадка, везущая из лесу воз». И те, и другие «герои дня» – на теплых пасторальных картинках и монументальных иллюстрациях к эпосам – в равной мере западают в память и душу не менее, чем кони барона Клодта, и позволяют выразить в чистом поле листа всю поэзию мироздания.

И. Сидорова.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ