Холмский морской торговый порт крут в тарифах. Облдума направила обращение первому зампреду правительства России Андрею Белоусову

Фото: youtube.com

В нем отмечается, что Сахалинская область является единственным субъектом РФ, расположенным на островах, и морской транспорт имеет важнейшее значение для социально-экономического развития региона.
В настоящее время инфраструктура морского транспорта состоит из 9 морских портов и 14 морских терминалов, входящих в границы портов транспортного и пассажирского флота. Морские порты Корсаков и Холмск являются самыми крупными портами общего пользования с круглогодичной навигацией, специализирующимися на перевалке народнохозяйственных грузов. Холмский морской торговый порт, в частности, задействован на переработке сухих грузов и обработке паромов. Здесь функционирует стратегический транспортный объект – морская автомобильно-железнодорожная паромная переправа Ванино – Холмск, которая связывает остров с материком. Данный объект социально значим в жизнеобеспечении области, поскольку каждый паром вместимостью до 28 железнодорожных грузовых вагонов либо до 37 большегрузных автомобилей и до 100 пассажиров (за исключением парома «Сахалин-10», предназначенного для перевозки опасных грузов) ежемесячно доставляет около 100 тысяч тонн грузов и около 3 тысяч пассажиров.
Причальные, паромные комплексы и другие гидротехнические сооружения, являющиеся основой порта, находятся в федеральной собственности и эксплуатируются Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт».
На территории порта находятся склады, емкости для хранения нефтепродуктов, железнодорожные ветки, связанные с железнодорожной станцией Холмск Дальневосточной железной дороги, и другое недвижимое имущество, которое используется различными хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги, необходимые для бесперебойного функционирования порта. В том числе здесь осуществляет деятельность публичное акционерное общество «Холмский морской торговый порт» (ПАО «ХМТП»), в собственности которого находятся земельные участки, используемые в качестве дорог для въезда и передвижения по территории порта. Данными дорогами пользуются как хозяйствующие субъекты для подъезда к объектам инфраструктуры порта, так и получатели услуг.
На все предоставляемые на территории порта услуги установлены соответствующие тарифы, в том числе акционерным обществом – на въезд и выезд.
Учитывая, что до января 2020 года морпорт в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» состоял в реестре субъектов естественных монополий, его деятельность подлежала государственному регулированию, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти посредством установления цен (тарифов, сборов) на его услуги, что устраивало потребителей. Но в январе-2020 правительством РФ внесены изменения в некоторые законодательные акты, и государственное регулирование тарифов на указанные услуги прекращено. При этом органам исполнительной власти в регионах предоставлено право вводить госрегулирование тарифов на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с неразвитой конкуренцией, но при условии наличия таких портов в перечне, утвержденном ФАС России, и согласования с минтранспорта РФ. До настоящего времени этот перечень не утвержден.
Воспользовавшись возникшим правовым пробелом, как указано в думском обращении, ПАО «ХМТП» в январе 2020 года в разы увеличило тарифы на услуги (в том числе на выдачу пропусков для въезда-выезда с территории порта) и обязало потребителей услуг заключать соответствующие договоры, нарушив тем самым требование законодательства по обеспечению равного доступа потребителей к своим услугам. Причем за отказ заключить договор потребителей не пускали на территорию порта, перегородив проезд. Из-за конфликтных ситуаций были допущены простои в деятельности хозяйствующих субъектов, срывы в работе паромной переправы. Так, 3 января 2020 года паромы «Сахалин-9» и «Сахалин-10» не смогли своевременно произвести погрузку-разгрузку.
По информации ФАС России, проект нормативного правового акта об утверждении перечня морских портов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с неразвитой конкуренцией, в который включены и все порты Сахалинской области, подготовлен, но до сих пор не утвержден. Кроме того, при согласовании вышеупомянутого проекта минтранспорта РФ исключен из перечня порт Невельск, через терминалы которого (Южно-Курильск, Курильск и Северо-Курильск) обеспечивается ввоз социально значимых товаров народного потребления и грузов в рамках реализации федеральных и региональных программ по развитию Курильских островов, а также осуществляется перевозка пассажиров и их багажа регулярными морскими линиями Сахалин – Курилы и Петропавловск-Камчатский – Парамушир. Областная дума просит включить в перечень Курильские морские терминалы порта Невельск и ускорить принятие данного нормативного правового акта, что позволит региональному правительству осуществлять госрегулирование цен (тарифов) на услуги.
Есть у депутатского корпуса и еще ряд конкретных предложений по регулированию цен в этой сфере. Этот вопрос для островного региона, где нет конкуренции на данные виды услуг, имеет существенное социальное значение.
Что касается ПАО «ХМТП», то этот вопрос уже обсуждался в облдуме в мае текущего года в присутствии генерального директора предприятия Николая Землянухина. К сожалению, конструктивного диалога не получилось. Было принято во внимание сообщение представителя регионального правительства о том, что 16 января 2020 года направлено в адрес ФАС России обращение о включении морпортов Сахалинской области в так называемый «северный» перечень. В ответ антимонопольная структура уведомила островную власть о разработке соответствующего проекта. Но, как видим, до настоящего времени реально никаких изменений. Тем временем Холмский порт, пользуясь отсутствием конкурентов, продолжает политику повышения цен и тарифов.

Лариса ПУСТОВАЛОВА.