Пятница, 29 марта, 2024

Испытание на прочность, или Как я работала кондуктором

Недавно в общественном транспорте услышала, как девушка обвиняла кондуктора: «Ну что же вы не найдете себе нормальную человеческую работу? Сидите тут, билетики отрываете да катаетесь туда-сюда. Это даже дураку под силу…».
Так родилась идея этого материала. Я решила проверить на собственном опыте, что же представляет собой эта «нечеловеческая» работа. «Жертвой» моего эксперимента стал междугородный автобус маршрута Анива – Южно-Сахалинск. Летом это один из самых популярных маршрутов среди южносахалинцев, стремящихся уехать из пыльного города на анивский пляж.
За день мне предстояло отработать три рейса из Анивы в областной центр и обратно, продолжительность каждого – два с половиной часа. Да уж, накататься, действительно, можно вдоволь…
Кондуктор
или психолог?
Итак, 8.30. Воскресное солнечное утро, анивская привокзальная площадь, автобус. Захожу внутрь, оглядываюсь: просторный салон, удобные сиденья, приветливый водитель. Автобус трогается с места. Пассажиров оказывается мало – больше половины мест пустует. Собрав плату за проезд в обмен на билеты, прохожу на свое место с мыслью о том, что все началось неплохо. Сомнения в том, что работа кондуктора не пыльная, закрадываются в мою голову минут через десять, когда на одной из остановок в салон входит дама преклонного возраста. Сев напротив, она без всякого предисловия начинает рассказывать мне о своей нелегкой судьбе. Через десять минут я уже знаю краткое содержание ее биографии, через двадцать – все ее душевные переживания. При этом мне приходится периодически ее успокаивать. Я, конечно, знала, что работа кондуктора предполагает умение общаться с людьми, но о том, что придется переквалифицироваться в психологи, никто не предупредил. Затем поделиться своими проблемами и спросить совета захотела еще одна пенсионерка. Забегая вперед, скажу, что за день мне пришлось выслушать около шести подобных исповедей. Один уже очень старенький дедушка признался, что он ездит в автобусе только затем, чтобы хоть с кем-то пообщаться. Рассказав довольно печальную историю своей жизни, он сразу же вышел на ближайшей остановке и уехал обратно на встречном автобусе. Человек хотел даже не поговорить, а выговориться. Как заверил водитель, таких людей очень много, и это в основном пенсионеры, в большинстве своем одинокие люди, которым не с кем больше поговорить.
 Но не только о чужих проблемах и бедах слышу я сегодня. Среди пассажиров оказываются и другие интересные «экземпляры»: они читают стихи, поют песни, рассказывают анекдоты. Словом, соскучиться некогда.
«Горячая»
поездочка
За разговорами время летит незаметно. И вот конечная остановка – автовокзал  Южно-Сахалинска. Перерыв двадцать минут – и в обратный путь. Дает о себе знать отсутствие занавесок на окнах. Солнце уже припекает, и в салоне становится невыносимо душно. Даже открытые люки не спасают. Люди, толкая друг друга, спешат занять свободные места, которых раза в четыре меньше желающих ехать с комфортом. Особенно активны бабульки – проявляя не соответствующую их годам прыть, они ловко распихивают всех локтями и огромными авоськами. Наступая друг другу на ноги и пытаясь запихнуть в салон плавательные круги и детские бассейны (уже надутые!), пассажиры торопят водителя и нетерпеливо протягивают мне смятые и влажные купюры. На просьбу привести деньги в нормальный вид люди смотрят на меня пронзительным взглядом и начинают кричать.
Столько нецензурных выражений я не слышала за всю свою жизнь. Пытаюсь всех успокоить, вспомнив наставления профессиональных кондукторов: «Любую проблему гаси шутками». Но пассажиры не хотят понимать мой юмор, отвечая очередной порцией крика и брани. Понимаю, что я стала для них объектом выплеска плохого настроения.
Начинаю верить, что работа кондуктора действительно «нечеловеческая». С усмешкой вспоминаю: «…сиди себе да катайся». Если бы! И это только первый рейс. Автобус наконец-то отправляется в путь. Попросив всех приготовить деньги за проезд, стараюсь пройти в глубь салона. Безуспешно. Протиснуться сквозь толпу просто невозможно. Натыкаюсь то на огромную сумку, то на грозного вида пса, то на сплошную стену тел. Вдруг оказывается, что кто-то перепутал маршруты и сел не в свой автобус. Приходится останавливаться и ждать, пока рассеянный пассажир не сойдет под неодобрительные восклицания людей. А солнце, как будто издеваясь, светит прямо в окна. Воздух в салоне накаляется и в прямом, и в переносном смысле.
«Зайцы» атакуют
Поняв, что до всех пассажиров мне не дойти, прошу передавать деньги через других. В итоге проезд не оплатила и половина. Такой кондуктор, как я, наверное, находка для любителей покататься бесплатно. А на что, собственно, я надеялась? На сознательность пассажиров? Но до нее ли человеку, стоящему в конце салона? Никто за деньгами к нему не подходит, да и с места кондуктора его не видно.
Пригрозив тем, что всех «зайцев» высажу на ближайшей остановке, жду реакции. Тишина. Приняв самый невозмутимый вид, начинаю проталкиваться сквозь толпу. А сама чувствую, что внутренняя истерика перерастает во внешнюю. Дойдя до середины салона, понимаю, что дальше дороги нет. Назад тоже. Придется ехать так. По крайней мере, есть возможность вычислить безбилетников.
Всматриваюсь в пассажиров, ищу тех, кто еще не платил за проезд. Но тщетно – все лица смешались в одно. Это ж какой зрительной памятью нужно обладать кондуктору, чтобы каждый рейс запоминать всех пассажиров, которых за день проходят сотни?!
 На первой остановке выходят человек десять. Дышать стало легче. Двигаться тоже. Удается даже вычислить нескольких «зайцев». Но многие так и не хотят платить. Приходится прибегнуть к помощи настоящего кондуктора, до этого момента бывшего лишь наблюдателем.
Среди пассажиров оказываются и такие, кто предлагает меньшую сумму денег, но без билета. Вроде как сделка, выгодная обеим сторонам: они экономят на проезде, я получаю «левые» деньги. Обидно и унизительно – я ведь не попрошайничеством занимаюсь, а работаю.
Приехав в Аниву, с наслаждением вдыхаю свежий воздух. До следующего рейса – около трех часов, можно отдохнуть и приготовиться к новому «путешествию».
«Полосатый рейс»
Именно так можно назвать мой второй рейс из Анивы в Южно-Сахалинск. Конечно, тигров среди пассажиров нет, но другие представители семейства кошачьих в салоне наблюдаются… или, правильнее будет сказать, слышатся. Двое безобидных с виду котят издают душераздирающие звуки из своего убежища – корзины в руках маленькой девочки. Бедняжка пытается их успокоить, но безуспешно. Пассажиры
нервно поглядывают в сторону нарушителей тишины и сначала шепотом, а потом уже и в голос выражают свое недовольство. Измученные жарой и давкой в автобусе, они не желают терпеть еще и это «музыкальное сопровождение», требуя от меня, как от хозяйки салона, решительных действий. Хозяйка салона??? Почему-то они не вспоминали об этом, когда дело касалось платы за проезд или соблюдения порядка при посадке в автобус. К счастью, проблема решается сама собой: путешествие для усатых пассажиров и их хозяйки заканчивается с очередной остановкой – пунктом их назначения.
Обратная дорога проходит без приключений. Пассажиров немного: видимо, все уже греются под солнышком на пляже (счастливые!), в салоне тихо и спокойно. Идеальный рейс! Но принятое мною час назад решение я не меняю. Как только автобус доезжает до вокзала, я благодарю водителя и кондуктора и отправляюсь домой. На третий, последний рейс у меня уже не хватает ни сил, ни нервов. Еще два с половиной часа на ногах со всеми этими кошечками, собачками и «зайцами» я не выдержу. И кто знает, что еще бы меня ждало? Пьяные пассажиры, драка? Нередко ведь кондуктор и с таким сталкивается. А может, это просто мне так «повезло»: в один день столько приключений? В любом случае, вспомните известные строки: «Все профессии нужны, все профессии важны» – и поверьте, что дураку такая работа точно не под силу…
Е. ШКУРАТОВА.

Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ