Два с лишним часа активного общения в режиме онлайн дали возможность чиновникам и предпринимателям не только обсудить текущие проблемы бизнеса и определиться с решением наиболее острых вопросов, но и подробно поговорить о перспективах экономического развития региона.

Дела парковочные
Одной из тем, озвученных на инвестиционном совете, стало исполнение поручения по разработке генерального плана застройки областного центра. В частности, выяснилось, что поручение пока еще в стадии исполнения, причем вовсе не потому, что городская администрация все это время сидела без дела. Просто подготовленный проект уже дважды возвращался правовым управлением городской думы на доработку, и не факт, примут ли его с третьего раза.
В чем суть проблемы? По словам мэра Южно-Сахалинска Сергея Надсадина, все дело в региональных нормативах градостроительного проектирования. В частности, это касается автомобильных парковок, обязательных для каждого вновь построенного жилого дома. В зависимости от того, где ведется строительство — в центре города или в планировочном районе, количество парковок может быть разным. Так считает городская администрация. Но есть и другое мнение: количество парковочных мест должно быть одинаковым для любой новостройки.
— Именно поэтому вопрос о парковках должен быть четко отражен в правилах землепользования и застройки — этой неотъемлемой части любого генплана, — подчеркнул мэр.
Еще один вопрос, в обсуждении которого пришлось участвовать городской администрации, касался ремонта улицы Деповской в областном центре. Судя по сообщению руководителя ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, вышеозначенная улица явно стала опасной для здоровья пешеходов. Мало того что она узкая, так еще по обеим ее сторонам выкопаны глубокие траншеи. А ведь по Деповской ходит много молодежи — учащихся Сахалинского техникума строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поедет машина, некуда и в сторону отойти. Мало ли что может случиться?
— Надо заложить хотя бы в одну из траншей дренажную трубу, закопать и сделать тротуар, — внес свое предложение Мозолевский.
— Да мы это все уже делаем, — тут же последовал ответ вице-мэра города Александра Гринберга. Так что непонятно было, информация ли главы «Сахалинстроя» устарела, либо это городская власть научилась устранять свои огрехи раньше, чем о них зайдет разговор на заседании инвестсовета.
Свою нотку разочарования добавил в дорожную тему подрядчик из Томари. Ситуация в общем-то банальная: в 2019 году подрядчик отремонтировал муниципальную дорогу, а местная администрация оплачивать работу не желает, поскольку есть претензии к качеству. Сейчас дело лежит в арбитражном суде, и неясно, чем все это кончится.
— За все время, когда мы занимались дорогой, к нам никто не приезжал, никто нашу работу не оценивал, — жаловался подрядчик. — А вот теперь мы вынуждены тратить время на суды!
— Это наше достижение, а не наш недостаток, ведь мы живем в правовом государстве, — заметил на этот счет глава региона. И посоветовал подрядчику спокойно дожидаться арбитражного суда. На этом пожелании очередной вопрос был исчерпан.

Свои или местные?
Актуальную тему озвучил на заседании инвестсовета все тот же глава «Сахалинстроя» В. Мозолевский. Разговор касался участия сахалинских компаний в аукционах на получение госзаказов, в том числе и в строительной отрасли. Дело в том, что победителями аукционов преимущественно оказываются компании с материка, которые заявляют на производство работ более низкие цены. И хотя здесь все по закону (в соответствии с правилами аукциона, наиболее низкая цена — главный критерий при определении победителя), местным подрядчикам все равно обидно.
Тут же прозвучало предложение главы региона: компании с материка должны регистрироваться на Сахалине, приглашать на работу местных специалистов и не заниматься выдачей зарплат в конвертах. Просто надо честно платить налоги и делать все без исключения выплаты своим работникам, включая северные надбавки.
— Мы сейчас все компании, в том числе строительные, будем проверять и смотреть, как они начисляют заработную плату, как они формируют договоры с сотрудниками, которых привозят, и так далее. Потому что они себя ведут незаконно. Фактически в рабском состоянии держат людей. Это неправильная конкуренция, — высказал все, что думает по поводу варягов с материка, губернатор Лимаренко.
Кампания по наведению порядка в аукционной деятельности стартует в ближайшее время, причем с поиском кандидатов на проверку проблем не будет. Согласно новым правилам, компании, прибывающие с материка, должны иметь цифровые пропуска, по которым отыскать потенциального нарушителя проще простого. И если вдруг выяснится, что какая-то компания что-то нарушает, а где-то недоплачивает, штрафные санкции, надо думать, последуют незамедлительно.
Если что и вызывает сомнение, в том числе и у главы «Сахалинстроя», так это реальный эффект от подобных проверок. И в самом деле. Никто не вправе запретить компаниям завозить специалистов с материка, тем более что на Сахалине традиционен кадровый дефицит. Да и стоят такие кадры дешевле островных хотя бы потому, что не имеют северных надбавок. Так что фирмы с материка побеждают в конкурсах еще и по этой причине.

Даешь климат!
Одна из благодатных тем, постоянно озвучиваемых на инвестсоветах, это улучшение инвестиционного климата на наших островах. Не стало исключением и нынешнее заседание. В частности, речь шла о сахалинском клубе развития бизнеса. Подробно о нем рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
По информации зампреда, новая структура будет состоять из трех комитетов, каждому из которых предстоит решать свои определенные задачи. Так, комитет по повышению производительности труда займется рекомендациями по снижению непроизводственных издержек, обучением персонала и внедрением на сахалинских предприятиях инструментария «бережливого производства». Комитет по развитию экспорта будет сориентирован на анализ экспортного потенциала товара, подготовку товара к экспорту (сертификация, упаковка) и поиск покупателей и каналов продаж. А комитету по инвестициям предстоит осуществлять практическую помощь в привлечении федеральных инструментов продаж и обсуждение инвестиционных возможностей региона.
В соответствии с направлением деятельности, в управленческой деятельности будут участвовать министерство инвестиционной политики, министерство экономики и министерство эффективного управления регионом.
— Развитие трех ключевых направлений поможет нам создать новые рабочие места с достойной заработной платой, то есть выше той, что в среднем по региону, а также повысит конкурентоспособность сахалинских предприятий на внутрироссийском и международном рынках. Это те самые принципиальные задачи, которые мы хотим для себя решить, — подчеркнул Антон Зайцев.
Когда и где именно будут созданы рабочие места – это другой вопрос. Главное, что создание комитетов уже началось, а за климатом дело не станет.

Игорь КАЛИНИН.

Новая структура
Создается сахалинский клуб развития бизнеса. Он будет состоять из трех комитетов – по повышению производительности труда, по развитию экспорта и по инвестициям. Развитие этих направлений поможет создать новые рабочие места с достойной зарплатой и повысит конкурентоспособность сахалинских предприятий на внутрироссийском и международном рынках.