Проблема организации горячего питания в учебных учреждениях области обсуждается сегодня на разных уровнях. Вот и депутаты облдумы на недавней сессии рассмотрели обращения коллективов учреждений начального профессионального образования и депутатов представительных органов местного самоуправления, обеспокоенных ухудшением здоровья учащихся. Не секрет, что в этих учреждениях в большинстве своем обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, в которых зачастую стипендия подростка в 336 руб. является единственным источником дохода… Понятно, насколько значимо для таких ребят организованное питание в стенах родного училища. Ранее средства на эти цели выделялись центром, а с 1 января 2005 г., в связи с изменением федерального законодательства, государство переложило нагрузку на субъекты РФ. Но эти затраты, увы, в региональном бюджете не предусмотрены. И думцы решили предложить губернатору предусмотреть в проекте закона об областном бюджете на 2007 г. выделение финансовых средств учреждениям начального профессионального обучения на предоставление учащимся бесплатного горячего питания. Об этой «горячей» проблеме – наш разговор с главным федеральным инспектором по Сахалинской области С. Зарицким.
– Недавно я побывал в командировке в северных районах Сахалина, – говорит Сергей Анатольевич. – И воочию убедился, как сложно сегодня организовать полноценное питание в учебных учреждениях, в том числе в школах. Тем более если в них обучается большое количество детей из малообеспеченных семей.
– Но ведь для поддержки таких детей выделяются средства из областного бюджета?
– Да, на эти цели в 2006 г. предназначено аж… 4 млн. руб.! Если реально смотреть на жизнь, то их хватит лишь на то, чтобы в течение 3 месяцев прокормить около 3 тысяч детей! А их у нас в области – около 30 тысяч… Я считаю, что данная сумма цинично мала и называть ее помощью просто непозволительно!
– Тем не менее директора школ отчего-то не бьют в колокола, школьные столовые продолжают работать.
– На местах, образно говоря, каждый выкручивается как может. Где-то часть дополнительных средств выделяет муниципалитет, где-то школы заготавливают для собственных нужд сельхозпродукцию, удешевляя питание. Используется порой и такой вариант: сокращается рацион, чтобы обеспечить, пусть и «усеченным» питанием, большее количество детей.
Мириться с такой ситуацией нельзя. Сумма дотации, по моим подсчетам, должна быть увеличена в 30 раз, подчеркиваю: в 30 раз, а не в три! А начинать надо с не менее чем 10-кратного увеличения.
– И вы считаете, что эта идея может быть реализована?
– Конечно, найти дополнительные источники сложно, бюджет-то практически сверстан. Но я надеюсь на понимание и депутатов областной Думы, и губернатора. Возможно, есть смысл подсократить какие-то другие программы – скажем, то же благоустройство. Но дети должны питаться полноценно!
Кстати, ради этой благой цели я использовал и свой партийный статус секретаря политсовета регионального отделения «Единой России». Состоялась встреча с депутатской фракцией в облдуме, однопартийцы меня поддержали. Сейчас в думских комитетах идут детальные подсчеты – мы должны ясно представлять, какова цена вопроса, прежде чем вносить поправки в бюджет 2007 г. Хотя, откровенно говоря, и 10-кратное повышение дотации не решит проблемы полностью. Но важно сегодня сделать первый шаг. Накладно для бюджета? Да. Вот и должен у власти появиться стимул: повышая жизненный уровень сахалинцев, уменьшать количество малообеспеченных семей. Тогда и доля дотаций будет сокращаться. Пора всем понять, что главная цель – не в увеличении дотаций, а в сокращении семей, имеющих статус малообеспеченных.
– Мало деньги выделить – важно их разумно распределить.
– Думаю, и депутаты, и исполнительная власть найдут верные варианты.
Кстати, и сегодня, даже при скудном финансировании, многое зависит от позиции того или иного должностного лица. Например, я столкнулся с такой проблемой: многие дети из малообеспеченных семей не считаются таковыми, поскольку на них не оформлены необходимые документы. Почему не оформлены? Да потому, что кто-то из родителей не знает, как это сделать, а кому-то и дела нет до собственных детей… Но ведь есть классные руководители, директора школ, есть департаменты образования, соцзащиты – ну неужели так сложно помочь собрать соответствующие справки! Да, хлопотно. Да, возможно, это и не входит в их прямые обязанности и куда как легче отмахнуться от излишних забот. Но, убежден, ради детей чиновникам необходимо где-то и выйти за рамки своих должностных полномочий.
– Как-то сурово вы – о чиновниках…
– А почему бы и нет? Ведь сегодня от них очень многое зависит. И поверьте: хороших чиновников немало, их надо ценить. Но при этом не забывать, что в обществе власть существует для людей, а не люди для власти. Как в основном, к сожалению, пока у нас происходит.
– Как вы относитесь к тому, что, оптимизируя бюджетные расходы, власть ведет «наступление» на сельские школы? При этом ссылка делается на государственную политику: мол, такова позиция центра.
– Я не думаю, что на местах реализуется замысел президента. Откуда это стремление закрыть сельские школы? Если речь идет о неперспективности конкретного населенного пункта, это еще можно понять. Но если все «списывается» на якобы повышение качества образования, лично я поддержать такую позицию не могу. Нельзя строить счастье людей вопреки их желанию. Вообще, к каждому селу, к каждой школе надо подходить индивидуально, деликатно, с учетом мнения населения. Если назрела необходимость реформирования школы, убедить в том родителей, учащихся, учителей. А то порой даже, возможно, и правильные управленческие решения порождают конфликты. Пример тому – пореченская школа. В данной ситуации действия администрации Макаровского района по отношению к людям, отстаивающим сельскую школу, просто недопустимы! И не надо рушить устоявшийся сельский уклад жизни, насильно загоняя сельских детей в городские школы. У людей всегда должен быть выбор.
Кроме того, сегодня речь идет и о переселении в Россию наших соотечественников из зарубежья. Реально их могут принять как раз наши села. Как закрепить там людей, если мы стремимся избавиться от местных школ?
– Сергей Анатольевич, но тема неперспективных сел, увы, не нова. К ней, в частности, не раз обращался и «Советский Сахалин». Власть должна, думается, честно сказать людям, какое будущее ожидает каждый населенный пункт…
– А для этого нужно иметь все-таки не ту программу развития области до 2015 г., которую приняла в основном варианте областная администрация. За общими показателями не видно конкретной картины. Например, сколько рабочих мест останется в том или ином селе, какие виды производства будут сохранены или созданы и так далее. Лишь имея такую картину, можно всерьез говорить о будущем наших сел, а вместе с ними – и школ. Сегодня же, к сожалению, многое зависит от порой и непродуманных действий чиновников. От мэра, который то ли тешит свои амбиции, решая судьбу школы, то ли хочет кому-то угодить.
Скажу больше: даже если у конкретной деревни и недол-гая жизнь, нужно сознавать, что враз оттуда людей мы не переселим. Есть же горький опыт с большими шахтерскими поселками… Тем осторожнее надо власти подходить к «перекраиванию» сложившейся системы образования. Наоборот, мы сегодня должны создать условия для того, чтобы сельский ребенок мог остаться в той среде, где он адаптирован. Пусть строит дом рядом с родительским, занимается, если душа его к тому лежит, натуральным хозяйством. В какой-то степени он даже облегчит жизнь чиновникам – не потребует создания рабочих мест, свою семью прокормит сам.
Власть же должна сделать все возможное для того, чтобы качественное образование пришло в село. То есть создавать нормальные условия для учителей, интеллигенции, людей, там живущих. Это и привлекательные рабочие места, и хорошая зарплата, жилье, транспортная доступность, культурный досуг и т. д. Только при таком подходе мы решим проблему закрепления людей в селах, а вместе с тем – и проблему сельских школ.
– Сергей Анатольевич, возвращаясь к теме горячего питания в школах, не могу не поинтересоваться вашим отношением к ситуации, сложившейся в областном центре. В этом учебном году практически все школы города «питает» новорожденная фирма…
– Ситуация, на мой взгляд, неоднозначная. С одной стороны, реформирование системы организации школьного питания – дело хорошее. Но втягивать в эксперимент почти все школы не стоило. Я обеими руками поддержал бы городскую власть, если бы это нововведение касалось не более 30 проц. учебных учреждений. Пусть бы новая фирма проработала год, проявила себя на рынке услуг. При положительном результате многие вопросы, думаю, отпали бы сами собой.
Законны ли действия администрации города, судить не могу. Свое слово должны сказать прокуратура, антимонопольная служба. А пока идут споры, я бы сейчас сосредоточился на следующем. Первое – качество питания. Второе – ассортимент. Многие недовольны тем, что обеды комплексные и у детей нет выбора. И один из главных вопросов – цена. Полагаю, что мы сегодня не должны допустить ухудшения питания школьников по трем этим направлениям, поскольку речь идет о здоровье детей.
Беседовала
Л. ПУСТОВАЛОВА.