«Кино – под пролетарский контроль!». Социалистическая культура на страницах «Советского Сахалина»

86
1965 год. Александровск-Сахалинский. В кинотеатре «Спутник» скоро начнется новый сеанс.

Сейчас, пожалуй, только по газете и можно проследить, какими стремительными шагами двигалась культурная революция на Сахалине, как воздействовала она на сознание людей, не пользовавшихся ранее никакими культурными ценностями. Уже в третьем номере «Советского Сахалина» за 24 мая 1925 г. сообщается об открытии центральной Сахалинской библиотеки в 3 тысячи томов.
Культурная работа подчинялась целям коммунистического, в том числе интернационального воспитания масс, что было крайне важно для Сахалина. Вот что мы узнаем из заметки, напечатанной в январе 1928 года:
«На днях состоялось торжественное открытие японо-русского рабочего клуба в Охе. Русские и японские рабочие постановили присвоить клубу имя Шварца — Ясуги в память председателя ЦК союза горняков Шварца и убитого недавно в Токио коммуниста Ясуги Сакаи».
Или:
«Комсомольская ячейка села Усково работает очень хорошо. Застрельщиком в работе является учительница Лаптева, которая сумела втянуть в общественную работу нивхов села. Нивхи аккуратно посещают ликпункт (отделение ликбеза), участвуют в постановке спектаклей, даже играют сами на сцене, принимают активное участие в комсомольских вечерах. Такая аккуратная, настойчиво-упорная работа в проведении культурных начал среди нивхов заслуживает похвалы».
Газета взяла под свой контроль кино- и радиофикацию сахалинских поселков, призывала местные власти содействовать развитию сети кинопередвижек, указывала на пропагандистское значение кино как важнейшего вида искусства.
А когда в округе развернулось движение культармейцев, то «Советский Сахалин» чуть не в каждом номере рассказывал об их деятельности. Вниманием редакции пользовались и так называемые «живые газеты», предвестники сегодняшних агитбригад.
В вопросах литературно-художественной критики, пропаганды кино газета всегда занимала боевые наступательные позиции. Отмечая удачные спектакли, приветствуя энтузиастов художественной самодеятельности, раскрывая роль кино в коммунистическом воспитании, редакция нетерпимо относилась к любым проявлениям безыдейности, пошлости, чуждой нам морали.
«Кино — под пролетарский контроль!» — призывала газета. Она писала:
«Наше отделение Союзкино не пытается развернуть массовую работу, преподнося зрителю иногда совершенно чуждые нам по идеологии немецкие и американские фильмы… Не нужно превращать советский экран лишь в преследующий коммерческие цели. Разбор содержания фильмов вместе с пролетарским зрителем есть один из лучших методов, дающих толчок к правильному пониманию задач пролетарского кино».
Редакция считала своей первостепенной задачей пропагандировать среди населения лучшие классические и советские пьесы, которые ставились в театре, единственном тогда профессиональном коллективе на острове. По опубликованным рецензиям можно судить о широте и идейной направленности его репертуара. Вот, например, сообщение «Советского Сахалина» за 20 мая 1945 года:
«За четыре года войны театром было поставлено 50 новых спектаклей, причем 23 — на тему Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Сцена из спектакля Сахалинского областного драматического театра по пьесе К. Симонова «Так и будет» (сезон 1943 – 1944 гг.).

Театр работал над лучшими произведениями в военной советской драматургии: пьесами Л. Леонова — «Нашествие», Н. Симонова — «Русские люди», «Парень из нашего города», «Жди меня». Следует отметить такие произведения, как «Песня о черноморцах» Б. Лавренева, «Крылатое племя» А. Первенцева».
После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов во многих областях культурной жизни начинать приходилось, по существу, с нуля: строились новые клубы, Дома культуры, библиотеки, кинотеатры. Первые смотры художественной самодеятельности выявляли способных певцов, танцоров, чтецов. Культурно-просветительские учреждения становились центром массово-политической работы, активно влияли на коммунистическое воспитание трудящихся.
В художественной самодеятельности рождались новые формы, которые соответствовали современным культурным потребностям людей, их духовному росту. Сразу же было поддержано появление народных театров. Стало традиционным откликаться почти на каждую премьеру в народном театре. Так, на протяжении десяти лет газета следила за творческим развитием любительского коллектива из Охи, отдавая должное энтузиазму участников, анализируя их спектакли. Позже театр стал лауреатом Всероссийского смотра.
В статьях, корреспонденциях, очерках под рубрикой «Сельские вечера» говорилось о талантливых людях, живущих в совхозной деревне, ставились проблемы их разумного и интересного отдыха. Стали появляться материалы на тему «Клуб и производство». И это не случайно: авторитет культурно-просветительских учреждений среди населения необходимо было использовать и в развертывании социалистического соревнования.
В 1970-х годах в различных районах области, в том числе на Курилах, построены телевизионные станции «Орбита». Центральные газеты доставляются на остров в день их выпуска, а «Правду» сахалинцы читают одновременно с москвичами. В дни, когда над Сахалином бушует непогода, специальные самолеты сбрасывают на аэродром контейнеры с матрицами. Ни о какой оторванности от материка, «обделенности культурой» тогда уже не приходилось говорить. И одним из самых ярких доказательств этого служат частые встречи островитян с большими мастерами литературы и искусства. Посещали острова такие писатели и поэты, как Леонид Соболев, Михайло Стельмах, Сергей Смирнов, Павел Нилин, Даниил Гранин, Алексей Каплер, Вадим Шефнер, Юлия Друнина, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Марк Лисянский, Лариса Васильева, Сергей Давыдов и другие. Материалы о их поездках по области, интервью, публикация стихов, рассказов наших гостей — все это не только дань гостеприимству, но и отражение горячего интереса дальневосточников к личности литераторов, их творчеству, свидетельство духовного роста трудящихся края и неразрывной связи литературного дела с жизнью народа.
По инициативе областного комитета партии в области проводились дни культуры союзных республик. Для газеты это был повод познакомить читателей с достижениями культуры братских народов, рассказать о выдающихся представителях искусства, еще раз напомнить о великой дружбе советских людей всех национальностей.
«Советский Сахалин» рецензирует книги местных авторов, выходящие как в нашем, так и в центральных издательствах, анализируя репертуар драматического театра имени А. П. Чехова, профессиональных и самодеятельных коллективов. На страницах газеты с критикой и библиографией выступают преподаватели кафедры литературы педагогического института, сотрудники областной библиотеки, члены Сахалинской писательской организации.

(Редакционный архивариус).