Корабли постоят и ложатся на дно. Поднимать их и утилизировать на Сахалине и Курилах пока что не торопятся

70
Ржавый «памятник» в бухте.

О проблеме очистки акваторий дальневосточных портов от списанных, брошенных или затонувших судов мы рассказывали в материале «Острова погибших кораблей» (см. «Советский Сахалин», № 46 от 9 июля 2021 года).

Будут с гвоздями

«Сейчас в штабном режиме регионы вместе с профильными ведомствами и бизнесом работают над ликвидацией этой проблемы, — говорила на июльском совещании заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. — Лидеры в реализации плана генеральной уборки — Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область. В акваториях этих территорий уже есть видимые результаты».

Тогда же, на июльском совещании, зампредом была озвучена информация о том, что в качестве пилотного региона по подъему судов выступит Магаданская область.

Организационной работой здесь начали заниматься еще по весне. В частности, была обследована акватория бухты Нагаева на предмет поиска затонувших судов. Всего их было найдено более 20, примерно половину из них решено убрать из акватории до конца текущего года.

В апреле и мае 2021 года состоялись торги, победитель которых получил право заключить контракты на утилизацию судов, переданных в собственность администрации Магаданской области. Это малотоннажные суда «Малли», «Гусфар-1», «Серес» и «Линг». На гвозди их должны разрезать до конца сентября. Корпус одного из судов уже извлечен из воды и отправлен на утилизацию.

Последняя новость из Магадана: в бухте Нагаева ведутся работы по предупреждению чрезвычайной ситуации на потенциально опасном объекте — затонувшем судне «Профессор Моисеев». Известно, что судно затонуло с 50 тоннами ГСМ в топливных танках. Впрочем, на момент обследования судна водолазами утечки дизтоплива не обнаружено.

Триста тонн хлопот

Сказанное выше — не более чем прелюдия. Для того чтобы утилизировать затонувшего «Профессора Моисеева», одного желания мало. Прежде всего необходимо поднять судно с глубины 20 метров и на понтонах отшвартовать к берегу. Затем ввести в сухой док и установить на опоры. Потом откачать воду из внутренних помещений и очистить корпус от ила. А там уже можно и на металл судно резать.
Другое дело, во что это все обойдется?

По приблизительным подсчетам, у берегов Камчатки нашли свое последнее пристанище более 80 судов. Однако до конца года здесь поднимут всего лишь четырех «утопленников».

В Авачинской бухте работы по подъему судна уже начались. Речь идет о рефрижераторе «Ронд», затонувшем в 2018 году на глубине около 15 метров. Триста тонн металла, который можно получить от «Ронда», вряд ли покроют расходы на его утилизацию. Единственное, что оправдывает явно убыточное предприятие, это возможность решить вопрос безопасности судоходства в Авачинской бухте. Собственно, ради безопасности главой правительства и было дано поручение минтрансу и минфину РФ совместно с главами дальневосточных регионов обеспечить подъем и утилизацию затонувших судов.

А что же мы?

В отличие от Магаданской области, призванной показать пример успешной утилизации судов в местных условиях, Сахалинская область в число пилотных регионов не вошла. Хотя у берегов Сахалина и Курил «утопленников» гораздо больше, чем в бухте Нагаева, – целых 34 судна. Вот только поднять их со дна морского желающих нет. Во всяком случае, пока. Хотя не исключено, что желающие появятся сразу же, как только деньги на утилизацию будут получены из федерального бюджета.

Пока что в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства продолжают выверять реестр затопленных судов и определять их владельцев. Дело это достаточно трудоемкое. Прежде всего необходимо определить перечень затонувшего имущества, подлежащего подъему. Затем направить распоряжение о необходимости подъема судов в адрес их собственников, если таковые найдутся. А дальше все просто: надо будет установить сроки подъема (не больше года) и выдать на это соответствующее разрешение. Ну и проконтролировать ход работ, не без того.

Если же собственник так и не откликнется, суда придется поднимать за бюджетные средства. Проводить аукцион, выявлять победителей, заключать договоры… В общем, заниматься организационными вопросами до победного конца.

Одним словом, задача перед региональным правительством в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства поставлена. Вот только реально подъемом судов пока что еще никто на острове не занимается. Во всяком случае, еще ни одно судно со дна моря не поднято и не отбуксировано к берегу для утилизации. Хотя разговоры о готовности региона к масштабной чистке морского дна ведутся с весны.

Так что лидерство Сахалина в реализации плана генеральной уборки морских акваторий от затонувших судов, похоже, не более чем аванс, полученный от зампреда правительства РФ Виктории Абрамченко. Полно и своевременно подготовить «дорожную карту» еще не значит уверенно и быстро по ней идти.

Лето на Сахалине короткое, а осень еще короче. Кто и когда будет затонувшие суда со дна морского поднимать? А главное, кто и где их будет на гвозди резать?
Вопрос, однако.

Владимир БОЛОТОВ.