Сергей Пономарев,
депутат Сахалинской областной Думы:
– По-прежнему продолжается тенденция укрытия доходов. Она была всегда, но в настоящее время приобретает совершенно дикие масштабы. Только за 9 месяцев этого года мы распределили дополнительных доходов уже на 3 млрд. 600 млн. по сравнению с тем, что утверждено на 1 января 2006 года. И Наталья Михайловна Новикова говорит нам о том, что в декабре будет еще одно изменение в бюджете, видимо, где-то около миллиарда. Но даже сейчас нам не дают возможность в Сахалинской областной Думе распределять эти средства ввиду того, что конкурсы до конца года не успеем провести. А что будет в декабре? В декабре нас заставят делить по факту, по которому уже все разделено в администрации, потому что в бюджете 2007 года эти остатки как источник покрытия дефицита вообще не показаны. На это, кстати, указала и контрольно-счетная палата.
Таким образом, сохраняется тенденция по укрытию дополнительных доходов, и это превращает финансовое управление в один из основных источников торможения экономического роста в области. Если такие социальные программы, как «Дети Сахалина», «Эпидемиологическое благополучие населения», финансируются на 50 процентов, то о какой социальной направленности здесь можно говорить? Финансовое управление стало уже королевством в королевстве. Для него законы, подписанные губернатором, – не законы. Оказывается, мало того, что программа утверждена и подписана губернатором, после этого нужно еще каждый год ходить в финансовое управление и просить какие-то деньги. Все программы, утвержденные законами Сахалинской области, должны быть профинансированы на 100 процентов! И мы должны  это в рекомендациях четко записать. А что мы видим в реальности? В реальности мы видим: на программу «Дети Сахалина», утвержденную губернатором, надо 14 миллионов, ставят – 7,8. «Охрана материнства и детства» профинансирована на 40 процентов от паспорта программы. «Диабет» – без индексации. «Эпидемиологическое благополучие» – 56 процентов, и так далее. И нам еще говорят о социальной направленности этого бюджета? Если у нас платеж за ежемесячное медицинское обслуживание неработающего населения 51 рубль и недостаток более 700 миллионов рублей за детишек и пенсионеров, о какой социальной направленности может идти речь?
Год назад мы провели специальное совещание у губернатора, который дал указания Н. Новиковой о том, чтобы поправками в течение 2006 года увеличить этот платеж. Что-то сделано? Почти ничего, 30 миллионов в начале года сумели поправить, а положение осталось прежним. Нам нужно четко записать в рекомендациях: обеспечить полное финансирование всех программ, устранить все замечания, указанные в заключении контрольно-счетной палаты. Обязательно должны быть увеличены платежи за неработающее население.
Считаю, нам необходимо, и для этого есть достаточная финансовая база, выполнить решения областной Думы, которые касаются ускорения действия программы «Электронный Сахалин». Для этого необходим 31 миллион рублей. И то, о чем говорил коллега Болотников – это два закона о ветеранах Сахалинской области. Сумма – от 20 до 40 млн. рублей, не бог весть какие деньги при имеющемся объеме дополнительных средств. Кроме того, есть возможность и необходимость суммы, которые область тратит на Курильскую программу, оформить в областную программу, потому что не будет федеральная программа работать, если не будет социальных объектов на Курильских островах.
Другая проблема – двойной подход по отношению к муниципальным образованиям. Вместо того чтобы, как положено по закону, брать в фонде поддержки муниципальных образований только налоговые доходы, ставят еще и неналоговые и потом, как, например, было в Корсакове, говорят: «Вот они там суд выиграли, они доходы повысили». На 661 миллион завысили налоговый потенциал муниципальных образований! Сейчас обещают все-таки поправиться. Вот они, двойные подходы.
Следует согласиться с коллегой Болотниковым, что, видимо, фактическое увеличение доходов бюджета 2007 года превысит миллиард рублей. Ну, как минимум оно составит  691 миллион рублей – это та цифра, которую ставит контрольно-счетная палата. В любом случае надо говорить об увеличении доходной части. Только при этом условии Сахалинская областная Дума может принять бюджет. На коротком плече и на коротком планировании невозможно работать, а возможности у нас для нормального планирования есть, не должна касса становиться впереди экономики.