Кто станет наставником для сельской детворы? Мысли по поводу

43
Чем заняться?

Не расценивайте мое обращение в газету как жалобу. Просто хочу поделиться мыслями по поводу досуга детей в небольших селах, таких, как наше Успенское Анивского района.

В городах и больших селах (в отличие от малых) для детей есть все: общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, кружки, клубы по интересам… А наша детвора утром встает на час раньше своих одноклассников из больших сел, так как им надо собраться и бежать на школьный автобус. В нем они досыпают, пока едут 10 километров до с. Троицкое.

В школе хорошо, накормят обедом, но домой все равно хочется. Возвращаются в 14 – 15 часов. Немного отдохнут, полежат, кто-то почитает – и за уроки. А еще надо выполнить работу по дому: принести угля, наколоть дров, ведь родители приезжают поздно. И уже только потом можно погулять. Но как? Прогулки в маленьких селах – это, по сути, бродяжничество неприкаянных, а летом – скука и бездействие. Поскольку сейчас в Успенском нет человека грамотного, умного, положительного, который мог бы увлечь детей спортом, походами, интересными делами, которого бы мальчишки любили и уважали.

Одно время таким неформальным наставником для наших ребят был односельчанин Александр Сергеев. Воспитанный, интеллигентный, он объединил пацанов, научил их дружбе, патриотизму, хорошим манерам. Все это он делал бесплатно. Сколько радости было, когда в селе при участии районной администрации появился корт! Сергеев построил около него раздевалку, позаботился, чтобы на спортивный сезон мальчишкам выдали (с возвратом) хоккейную форму. Все кинулись покупать коньки, и стар, и млад. На ледовом поле было столпотворение.

Александр возил мальчишек в соседние села на соревнования, и все это после своей основной работы и в выходные. До сих пор повзрослевшие парни вспоминают с благодарностью своего спортивного наставника. Но все хорошее быстро заканчивается. У власти не нашлось бюджетных средств, чтобы поддержать и закрепить в селе наставника-общественника. Стыдно сказать, но в прошлую зиму каток не работал, дети опять болтались, кто как мог.

Бывало, соберемся мы, родители, то на почте, то на скамеечке около какого-нибудь дома и ведем разговор, о том, как в такой богатой природными ресурсами области, как наша, нет денег для наставника сельских ребятишек? Для малышей местная власть устанавливает детские площадки, а вот для досуга старшеклассников ничего не делается. В выходные в Троицкое школьный автобус не ездит, да и занятия в кружках и секциях в такие дни в школе не проводятся.

Этим летом в Успенском не работали ни клуб, ни библиотека. Мой 11-летний правнук часами сидел в кресле, глядя в потолок. Ясное дело, такое времяпрепровождение ребенка ничему не научит.

Я обращалась в разные инстанции с предложением найти для нашего села внешкольного руководителя (хотя бы на полдня), чтобы он смог сплотить ребят интересными коллективными делами, научить их полезным навыкам, стать для них старшим другом. Но из Анивы к нам направили тренера, на занятия к которому пришли только трое моих правнуков. А остальная детвора не горит желанием заниматься спортом. Ей для физического развития было бы достаточно иметь турник, прыжковую яму, теннисный стол, волейбольную и футбольную площадку да каток.

Понятно, у муниципалитетов много забот, но и та, о которой пишу, не второстепенная. Хотелось бы встретить большее понимание и поддержку местной власти, регионального министерства образования и волонтеров. Возможно, в педагогическом колледже СахГУ да и в самом университете найдутся студенты, которые захотят хотя бы раз в неделю приезжать к нам в село для внешкольной воспитательной работы.

Думаю, родители не пожалеют ради доброго дела и небольших средств из семейного бюджета. Если в муниципалитете денег не найдется.

Татьяна Коляда, с. Успенское, Анивский район.