Пригласительный билет

Не бывает бывших моряков. Об этом подумалось на выставке «В краю туманов», которую представила Южно-Сахалинская центральная городская библиотека имени Олега Кузнецова. Идея выставки в ознаменование старта Года Голландии в России принадлежит сахалинскому художнику Владимиру Овченкову, за плечами которого не один десяток лет, отданных морю.
Для полномочного министра посольства Королевства Нидерландов в Москве Онно Элдеренбоша такое внимание к его родине на далеком Сахалине стало приятной неожиданностью. Вместе с ним Год Голландии в Южно-Сахалинске открывали почетный консул Королевства Нидерландов в Южно-Сахалинске Валерий Беспалов и представитель МИД России Владимир Носов, отметившие исторические точки соприкосновения, несмотря на тысячи километров, разделивших Россию и страну тюльпанов, гёзов и Рембрандта. Даже наши флаги близки – триколоры, только расположение полос разное. К слову, и презентация выставки состоялась в знаменательный для Нидерландов день – день передачи короны королевой Беатрикс новому монарху – принцу Виллему-Александру.
А для В. Овченкова Год Голландии начался несколько лет назад, когда родилась мысль отобразить художественным языком историю первой европейской экспедиции, добравшейся в 1643 году до Сахалина. Волей случая им стал экипаж флейта «Кастрикум» под командованием Маартенса Герритсена Фриса, посланного на восток генерал-губернатором Нидерландской Ост-Индии Антонио ван Дименом в поисках новых земель. Сложность задачи была в том, как признавались представители Королевства Нидерландов, что капитан Маартенс Герритсен Фрис – ныне на родине фигура, преданная забвению: не сохранилось ни портрета мореплавателя, нет сведений, откуда он родом и есть ли у него потомки. Зато имя Фриса осталось на карте – в названии пролива между курильскими островами Уруп и Итуруп, где прошел «Кастрикум», направляясь к Сахалину.
Поэтому переложению давних событий на холст предшествовали долгие и основательные российско-голландские архивные исследования. Восстанавливать по крупицам историю плавания художнику помогали нидерландские музей морской истории, музей одежды и моды, художественный музей Амстердама, дипломаты и ученые обеих стран. Поиски в итоге отлились в серию иллюстраций к бортовому дневнику «Кастрикума»: как шторм разлучил экспедицию – флейт «Кастрикум» и яхту «Брескенс» и моряки Фриса первыми увидели Курильские острова, как голландцы исследовали Уруп, залив Анива, залив Терпения, как встречались с айнами. Для художника Овченкова мелочей нет – от кроя старинной одежды до оснастки кораблей, так что выставка «В краю туманов», приуроченная к 370-летию плавания голландских кораблей «Кастрикум» и «Брескенс» в водах Сахалина и Курил, документальна. В этих картинках, напоенных морским соленым ветром и лазурью небес, словно ожили мальчишеские мечты о дальних странствиях. Как здорово, что Владимир Овченков остался верен морю и романтике…
«Край туманов…» объединил две страны и двух Владимиров – Овченкова и Чеботарева. Последний создал бюст Фриса, и этот собирательный образ в принципе первый в мире памятник голландскому капитану. И, как кажется, в лице Фриса, авантюриста по сути (какими была большая часть мореплавателей эпохи великих географических открытий), улавливаются черты Дон-Кихота. Наверно, оттого, что художники, влюбленные в морскую стихию, – по духу собратья вольных мореплавателей, идущих в незнаемое. Не корысти ради, а только волей пославшей их собственной души.
На вернисаже гости выразили надежду, что со временем в Южно-Сахалинске вдруг да появится музей моря, целесообразность которого в единственной области на островах едва ли под сомнением. Да уж, если бы инициативы сахалинских творцов получали достойную поддержку, насколько ярче и самобытнее была бы музейная карта Сахалинской области… А пока на вопрос Онно Элдеренбоша, где после завершения экспозиции в библиотеке можно будет увидеть картины, посвященные плаванию отважных голландцев в водах Дальнего Востока, ответа нет.
И. СИДОРОВА.