Судьба отмерила этому человеку пятьдесят два года жизни. Двадцать пять из них он был прикован к постели и инвалидной коляске. Родной дом в эвенкийском стойбище Лок, что в центральной части Сахалина, бывшему оленеводу и охотнику заменила крошечная комнатка в южно-сахалинском доме для престарелых и инвалидов. Из-за болезни практически оборвались контакты с внешним миром. Чтобы не отчаяться, сохранить себя как личность, Семену Надеину пришлось искать духовную опору в той памяти, которая мысленно возвращала его в родные места, а еще – в творчестве.
Тот недуг, что сковал
мое тело,
Не смог заточить мою душу
во мрак.
Лишь закрою глаза –
сразу вижу
То лес, то ручей, то скалу,
то овраг…
На замшелой вершине
высокой горы
Кто стоит,
опершись на копье?
То мой предок, тунгус,
что с Амура пришел,
Выбирает кочевье свое.
Выставка, впервые открывшаяся в областном литературно-художественном музее книги А. Чехова «Остров Сахалин», дает представление о масштабе дарования этого талантливого человека.
В 1966 году Надеин составил «Словарь эвенкийского языка», в котором около 5 тыс. слов. Сохранились рукописи его рассказов и стихов, сказов и сказок, преданий и легенд – десятки страниц, исписанных аккуратным, четким, красивым почерком. Некоторые листы украшают миниатюрные, изящные силуэты птиц и животных, выполненные из черной бумаги в технике силуэтного вырезания и аппликации.
Семен Надеин в совершенстве владел этим искусством. Ему приносили ватман, картон, алюминиевую фольгу, черную, цветную и бархатную бумагу, рентгеновскую пленку. Из них он создавал удивительной красоты сложные орнаменты и композиции. С этнографической точностью и динамизмом воспроизводил сцены быта, охоты, ритуалы северян, картинки природы. Верил, что «оживут, запляшут, как живые тени, мои бумажные птицы, звери и олени». И чудо происходило.
Надеин любил русскую литературу. На выставке представлена серия его работ, запечатлевших в технике силуэтного вырезания образы Н. Гоголя, А. Блока, М. Горького, А. Пушкина и героев его поэмы «Руслан и Людмила».
Олень как символ Сахалина. Работа С. Надеина.Но, пожалуй, больше всего пленяют красотой, филигранностью исполнения фигурки оленей. Без этих благородных животных немыслима промысловая и кочевая жизнь, ритуалы и праздники коренных народов Севера. У Надеина олени – главные герои его альбома «Лесная песня». Они созерцательно встречают рассвет, подобно мифическим существам летят к солнцу, плывут, убегают от хищников, доверчиво выходят навстречу людям и даже превращаются в символ Сахалина. А о нем художник оставил такие строки:
Сахалин! Что сравнится
с твоей красотой?
Я твой сын, я твой брат
и певец!
Узоры мои, мои рифмы и сны
Ты вплети в свой волшебный
венец.
Помню свою первую встречу с Надеиным в доме-интернате. Лежа на спине, он держал перед собой рентгеновскую пленку. В его крупных пальцах почти терялись маленькие ножницы. Контуров рисунка на пленке не было, их безошибочно, в мельчайших деталях и с ювелирной точностью «прочерчивало» воображение художника. Через несколько минут на моей ладони лежал силуэт красавца оленя с ветвистыми рогами и изящными копытцами – настоящее произведение искусства, которое берегу. В нем, как и во множестве других работ, проявлено столько любви и волшебного мастерства!
Выставочный проект «Силуэтная магия Семена Надеина» осуществился благодаря поддержке компании «Сахалин Энерджи» и ассоциации музеев Сахалинской области, которые поделились коллекциями из своих фондов. Примечательно, что в экспозиционном зале для детей и взрослых проводятся мастер-классы по технике силуэтного вырезания и аппликации. Образцами служат копии работ Семена Надеина. Каждый, кто возьмет в руки бумагу и ножницы, чтобы в упрощенном варианте (по готовому контуру) вырезать силуэты, поймет, как нелегко быть волшебником. Для этого талант нужен.
Л. Степанец.
-
P.S.
Выставка будет работать до 21 января.