В областном художественном музее открылась выставка «Запад в произведениях русских, советских и современных художников»

104
Олег Еремеев. «Венеция. Большой канал».

Основные жанры экспозиции – пейзаж и портрет. Через них отечественные художники – дореволюционной России, советского периода и нашего времени – представляют зрителю Запад. Все картины – из фондов Сахалинского областного художественного музея.

Западноевропейское искусство (искусство стран Европы, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям) является наследницей греко-римской культуры и в своем рождении имеет одни христианские корни с культурой России.

Елена Никифорова. Импровизация «Маркиза де Помпадур».

Слово «paysage» в переводе с французского означает «страна, местность» и подразумевает вид какой-либо местности, где основным предметом изображения становится природа первозданная или преображенная человеком.

В зависимости от типа изображенного мотива есть сельский, городской (в том числе архитектурный) пейзаж. В конце XIX века импрессионисты, в частности Камиль Писсарро и Поль Синьяк, сосредоточились на атмосфере и динамике повседневной жизни.

Героями городского пейзажа стали дома, мосты, площади, бульвары.

Дмитрий Налбандян. «Париж. Нотр-Дам».

Примером такого пейзажа являются живописные произведения советского периода: «Площадь цветов» Петра Фомина, «Париж. Нотр-Дам» Дмитрия Налбандяна, «Вид с Карлова моста» Нины Сергеевой, «Бульвар Мирабо» Владимира Табанина. Сельский мотив прослеживается в картинах «Чехословацкий этюд» Валерия Пименова, «Южная Моравия. Павлов» Юрия Жданова. 

Современный городской пейзаж Италии и Франции в произведениях Сергея Симакова – это не толпы людей на улицах, не документальное впечатление от старых улочек, архитектурных кружев готических замков. Это скорее всего передача личностного отношения художника к античной культуре, в том числе попытки мастера предвосхитить восторженные восклицания туристов.

Например, архитектурный пейзаж «Помпеи» можно назвать пейзажем-фантазией, т. е. каприччо. Такой поджанр архитектурного пейзажа сложился в Венеции в XVII – XVIII веках. Здесь творческая свобода художника переплетается с его фантазией, рождая ландшафт с вымышленными античными руинами, которых в действительности не существует. Усиливают мотив фантазии парящие в небесах кентавры, некогда похищавшие, по мифам, женщин.

Ирина Дяткина. «Пабло Пикассо» из серии «С верой в человека».

Другая часть выставки – это портреты. Один из них – «Портрет Софи Ренуар» Валерия Врадия. Это художник со своеобразной живописной манерой. Образ на полотне словно тает в мерцающей дымке живой трепетной фигуры. Но не теряет очертаний своих контуров и ясности форм.

Есть на выставке работа и сахалинской художницы Елены Никифоровой. Она пишет портреты в фантазийном стиле. Такова ее импровизация «Маркиза де Помпадур». Зрителю представляется красивая женщина – кокетка, легкомысленная. Но это лишь внешняя оболочка – игра актрисы, избранная роль для окружающих.

Привлекает внимание зрителей на выставке живописное произведение Наталии Зеленовой (Леняшиной) «Клетка» из цикла «Апология Фабра. Жизнь халикодомы». Предметом изображения стали авторские представления о первоосновах и первоэлементах природного бытия. Это живые существа: пчелы-каменщицы (халикодомы), другие насекомые и птицы, в мире которых наличествует нежность и агрессия, свобода и заточение. Они пытаются сохранить свою жизнь.

Эта символико-авангардная картина прекрасно вписывается в концепцию выставки – Запад глазами художников.

Людмила БЕРКОВИЧ.