Выставка декоративно-прикладного искусства Японии

89
Сатоси Араки. Киностудия. 2017. Бумага, пластик, губка, дерево, масло.

Японский фонд, генеральное консульство Японии в г. Южно-Сахалинске и министерство культуры и архивного дела Сахалинской области открыли в региональном художественном музее выставку «Филигранное мастерство Японии». Это первое после окончания Года Японии в России мероприятие.

Итио Ямамото. Декоративный сосуд «Павлин». 2017. Керамика, платина.

Экспозиция представляет собой коллекцию искуснейших работ на самый широкий спектр тем. Экспонаты выполнены со скрупулезным вниманием к мелочам и являются выражением наивысшего, экстраординарного мастерства. Это часть созидательной культуры Японии.

– Мне хотелось бы, чтобы эта выставка показала зарубежным зрителям, как японцы в основе своей посвящают себя безымянному производству вещей – монодзукури, – отметил куратор выставки Юдзи Ямасита, профессор университета Мэйдзи.

Наоки Нисиваки. Форма роста. 2011. Шариковая ручка на бумаге.

Юдзи Ямасита впервые предложил использовать словосочетание «филигранное искусство». Оно касалось произведений прикладного искусства, созданных в эпоху Мэйдзи.

Такое искусство очень высоко оценивалось за рубежом. Множество прекрасных вещей с выставок попадали в самые именитые музеи мира и частные коллекции.

Продукция компании «Кайёдо». 2013 – 2017. Полихлорвинил.

Юдзи Ямасита 30 лет скупал через дилеров и на аукционах предметы эпохи Мэйдзи и собрал потрясающую коллекцию. В ней более 10 тыс. работ.

Часть их представлена на выставке в Южно-Сахалинске. Дополнена экспозиция произведениями 15 современных художников.

Продолжая традиции старинных мастеров, современники создают эмали клуазоне, изделия из металла, занимаются резьбой по дереву и кости. И используют новые технологии, которых не было в эпоху Мэйдзи: стекло, мрамор, алюминий, машинная вышивка.

Один из авторов, чьи вышивки увидят зрители, – Такэси Китамура.

Его называют живым национальным сокровищем. Есть работы Акира Ямагути – самого популярного сейчас художника в Стране восходящего солнца.

На выставке привлекает внимание продукция предприятий. Например, «Статуя Асура» (производства компании Кайёдо). Это копия одной из самых известных буддийских статуй VIII века (эпоха Нара).

Еще одна любопытная страница в японском искусстве – это пластиковые муляжи еды. С давних пор такие «блюда» выставляются в витринах ресторанов.

Пластиковые фигуры и еда изготовлялись для «практического применения». Подразумевалось, что их будет видеть множество людей, далеких от сферы искусства. Ремесленники, создававшие предметы, просто посвящали свои жизни любимому делу, совершенно не думая о том, чтобы оставить свое имя в истории.
Но само декоративно-прикладное искусство эпохи Мэйдзи осталось в истории. И оно получило развитие в современной Японии.
Выставка будет работать до 28 июля.

Людмила БЕРКОВИЧ.

Справка
Эпоха Мэйдзи – период истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года. Этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением ее как великой державы.

Название эре дал девиз правления императора Мицухито. «Мэйдзи» означает «просвещенное правление».

P. S. 
Экспозицию, как обычно, можно осмотреть самостоятельно. Если хотите получить более глубокие познания по декоративно-прикладному искусству Японии, постарайтесь побывать на экскурсиях-лекциях. Они проводятся с 16 по 19 и с 23 по 26 июля в 12 и 15 часов.