Среда, 24 апреля, 2024

Курильские острова знают многие в России. Национальный рейтинг туристических брендов

 

 

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», являющиеся составителями ежегодного Национального туристического рейтинга, провели при участии исследовательского агентства BCGroup новое масштабное исследование с цельно выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды.

Что у нас есть в активе, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, олимпийского Сочи, Золотого кольца, придуманного 50 лет назад, и Великого Устюга – родины Деда Мороза? Какие появились за последние годы новые бренды, чем мы можем похвастаться, как мы можем завлечь туристов, например, в Рязань, Курск или Тамбов?

Был проведен опрос жителей всех регионов России по списку из 1000 региональных туристических достопримечательностей. Анкетируемым задавались три вопроса:

1) Известен ли данный бренд лично вам?

2) Ассоциируется ли у вас данный бренд с указанным регионом?

3) Хотели бы вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом?

В результате были названы 100 самых привлекаемых брендов.

В первой десятке – Третьяковская галерея, Московский кремль, Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф», Большой театр, Исаакиевский собор, Тульский пряник, Красная площадь, ВДНХ, Сочи.

На 66-м месте оказались Курильские острова. Они известны 78 процентам опрашиваемых. 72 процента ассоциируют их с Сахалинской областью. И 56 процентов респондентов хотели  бы посетить загадочные острова.

В рейтинг попали и бренды наших соседей-дальневосточников: вулканы Камчатки (37-е место), река Амур (49-е), космодром Восточный (65-е), якутская строганина (80-е) и Долина гейзеров на Камчатке (81-е).

Отдельно были составлены наиболее привлекательные туристические маршруты. Сюда попали Долина гейзеров на Камчатке», «Путешествие на мыс Дежнева» на Чукотке, лыжные туры по Камчатке, охота на медведя в Магаданской области, фиорды бухты Провидения на Чукотке.

В лучшие мероприятия событийного туризма, в ТОП-25 гастрономических брендов и ТОП-25 народных художественных промыслов дальневосточники не попали.

Полный список брендов приводится на сайте «Советского Сахалина» (sovsakh.ru). Возможно, кто-нибудь загорится желанием побывать в интересных местах. А чиновники от туризма возьмут данные рейтинга на заметку.

 

С. АРГА.

 

 

ТОП-100 туристических брендов России

  

Туристический бренд

 

  

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1% = 1 балл)
  1. Третьяковская галерея
Москва 94 94 92 280
  1. Московский Кремль
Москва 99 99 81 279
  1. Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург 95 95 88 278
  1. Музей-заповедник «Петергоф»
Санкт-Петербург 93 90 93 276
  1. Большой театр
Москва 95 95 85 275
  1. Исаакиевский собор
Санкт-Петербург 92 89 93 274
  1. Тульский пряник
Тульская область 95 98 80 273
  1. Красная площадь
Москва 98 97 73 268
  1. ВДНХ
Москва 94 93 80 267
  1. Сочи
Краснодарский край 97 93 75 265
  1. Белые ночи
Санкт-Петербург 93 86 85 264
  1. Парад Победы 9 мая
Москва 89 95 79 263
  1. Курорт «Роза Хутор»
Краснодарский край 93 86 83 262
  1. Разводные мосты
Санкт-Петербург 93 92 76 261
  1. Озеро Байкал
Иркутская область 89 87 84 260
  1. Остров Валаам
Республика Карелия 89 86 84 259
  1. Маршрут «Золотое кольцо России» (Владимир и Суздаль)
Владимирская область 88 88 82 258
  1. Эльбрус
Кабардино-Балкарская Республика 95 84 78 257
  1. Анапа
Краснодарский край 95 95 66 256
  1. Нижегородский кремль
Нижегородская область 87 89 79 255
  1. Музей-заповедник «Кижи»
Республика Карелия 89 86 79 254
  1. Алтайский мед
Алтайский край 91 89 73 253
  1. Адыгейский сыр
Республика Адыгея 89 89 74 252
  1. Тульский самовар
Тульская область 93 87 71 251
  1. Река Енисей
Красноярский край 89 77 84 250
  1. Великий Устюг – родина Деда Мороза
Вологодская область 93 89 67 249
  1. Геленджик
Краснодарский край 95 87 66 248
  1. Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область 87 87 73 247
  1. Мамаев курган
Волгоградская область 90 73 83 246
  1. Мемориальный комплекс «Курская дуга»
Курская область 83 93 69 245
  1. Муром – родина Ильи Муромца
Владимирская область 84 82 78 244
  1. Озеро Селигер
Тверская область 89 80 73 242
  1. Вологодское масло
Вологодская область 89 89 63 241
  1. Астраханский арбуз
Астраханская область 83 84 73 240
  1. Винный дом «Абрау-Дюрсо»
Краснодарский край 84 88 67 239
  1. Изделия из янтаря
Калининградская область 86 78 73 237
  1. Вулканы Камчатки
Камчатский край 78 78 79 235
  1. Ласточкино гнездо
Республика Крым 83 84 67 234
  1. Ливадийский дворец
Республика Крым 83 77 73 233
  1. Кавказские Минеральные Воды
Ставропольский край 84 82 66 232
  1. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Тульская область 82 83 66 231
  1. Ярославль – столица Золотого кольца России
Ярославская область 79 78 73 230
  1. Вологодское кружево
Вологодская область 81 84 64 229
  1. Тамбовская картошка
Тамбовская область 77 89 62 228
  1. Гжельская керамика
Московская область 78 76 73 227
  1. Ханский дворец в Бахчисарае
Республика Крым 82 82 62 226
  1. Саяно-Шушенская ГЭС
Республика Хакасия 89 77 59 225
  1. Оренбургский пуховый платок
Оренбургская область 84 84 56 224
  1. Река Амур
Амурская область 78 67 78 223
  1. «Массандра» (винодельческое производство)
Республика Крым 78 75 69 222
  1. Соловецкий архипелаг
Архангельская область 78 65 78 221
  1. Павлопосадский платок
Московская область 84 80 56 220
  1. Пожарские котлеты
Тверская область 84 62 73 219
  1. Жостовские расписные подносы
Московская область 78 67 73 218
  1. Курорт Домбай
Карачаево-Черкесская Республика 78 61 78 217
  1. Белое море
Архангельская область 76 56 84 216
  1. Костромской сыр («Кострома Сырная»)
Костромская область 77 77 61 215
  1. Гусь-Хрустальное стекло
Владимирская область 83 69 62 214
  1. Курорт Архыз
Карачаево-Черкесская Республика 78 62 73 213
  1. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Московская область 77 84 51 212
  1. Хохломская роспись
Нижегородская область 84 60 67 211
  1. Музейный комплекс «Куликово поле»
Тульская область 81 73 56 210
  1. Курская магнитная аномалия
Курская область 75 89 45 209
  1. Ростовский кремль
Ярославская область 76 65 67 208
  1. Космодром Восточный
Амурская область 80 65 62 207
  1. Курильские острова
Сахалинская область 78 72 56 206
  1. Успенский собор
Владимирская область 73 65 67 205
  1. Липецкая минеральная вода
Липецкая область 67 72 65 204
  1. Гора Казбек
Республика Северная Осетия — Алания 84 57 62 203
  1. Софийский собор
Новгородская область 70 59 73 202
  1. Город Азов
Ростовская область 73 76 51 200
  1. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (колыбель династии Романовых)
Костромская область 68 61 70 199
  1. Дельта Волги
Астраханская область 67 62 69 198
  1. Выборгский замок
Ленинградская область 56 67 74 197
  1. Маршрут «Янтарный край»
Калининградская область 50 67 79 196
  1. Вологодский лен
Вологодская область 62 73 57 192
  1. Палехская миниатюра и иконопись
Ивановская область 73 56 62 191
  1. Донская уха
Ростовская область 56 67 67 190
  1. Белевская пастила
Тульская область 62 62 65 189
  1. Строганина
Республика Саха (Якутия) 78 43 67 188
  1. Маршрут «Долина Гейзеров»
Камчатская область 47 62 78 187
  1. Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»
Белгородская область 73 51 62 186
  1. Остров Ольхон
Иркутская область 51 50 84 185
  1. Маршрут «Ульяновск – родина В.И. Ленина»
Ульяновская область 67 78 39 184
  1. Генуэзская крепость
Республика Крым 66 62 55 183
  1. Донские раки
Ростовская область 55 66 61 182
  1. Калининградские курорты Зеленоградск и Светлогорск
Калининградская область 56 56 69 181
  1. Тебердинский заповедник
Карачаево-Черкесская Республика 62 39 79 180
  1. Резиденция Снегурочки (Кострома – родина Снегурочки)
Костромская область 56 56 67 179
  1. Шашлык из барана
Республика Дагестан 67 44 67 178
  1. Айран
Республика Хакасия 84 34 59 177
  1. Город-курорт Белокуриха
Алтайский край 56 51 69 176
  1. Медовуха
Владимирская область 73 45 57 175
  1. Гора Белуха
Республика Алтай 56 56 62 174
  1. Коломенская пастила
Московская область 51 67 55 173
  1. Кумыс
Республика Башкортостан 84 34 54 172
  1. Мичуринские яблоки
Тамбовская область 56 56 59 171
  1. Маршрут «Малое Золотое кольцо Владимирской области»
Владимирская область 52 62 56 170
  1. Ижевск – оружейная столица России
Республика Удмуртия 72 52 45 169
  1. Полярный круг
Ямало-Ненецкий автономный округ 70 45 53 168

 

В результате опроса были получены следующие показатели известности и туристической привлекательности российских брендов.

По совокупности набранных баллов по трем критериям в ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных художественных промыслов.

В пятерку лидеров ожидаемо вошли объекты Москвы и Санкт-Петербурга: это Третьяковская галерея, Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф» и Большой театр. Из них наилучшим образом ассоциируется с указанным регионом Московский Кремль (99%), а наибольшее число респондентов хотели бы посетить «Петергоф» (93%).

На 6-й позиции расположился Исаакиевский собор, который имеет меньшую известность и ассоциацию с регионом, чем у пятерки лидеров, но при этом один из самых высоких показателей по туристической привлекательности (93%).

Неожиданно для составителей рейтинга на 7-ю позицию по совокупности баллов вышел гастрономический бренд «тульский пряник». Имея высочайшую известность и прямую связь с Тульской областью, пряник, обошедший Красную площадь (8-е место) и ВДНХ (9-е место), притягивает потенциальных туристов. Несомненно, попадание этого бренда в десятку лидеров рейтинга – это настоящая сенсация.

Замыкает первую десятку город-курорт Сочи. Примечательно, что респонденты на вопрос, хотели бы они посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, ответили положительно только в 75% случаев. Меньше результат в первой десятке только у Красной площади – 73%. Это можно объяснить тем, что многие россияне уже побывали и на главной площади столицы, и на самом популярном российском курорте.

Вторая десятка лидеров получилась не менее интересной. Известнейший бренд Санкт-Петербурга – «белые ночи» – занял 11-е место. Прямо за ним следует бренд-событие московский Парад Победы 9 мая. Включить Парад Победы в мероприятия событийного туризма было коллективным решением составителей рейтинга. Ведь такого шикарного праздничного представления точно нет ни у одной страны в мире! Забегая вперед, отметим, что парад стал единственным мероприятием событийного туризма, вошедшим в ТОП-100 нашего рейтинга. Остальные события не набрали большого количества баллов, а наиболее известные из них собраны нами в отдельную таблицу – ТОП-25 мероприятий событийного туризма, – которая опубликована ниже.

Курорт «Роза Хутор» и разводные мосты Санкт-Петербурга имеют одинаковую узнаваемость у 93% респондентов, но горнолыжный курорт обошел Северную столицу по туристической привлекательности. Это один из примеров, когда молодой и коммерчески успешный бренд теснит маститых «старожилов» туризма.

На 15-м месте расположилось, пожалуй, самое известное озеро России – Байкал, активно продвигаемое как туристский бренд властями Иркутской области. Это место притягивает не только российских, но и иностранных гостей. Примечательно, что озеро Байкал является брендом не только Иркутской области, но и Республики Бурятия. Однако исследование показало, что республике предстоит еще много поработать, чтобы отдых на Байкале ассоциировался у россиян в том числе и с их регионом. За Байкалом идет остров Валаам, находящийся на еще одном крупнейшем озере нашей страны – Ладожском. Это визитная карточка Республики Карелия, еще один объект которой – музей-заповедник «Кижи» – занимает 21-ю строчку нашего рейтинга.

17-е место занимает известнейший российский брендовый туристический маршрут «Золотое кольцо России». Поскольку в данном исследовании участвовали именно региональные бренды, то в опросном листе был указан участок маршрута во Владимирской области, куда вошли города Владимир и Суздаль. Ярославская область, три города которой также входят в этот популярный маршрут, продвигает свой бренд – «Ярославль – столица Золотого кольца России». Он, кстати, занял 42-е место нашего рейтинга.

Неожиданно для составителей рейтинга в середине таблицы уверенно закрепились три промышленных объекта. Так, 47-е место заняла совсем не туристическая, но крупнейшая в России Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, расположенная в Республике Хакасия. Произошедшая в 2009 году авария на станции, ставшая причиной гибели 75 человек, глубоко запала в душу россиянам. Имея высочайшую узнаваемость, ГЭС хотели бы посетить 59% опрошенных.

Еще один промышленный объект, попавший в ТОП рейтинга, – Курская магнитная аномалия – самый мощный в мире железорудный бассейн. И хотя район расположен в пределах трех регионов, этот бренд прочно связывают с Курской областью. Всего на две позиции ниже расположился новый российский гражданский космодром Восточный – один из брендов Амурской области наряду с рекой Амур. В прошлом году здесь произвели первый пуск ракеты, а в перспективе сюда будут возить и туристов. Этот неожиданный результат показывает, что у промышленного туризма в России есть большое будущее.

Замыкает сотню лидеров полярный круг – один из самых известных брендов арктического региона, позволяющий привлечь на «край земли», Ямал, большое количество туристов.

Таким образом, в сотню вошли бренды из 45 регионов России. К сожалению, нет в ТОПе активно развивающей туризм Республики Татарстан, заявленные бренды которого «Великий Болгар» и «Остров-град Свияжск» не смогли попасть в лидеры рейтинга из-за низкой узнаваемости. Не вошли в сотню и кемеровский горнолыжный курорт «Шерегеш», и пляжи Каспийского моря (Республика Дагестан), и даже часто упоминаемый в СМИ Ельцин-центр в Екатеринбурге. Слабо были позиционированы регионами и города-организаторы чемпионата мира по футболу-2018. Видимо, там сейчас больше заняты подготовкой арен и инфраструктуры к предстоящему первенству. Хотя этот бренд явно мог бы стать локомотивом для многих регионов.

Показатели регионов по количеству брендов, вошедших в ТОП-100 Национального рейтинга

6 брендовВладимирская область, Москва, Московская область.

5 брендовКраснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург, Тульская область.

4 брендаВологодская область.

3 брендаКалининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Костромская область, Ростовская область.

2 брендаАлтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Иркутская область, Камчатский край, Курская область, Нижегородская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Тверская область, Республика Хакасия, Ярославская область.

1 брендБелгородская область, Волгоградская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Красноярский край, Ленинградская область, Новгородская область, Оренбургская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

ТОП-25 мест отдыха и достопримечательностей (все бренды вошли в ТОП-100 Национального рейтинга)

  

 

Название места отдыха/достопримечательности

 

  

 

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1%=1 балл)
  1. Третьяковская галерея
Москва 94 94 92 280
  1. Московский Кремль
Москва 99 99 81 279
  1. Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург 95 95 88 278
  1. Музей-заповедник «Петергоф»
Санкт-Петербург 93 90 93 276
  1. Большой театр
Москва 95 95 85 275
  1. Исаакиевский собор
Санкт-Петербург 92 89 93 274
  1. Красная площадь
Москва 98 97 73 268
  1. ВДНХ
Москва 94 93 80 267
  1. Сочи
Краснодарский край 97 93 75 265
  1. Белые ночи
Санкт-Петербург 93 86 85 264
  1. Курорт «Роза Хутор»
Краснодарский край 93 86 83 262
  1. Разводные мосты
Санкт-Петербург 93 92 76 261
  1. Озеро Байкал
Иркутская область 89 87 84 260
  1. Остров Валаам
Республика Карелия 89 86 84 259
  1. Эльбрус
Кабардино- Балкарская Республика 95 84 78 257
  1. Анапа
Краснодарский край 95 95 66 256
  1. Нижегородский кремль
Нижегородская область 87 89 79 255
  1. Музей-заповедник «Кижи»
Республика Карелия 89 86 79 254
  1. Река Енисей
Красноярский край 89 77 84 250
  1. Великий Устюг – родина Деда Мороза
Вологодская область 93 89 67 249
  1. Геленджик
Краснодарский край 95 87 66 248
  1. Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область 87 87 73 247
  1. Мамаев курган
Волгоградская область 90 73 83 246
  1. Мемориальный комплекс «Курская дуга»
Курская область 93 93 59 245
  1. Муром – родина Ильи Муромца
Владимирская область 84 82 78 244

 

В ТОП-25 вошли по 5 брендов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Краснодарский край с его традиционными местами пляжного отдыха – это Сочи, Анапа, Геленджик и горнолыжный курорт «Роза Хутор». Несколько непривычно видеть в ТОПе мощный и традиционно промышленный Красноярский край, обладающий при этом величайшей рекой не только в России, но и в мире – Енисеем. Высочайшая узнаваемость (89%) и туристическая привлекательность (84%) позволили реке обойти суперпопулярный вологодский Великий Устюг (узнаваемость 93%) и даже Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Подмосковье (87%). А вот используют ли региональные власти и бизнес такой мощный туристический бренд – это уже вопрос к ним.

Обращают на себя внимание и два объекта, напрямую связанные с нашим героическим прошлым – победой в Великой Отечественной войне. Это Мамаев курган в Волгограде и мемориальный комплекс «Курская дуга» в Курске. Несомненно, эти места являются не только узнаваемыми региональными брендами, но и точками притяжения для туристов. Но надо помнить, что одной узнаваемости мало. Все зависит от умения создать качественный турпродукт и от его продвижения на рынке. 

 

 

ТОП-25 туристических маршрутов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)

  

Название маршрута

 

  

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1% = 1 балл)
  1. «Золотое кольцо России» (Владимир и Суздаль)
Владимирская область 88 88 82 258
  1. «Янтарный край»
Калининградская область 56 67 73 196
  1. «Долина гейзеров»
Камчатский край 47 62 78 187
  1. «Ульяновск – родина В.И. Ленина»
Ульяновская область 67 78 39 184
  1. «Малое Золотое кольцо Владимирской области»
Владимирская область 52 62 56 170
  1. «Калуга космическая»
Калужская область 46 67 52 165
  1. «Путешествие на мыс Дежнева»
Чукотский автономный округ 45 56 62 163
  1. «Форты и замки Калининградской области»
Калининградская область 34 51 73 158
  1. «Узоры Подмосковья»
Московская область 39 56 62 157
  1. «Калуга купеческая»
Калужская область 39 51 57 147
  1. «Серебряное ожерелье России»
Вологодская область 45 34 67 146
  1. Экспедиционные туры на ледоколах в Белом море и на акватории морского порта Архангельск
Архангельская область 34 51 57 142
  1. «Большое Золотое кольцо Алтая»
Алтайский край 28 51 62 141
  1. Патриотический маршрут «Партизанскими тропами Брянщины»
Брянская область 34 56 45 135
  1. «Русские усадьбы Тульской области»
Тульская область 34 51 49 134
  1. Экспедиция «Байкал-Аляска»
Иркутская область 23 39 67 129
  1. «Подмосковные истории»
Московская область 28 45 51 124
  1. «Русские усадьбы»
Рязанская область 34 23 56 113
  1. Международный трансграничный маршрут «Алтай – Золотые горы»
Алтайский край 23 34 51 108
  1. «Гастрономические бренды Тульской земли»
Тульская область 17 39 51 107
  1. Лыжные туры по Камчатке
Камчатский край 28 39 34 101
  1. Охота на медведя
Магаданская область 28 38 34 100
  1. Фиорды бухты Провидения
Чукотский автономный округ 23 23 51 97
  1. «Малый Иерусалим» в Евпатории
Республика Крым 17 39 40 96
  1. «Великий Волжский путь»
Самарская область 28 28 39 95

 

К сожалению, современные туристические маршруты плохо известны россиянам. Пожалуй, кроме Золотого кольца России простой обыватель ничего и не назовет. В ТОП-100 рейтинга вошли только первые 5 маршрутов из этой таблицы: «Золотое кольцо России», «Янтарный край», «Долина гейзеров», «Ульяновск – родина В.И. Ленина» и «Малое Золотое кольцо Владимирской области». Не попали в сотню даже так называемые национальные брендовые маршруты: «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Великий Волжский путь». Это говорит о том, что мало придумать и написать на бумаге новый маршрут: его надо сделать интересным, узнаваемым, а главное – доступным. Так, 67% населения хотели бы проехать по маршруту «Серебряное ожерелье России», хотя узнаваемость у него всего 45%. Или, например, более 50% опрошенных хотели бы отправиться на Чукотку, чтобы пройти по маршруту «Фиорды бухты Провидения», а 62% – на мыс Дежнева. Но как туда добраться, сколько это будет стоить, какие условия предлагаются для туристов? На все эти вопросы кто-то должен отвечать потенциальным клиентам. 

 

 

ТОП-25 мероприятий событийного туризма (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)

Название мероприятия    

 

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1%=1 балл)
  1. Парад Победы 9 мая
Москва 89 95 79 263
  1. Фестиваль света
Санкт-Петербург 56 39 57 152
  1. Ярославская Масленица – главная Масленица страны
Ярославская область 39 51 61 151
  1. Фестиваль «Театр. Чехов. Ялта»
Республика Крым 35 51 49 135
  1. Фестиваль «Путешествие в Рождество»
Москва 46 39 44 129
  1. Праздник огурца
Владимирская область 45 34 45 124
  1. Национальный праздник День оленевода
Ямало-Ненецкий автономный округ 39 45 34 118
  1. Речной карнавал
Санкт-Петербург 28 34 45 107
  1. Каникулы в Ханты-Мансийске – новогодней столице России
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 23 39 44 106
  1. Фольклорно-этнографический праздник «Сабантуй»
Волгоградская область 56 12 37 105
  1. Рыбацкий фестиваль «Вобла»
Астраханская область 23 28 51 102
  1. День селедки
Калининградская область 28 23 45 96
  1. Фестиваль «Генуэзский шлем»
Республика Крым 23 38 34 95
  1. Фестиваль «Ладожские шхеры»
Республика Карелия 12 34 39 85
  1. Красноярский экономический форум
Красноярский край 23 34 23 80
  1. Рыцарские турниры
Калининградская область 17 17 44 78
  1. Ежегодный природоохранный Фестиваль тюльпанов Калмыкии
Республика Калмыкия 17 28 32 77
  1. Масленичные потехи с гусиными боями
Владимирская область 23 17 34 74
  1. Фестиваль народной культуры «Сибирская Масленица»
Красноярский край 17 17 34 68
  1. Событийный туристический фестиваль русской кухни «Раненбургское застолье»
Липецкая область 23 6 38 67
  1. Фестиваль «Кижская регата»
Республика Карелия 12 23 28 63
  1. Фестиваль «Олонецкие игры Дедов Морозов»
Республика Карелия 17 22 23 62
  1. Спортивный турнир «Битва в горах»
Республика Ингушетия 17 17 26 60
  1. Верблюжьи бега
Астраханская область 17 6 34 57
  1. Всероссийский праздник «Серебряная лира», посвященный творчеству А.К. Толстого
Брянская область 25 6 23 54

 

О событийном туризме активно заговорили в России несколько лет назад. На каждом отраслевом совещании, форуме, выставке эксперты говорят о необходимости проводить в регионах как можно больше различных культурно-массовых мероприятий, а иначе зачем к вам поедут туристы? И вот все бросились их организовывать, зачастую тратя на это немалые деньги. Но как выяснилось из нашего опроса, все эти мероприятия (за исключением Парада Победы 9 мая, занявшего 12-е место в ТОП-100 национальных брендов) мало популярны у россиян. По известности на сегодняшний день мероприятия сильно уступают остальным группам брендов. Например, узнаваемость у Кижской регаты – 12%, а у Фестиваля тюльпанов в Калмыкии – 17%. Более того, россияне не ассоциируют эти мероприятия с регионами, где они проводятся: Верблюжьи бега (какой классный может быть региональный бренд!) связывают с Астраханской областью только 6% опрошенных, а День селедки с Калининградской областью – только 23%. Здесь есть над чем поразмыслить и экспертам, и организаторам этих мероприятий.

 

ТОП-25 гастрономических брендов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)

Название бренда    

 

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1%=1 балл)
  1. Тульский пряник
Тульская область 95 98 80 273
  1. Алтайский мед
Алтайский край 91 89 73 253
  1. Адыгейский сыр
Республика Адыгея 89 89 74 252
  1. Вологодское масло
Вологодская область 89 89 63 241
  1. Астраханский арбуз
Астраханская область 83 84 73 240
  1. Винный дом «Абрау-Дюрсо»
Краснодарский край 84 88 67 239
  1. Тамбовская картошка
Тамбовская область 77 89 62 228
  1. «Массандра» (винодельческое производство)
Республика Крым 78 75 69 222
  1. Пожарские котлеты
Тверская область 84 62 73 219
  1. Костромской сыр (Кострома сырная)
Костромская область 77 77 61 215
  1. Липецкая минеральная вода
Липецкая область 67 72 65 204
  1. Донская уха
Ростовская область 56 67 67 190
  1. Белевская пастила
Тульская область 62 62 65 189
  1. Строганина
Республика Саха (Якутия) 78 43 67 188
  1. Донские раки
Ростовская область 55 66 61 182
  1. Шашлык из барана
 Республика Дагестан 67 44 67 178
  1. Айран
Республика Хакасия 84 34 59 177
  1. Медовуха
Владимирская область 73 45 57 175
  1. Коломенская пастила
Московская область 51 67 55 173
  1. Кумыс
Республика Башкортостан 84 34 54 172
  1. Мичуринские яблоки
Тамбовская область 56 56 59 171
  1. Байкальский омуль
Иркутская область 57 56 50 163
  1. Колбаса из оленины (Попробуй Югру на вкус!)
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 41 40 78 159
  1. Треска
Архангельская область 62 39 56 157
  1. Кёнигсбергский марципан
Калининградская область 34 56 66 156

 

Не менее интересным получился результат и по российским гастрономическим брендам. Во-первых, бренды этой группы занимают второе место в ТОП-100 по количеству после мест отдыха и достопримечательностей (всего 21 бренд). В целом мы видим высочайшую узнаваемость гастрономических брендов у россиян, прекрасную ассоциацию брендов с регионами (благо, названия соответствующие) и при этом большое желание респондентов посетить места их происхождения, чтобы ближе познакомиться с данным брендом. Например, алтайский мед и адыгейский сыр по количеству набранных баллов вышли на 22-е и 23-е места в сотне, обойдя многие курорты и туристские объекты показа. Тамбовская область представлена в рейтинге двумя гастрономическими брендами: тамбовской картошкой и мичуринскими яблоками, а ее бренд «тамбовский волк» в сотню не попал. Ростовская область представлена донской ухой и раками. Наличие в рейтинге у некоторых регионов только гастрономических брендов говорит само за себя – значит, это и есть их самые узнаваемые и привлекательные туристские бренды.

Большое количество узнаваемых и популярных брендов демонстрирует огромный потенциал гастрономического туризма в нашей стране, который сегодня находится в зачаточном состоянии. Чем, как не местной уникальной кухней, завлечь туриста? Мы обладаем огромным потенциалом в этой области: из-за географического положения нашей страны, богатейших природных ресурсов, обычаев и культуры разных народов, проживающих на ее территории. Национальная кухня, блюда, продукты, виноделие – все это необходимо активно продвигать как региональные и национальные туристские бренды, создавая вокруг этого мощную индустрию гостеприимства.

ТОП-25 народных художественных промыслов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)

Название бренда    

Регион

Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1%=1 балл)
  1. Тульский самовар
Тульская область 93 87 71 251
  1. Изделия из янтаря
Калининградская область 86 78 73 237
  1. Вологодское кружево
Вологодская область 81 84 64 229
  1. Гжельская керамика
Московская область 78 76 73 227
  1. Оренбургский пуховый платок
Оренбургская область 84 84 56 224
  1. Павлопосадский платок
Московская область 84 80 56 220
  1. Жостовские расписные подносы
Московская область 78 67 73 218
  1. Гусь-хрустальное стекло
Владимирская область 83 69 62 214
  1. Хохломская роспись
Нижегородская область 84 60 67 211
  1. Вологодский лен
Вологодская область 62 73 57 192
  1. Палехская миниатюра и иконопись
Ивановская область 73 56 62 191
  1. Тульская гармонь
Тульская область 57 62 45 164
  1. Дымковская игрушка
Кировская область 73 39 45 157
  1. Ростовская финифть
Ярославская область 51 51 54 156
  1. Мстерская лаковая миниатюра
Владимирская область 57 39 56 152
  1. Городецкая роспись по дереву
Нижегородская область 51 45 55 151
  1. Елецкое кружево
Липецкая область 56 51 39 146
  1. Торжокское золотое шитье
Тверская область 45 49 51 145
  1. Изделия из кости
Архангельская область 51 28 51 130
  1. Костромские и красносельские ювелирные предприятия (Ювелирная столица России)
Костромская область 28 45 56 129
  1. Ярославская майолика
Ярославская область 38 39 51 128
  1. Воронежская матрешка
Воронежская область 28 45 51 124
  1. Ковровое искусство
Республика Дагестан 51 28 39 118
  1. Каргопольская игрушка
Архангельская область 39 34 39 112
  1. Томская береста
Томская область 22 33 39 94

 

Опрос показал, что только 11 российских промыслов-брендов входят в ТОП-100 нашего рейтинга. По количеству брендов-промыслов лидером ТОП-25 стала Московская область, которая представлена гжельской керамикой (желание посетить регион у 73% опрошенных), павлопосадским платком (узнаваемость 84%) и жостовскими расписными подносами (привлекательность 73%). Наиболее известными в данной группе брендов являются тульский самовар (узнаваемость 93%) и калининградские изделия из янтаря (86%).

Что же еще привезти из Оренбурга, если не пуховый платок? Именно этот бренд Оренбургской области вывел ее в сотню лидеров.

К сожалению, мы стали забывать некоторые известные когда-то изделия народных промыслов, они почти не рекламируются, а простым обывателям трудно отличить оригинальное изделие от подделки. Развитие внутреннего и въездного туризма должно помочь нашим уникальным мастерам. Побывать в Ярославле и не купить ярославскую майолику? Оказывается, можно, ведь узнаваемость у нее всего лишь 38%. Да и Костромская область – «Ювелирная столица России» – не смогла пробиться в сотню лидеров рейтинга. Здесь нужна слаженная работа и производителей этой продукции и турбизнеса. Ведь многие предприятия создают музеи, проводят экскурсии, заинтересованы в привлечении новых покупателей, надо только суметь организовать это взаимодействие. Многое объясняет мнение нашего эксперта, которое мы с удовольствием публикуем в конце нашего исследования. 

 

Геннадий ДРОЖЖИН

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», член-корреспондент Российской академии художеств

 

Есть народные промыслы, которые очень четко ассоциируются с конкретным регионом: хохлома – Нижегородская область, кружево – Вологодская область, оружие – Тульская область, Дулево, Жостово, Федоскино – Подмосковье, Кубачи – Дагестан, хрусталь – Гусь-Хрустальный и так далее. Раньше это были не только российские, но и всемирно известные бренды! Предприятия работали на экспорт, зарабатывали валюту. Послы иностранных государств до сих пор в восторге от наших изделий. Ведь такого объема уникальных промыслов нет ни у одной страны мира. Некоторым из них уже 500 лет!

Но, к сожалению, за последние 25 лет мы катастрофически потеряли позиции в развитии отрасли. Число художников и мастеров сократилось в 10 раз, а всего их в стране сегодня не более 30 тыс. человек. Средний возраст работников промыслов – 50 лет. Молодежь работать не идет. Количество специализированных магазинов, продающих изделия народных промыслов, можно сосчитать по пальцам одной руки. То есть инфраструктуры для продажи этих изделий нет. При этом спрос на продукцию есть. Нашу выставку народных промыслов «Ладья» в Москве за неделю посещает более 70 тыс. человек.

Когда-то государственные предприятия сейчас находятся в частных руках. Где хозяева активные, крепкие, там есть развитие. Например, Дятьковский хрустальный завод в Брянской области, Златоустовская оружейная фабрика в Челябинской области, «Богара» в Томске, «Агидель» в Уфе… Промыслы – это в основном ручной авторский труд. А он не может стоить дешево. Дорогая продукция не по карману массовому покупателю. Например, тульских гармошек продают за год 400 штук. Это мизер для такой огромной страны, как наша. Европейские предприятия переходят на механические способы производства и чувствуют себя более-менее хорошо. Когда же мы обращаемся к властям с просьбой выделить средства на перевооружение производства, нам отказывают. Губернаторы поддерживают только те отрасли, которые приносят высокие доходы, обеспечивают поступление в бюджет налогов. А промыслы не считаются серьезным бизнесом.

Вторая проблема – наши дети, молодое поколение ничего не знают о нашей культуре, нашем богатом наследии. Мы сейчас разработали программу 7-летнего обучения детей народным художественным промыслам. Начинаем, конечно, с тех, которые есть в регионе их проживания. Так ребенок вовлекается в процесс создания игрушек, потом лаковых миниатюр, а когда подрастет, то и клинками может заняться.

Несомненно, развитие внутреннего и въездного туризма должно быть связано и с развитием промыслов. Туристическая индустрия способна оживить экономику мест традиционного бытования народных промыслов, создать рабочие места, улучшить качество жизни населения во многих городах и селах

Яркий пример реализации такого подхода – Город Мастеров в Городце Нижегородской области или недавно созданный в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства Скопинский центр народных художественных промыслов и ремесел.  Сложнее встроить посещение туристами реальных, действующих предприятий. Но такие решения также есть: например, «Хохломская роспись» и чкаловский «Гипюр» в той же Нижегородской области, «Дулевский фарфор» и «Объединение Гжель» в Подмосковье. При многих предприятиях есть музеи и магазины, есть возможности проводить экскурсии и мастер-классы.

Уверен, без государственной поддержки промыслы не выживут. Нужна комплексная государственная целевая программа развития народных художественных промыслов. Или мы потеряем наше достояние уже в ближайшие годы.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ