Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», являющиеся составителями ежегодного Национального туристического рейтинга, провели при участии исследовательского агентства BCGroup новое масштабное исследование с цельно выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды.
Что у нас есть в активе, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, олимпийского Сочи, Золотого кольца, придуманного 50 лет назад, и Великого Устюга – родины Деда Мороза? Какие появились за последние годы новые бренды, чем мы можем похвастаться, как мы можем завлечь туристов, например, в Рязань, Курск или Тамбов?
Был проведен опрос жителей всех регионов России по списку из 1000 региональных туристических достопримечательностей. Анкетируемым задавались три вопроса:
1) Известен ли данный бренд лично вам?
2) Ассоциируется ли у вас данный бренд с указанным регионом?
3) Хотели бы вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом?
В результате были названы 100 самых привлекаемых брендов.
В первой десятке – Третьяковская галерея, Московский кремль, Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф», Большой театр, Исаакиевский собор, Тульский пряник, Красная площадь, ВДНХ, Сочи.
На 66-м месте оказались Курильские острова. Они известны 78 процентам опрашиваемых. 72 процента ассоциируют их с Сахалинской областью. И 56 процентов респондентов хотели бы посетить загадочные острова.
В рейтинг попали и бренды наших соседей-дальневосточников: вулканы Камчатки (37-е место), река Амур (49-е), космодром Восточный (65-е), якутская строганина (80-е) и Долина гейзеров на Камчатке (81-е).
Отдельно были составлены наиболее привлекательные туристические маршруты. Сюда попали Долина гейзеров на Камчатке», «Путешествие на мыс Дежнева» на Чукотке, лыжные туры по Камчатке, охота на медведя в Магаданской области, фиорды бухты Провидения на Чукотке.
В лучшие мероприятия событийного туризма, в ТОП-25 гастрономических брендов и ТОП-25 народных художественных промыслов дальневосточники не попали.
Полный список брендов приводится на сайте «Советского Сахалина» (sovsakh.ru). Возможно, кто-нибудь загорится желанием побывать в интересных местах. А чиновники от туризма возьмут данные рейтинга на заметку.
С. АРГА.
ТОП-100 туристических брендов России
Туристический бренд
|
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1% = 1 балл) |
|
Москва | 94 | 94 | 92 | 280 |
|
Москва | 99 | 99 | 81 | 279 |
|
Санкт-Петербург | 95 | 95 | 88 | 278 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 90 | 93 | 276 |
|
Москва | 95 | 95 | 85 | 275 |
|
Санкт-Петербург | 92 | 89 | 93 | 274 |
|
Тульская область | 95 | 98 | 80 | 273 |
|
Москва | 98 | 97 | 73 | 268 |
|
Москва | 94 | 93 | 80 | 267 |
|
Краснодарский край | 97 | 93 | 75 | 265 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 86 | 85 | 264 |
|
Москва | 89 | 95 | 79 | 263 |
|
Краснодарский край | 93 | 86 | 83 | 262 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 92 | 76 | 261 |
|
Иркутская область | 89 | 87 | 84 | 260 |
|
Республика Карелия | 89 | 86 | 84 | 259 |
|
Владимирская область | 88 | 88 | 82 | 258 |
|
Кабардино-Балкарская Республика | 95 | 84 | 78 | 257 |
|
Краснодарский край | 95 | 95 | 66 | 256 |
|
Нижегородская область | 87 | 89 | 79 | 255 |
|
Республика Карелия | 89 | 86 | 79 | 254 |
|
Алтайский край | 91 | 89 | 73 | 253 |
|
Республика Адыгея | 89 | 89 | 74 | 252 |
|
Тульская область | 93 | 87 | 71 | 251 |
|
Красноярский край | 89 | 77 | 84 | 250 |
|
Вологодская область | 93 | 89 | 67 | 249 |
|
Краснодарский край | 95 | 87 | 66 | 248 |
|
Московская область | 87 | 87 | 73 | 247 |
|
Волгоградская область | 90 | 73 | 83 | 246 |
|
Курская область | 83 | 93 | 69 | 245 |
|
Владимирская область | 84 | 82 | 78 | 244 |
|
Тверская область | 89 | 80 | 73 | 242 |
|
Вологодская область | 89 | 89 | 63 | 241 |
|
Астраханская область | 83 | 84 | 73 | 240 |
|
Краснодарский край | 84 | 88 | 67 | 239 |
|
Калининградская область | 86 | 78 | 73 | 237 |
|
Камчатский край | 78 | 78 | 79 | 235 |
|
Республика Крым | 83 | 84 | 67 | 234 |
|
Республика Крым | 83 | 77 | 73 | 233 |
|
Ставропольский край | 84 | 82 | 66 | 232 |
|
Тульская область | 82 | 83 | 66 | 231 |
|
Ярославская область | 79 | 78 | 73 | 230 |
|
Вологодская область | 81 | 84 | 64 | 229 |
|
Тамбовская область | 77 | 89 | 62 | 228 |
|
Московская область | 78 | 76 | 73 | 227 |
|
Республика Крым | 82 | 82 | 62 | 226 |
|
Республика Хакасия | 89 | 77 | 59 | 225 |
|
Оренбургская область | 84 | 84 | 56 | 224 |
|
Амурская область | 78 | 67 | 78 | 223 |
|
Республика Крым | 78 | 75 | 69 | 222 |
|
Архангельская область | 78 | 65 | 78 | 221 |
|
Московская область | 84 | 80 | 56 | 220 |
|
Тверская область | 84 | 62 | 73 | 219 |
|
Московская область | 78 | 67 | 73 | 218 |
|
Карачаево-Черкесская Республика | 78 | 61 | 78 | 217 |
|
Архангельская область | 76 | 56 | 84 | 216 |
|
Костромская область | 77 | 77 | 61 | 215 |
|
Владимирская область | 83 | 69 | 62 | 214 |
|
Карачаево-Черкесская Республика | 78 | 62 | 73 | 213 |
|
Московская область | 77 | 84 | 51 | 212 |
|
Нижегородская область | 84 | 60 | 67 | 211 |
|
Тульская область | 81 | 73 | 56 | 210 |
|
Курская область | 75 | 89 | 45 | 209 |
|
Ярославская область | 76 | 65 | 67 | 208 |
|
Амурская область | 80 | 65 | 62 | 207 |
|
Сахалинская область | 78 | 72 | 56 | 206 |
|
Владимирская область | 73 | 65 | 67 | 205 |
|
Липецкая область | 67 | 72 | 65 | 204 |
|
Республика Северная Осетия — Алания | 84 | 57 | 62 | 203 |
|
Новгородская область | 70 | 59 | 73 | 202 |
|
Ростовская область | 73 | 76 | 51 | 200 |
|
Костромская область | 68 | 61 | 70 | 199 |
|
Астраханская область | 67 | 62 | 69 | 198 |
|
Ленинградская область | 56 | 67 | 74 | 197 |
|
Калининградская область | 50 | 67 | 79 | 196 |
|
Вологодская область | 62 | 73 | 57 | 192 |
|
Ивановская область | 73 | 56 | 62 | 191 |
|
Ростовская область | 56 | 67 | 67 | 190 |
|
Тульская область | 62 | 62 | 65 | 189 |
|
Республика Саха (Якутия) | 78 | 43 | 67 | 188 |
|
Камчатская область | 47 | 62 | 78 | 187 |
|
Белгородская область | 73 | 51 | 62 | 186 |
|
Иркутская область | 51 | 50 | 84 | 185 |
|
Ульяновская область | 67 | 78 | 39 | 184 |
|
Республика Крым | 66 | 62 | 55 | 183 |
|
Ростовская область | 55 | 66 | 61 | 182 |
|
Калининградская область | 56 | 56 | 69 | 181 |
|
Карачаево-Черкесская Республика | 62 | 39 | 79 | 180 |
|
Костромская область | 56 | 56 | 67 | 179 |
|
Республика Дагестан | 67 | 44 | 67 | 178 |
|
Республика Хакасия | 84 | 34 | 59 | 177 |
|
Алтайский край | 56 | 51 | 69 | 176 |
|
Владимирская область | 73 | 45 | 57 | 175 |
|
Республика Алтай | 56 | 56 | 62 | 174 |
|
Московская область | 51 | 67 | 55 | 173 |
|
Республика Башкортостан | 84 | 34 | 54 | 172 |
|
Тамбовская область | 56 | 56 | 59 | 171 |
|
Владимирская область | 52 | 62 | 56 | 170 |
|
Республика Удмуртия | 72 | 52 | 45 | 169 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ | 70 | 45 | 53 | 168 |
В результате опроса были получены следующие показатели известности и туристической привлекательности российских брендов.
По совокупности набранных баллов по трем критериям в ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных художественных промыслов.
В пятерку лидеров ожидаемо вошли объекты Москвы и Санкт-Петербурга: это Третьяковская галерея, Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф» и Большой театр. Из них наилучшим образом ассоциируется с указанным регионом Московский Кремль (99%), а наибольшее число респондентов хотели бы посетить «Петергоф» (93%).
На 6-й позиции расположился Исаакиевский собор, который имеет меньшую известность и ассоциацию с регионом, чем у пятерки лидеров, но при этом один из самых высоких показателей по туристической привлекательности (93%).
Неожиданно для составителей рейтинга на 7-ю позицию по совокупности баллов вышел гастрономический бренд «тульский пряник». Имея высочайшую известность и прямую связь с Тульской областью, пряник, обошедший Красную площадь (8-е место) и ВДНХ (9-е место), притягивает потенциальных туристов. Несомненно, попадание этого бренда в десятку лидеров рейтинга – это настоящая сенсация.
Замыкает первую десятку город-курорт Сочи. Примечательно, что респонденты на вопрос, хотели бы они посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, ответили положительно только в 75% случаев. Меньше результат в первой десятке только у Красной площади – 73%. Это можно объяснить тем, что многие россияне уже побывали и на главной площади столицы, и на самом популярном российском курорте.
Вторая десятка лидеров получилась не менее интересной. Известнейший бренд Санкт-Петербурга – «белые ночи» – занял 11-е место. Прямо за ним следует бренд-событие московский Парад Победы 9 мая. Включить Парад Победы в мероприятия событийного туризма было коллективным решением составителей рейтинга. Ведь такого шикарного праздничного представления точно нет ни у одной страны в мире! Забегая вперед, отметим, что парад стал единственным мероприятием событийного туризма, вошедшим в ТОП-100 нашего рейтинга. Остальные события не набрали большого количества баллов, а наиболее известные из них собраны нами в отдельную таблицу – ТОП-25 мероприятий событийного туризма, – которая опубликована ниже.
Курорт «Роза Хутор» и разводные мосты Санкт-Петербурга имеют одинаковую узнаваемость у 93% респондентов, но горнолыжный курорт обошел Северную столицу по туристической привлекательности. Это один из примеров, когда молодой и коммерчески успешный бренд теснит маститых «старожилов» туризма.
На 15-м месте расположилось, пожалуй, самое известное озеро России – Байкал, активно продвигаемое как туристский бренд властями Иркутской области. Это место притягивает не только российских, но и иностранных гостей. Примечательно, что озеро Байкал является брендом не только Иркутской области, но и Республики Бурятия. Однако исследование показало, что республике предстоит еще много поработать, чтобы отдых на Байкале ассоциировался у россиян в том числе и с их регионом. За Байкалом идет остров Валаам, находящийся на еще одном крупнейшем озере нашей страны – Ладожском. Это визитная карточка Республики Карелия, еще один объект которой – музей-заповедник «Кижи» – занимает 21-ю строчку нашего рейтинга.
17-е место занимает известнейший российский брендовый туристический маршрут «Золотое кольцо России». Поскольку в данном исследовании участвовали именно региональные бренды, то в опросном листе был указан участок маршрута во Владимирской области, куда вошли города Владимир и Суздаль. Ярославская область, три города которой также входят в этот популярный маршрут, продвигает свой бренд – «Ярославль – столица Золотого кольца России». Он, кстати, занял 42-е место нашего рейтинга.
Неожиданно для составителей рейтинга в середине таблицы уверенно закрепились три промышленных объекта. Так, 47-е место заняла совсем не туристическая, но крупнейшая в России Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, расположенная в Республике Хакасия. Произошедшая в 2009 году авария на станции, ставшая причиной гибели 75 человек, глубоко запала в душу россиянам. Имея высочайшую узнаваемость, ГЭС хотели бы посетить 59% опрошенных.
Еще один промышленный объект, попавший в ТОП рейтинга, – Курская магнитная аномалия – самый мощный в мире железорудный бассейн. И хотя район расположен в пределах трех регионов, этот бренд прочно связывают с Курской областью. Всего на две позиции ниже расположился новый российский гражданский космодром Восточный – один из брендов Амурской области наряду с рекой Амур. В прошлом году здесь произвели первый пуск ракеты, а в перспективе сюда будут возить и туристов. Этот неожиданный результат показывает, что у промышленного туризма в России есть большое будущее.
Замыкает сотню лидеров полярный круг – один из самых известных брендов арктического региона, позволяющий привлечь на «край земли», Ямал, большое количество туристов.
Таким образом, в сотню вошли бренды из 45 регионов России. К сожалению, нет в ТОПе активно развивающей туризм Республики Татарстан, заявленные бренды которого «Великий Болгар» и «Остров-град Свияжск» не смогли попасть в лидеры рейтинга из-за низкой узнаваемости. Не вошли в сотню и кемеровский горнолыжный курорт «Шерегеш», и пляжи Каспийского моря (Республика Дагестан), и даже часто упоминаемый в СМИ Ельцин-центр в Екатеринбурге. Слабо были позиционированы регионами и города-организаторы чемпионата мира по футболу-2018. Видимо, там сейчас больше заняты подготовкой арен и инфраструктуры к предстоящему первенству. Хотя этот бренд явно мог бы стать локомотивом для многих регионов.
Показатели регионов по количеству брендов, вошедших в ТОП-100 Национального рейтинга
6 брендов: Владимирская область, Москва, Московская область.
5 брендов: Краснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург, Тульская область.
4 бренда: Вологодская область.
3 бренда: Калининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Костромская область, Ростовская область.
2 бренда: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Иркутская область, Камчатский край, Курская область, Нижегородская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Тверская область, Республика Хакасия, Ярославская область.
1 бренд: Белгородская область, Волгоградская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Красноярский край, Ленинградская область, Новгородская область, Оренбургская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
ТОП-25 мест отдыха и достопримечательностей (все бренды вошли в ТОП-100 Национального рейтинга)
Название места отдыха/достопримечательности
|
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1%=1 балл) |
|
Москва | 94 | 94 | 92 | 280 |
|
Москва | 99 | 99 | 81 | 279 |
|
Санкт-Петербург | 95 | 95 | 88 | 278 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 90 | 93 | 276 |
|
Москва | 95 | 95 | 85 | 275 |
|
Санкт-Петербург | 92 | 89 | 93 | 274 |
|
Москва | 98 | 97 | 73 | 268 |
|
Москва | 94 | 93 | 80 | 267 |
|
Краснодарский край | 97 | 93 | 75 | 265 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 86 | 85 | 264 |
|
Краснодарский край | 93 | 86 | 83 | 262 |
|
Санкт-Петербург | 93 | 92 | 76 | 261 |
|
Иркутская область | 89 | 87 | 84 | 260 |
|
Республика Карелия | 89 | 86 | 84 | 259 |
|
Кабардино- Балкарская Республика | 95 | 84 | 78 | 257 |
|
Краснодарский край | 95 | 95 | 66 | 256 |
|
Нижегородская область | 87 | 89 | 79 | 255 |
|
Республика Карелия | 89 | 86 | 79 | 254 |
|
Красноярский край | 89 | 77 | 84 | 250 |
|
Вологодская область | 93 | 89 | 67 | 249 |
|
Краснодарский край | 95 | 87 | 66 | 248 |
|
Московская область | 87 | 87 | 73 | 247 |
|
Волгоградская область | 90 | 73 | 83 | 246 |
|
Курская область | 93 | 93 | 59 | 245 |
|
Владимирская область | 84 | 82 | 78 | 244 |
В ТОП-25 вошли по 5 брендов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Краснодарский край с его традиционными местами пляжного отдыха – это Сочи, Анапа, Геленджик и горнолыжный курорт «Роза Хутор». Несколько непривычно видеть в ТОПе мощный и традиционно промышленный Красноярский край, обладающий при этом величайшей рекой не только в России, но и в мире – Енисеем. Высочайшая узнаваемость (89%) и туристическая привлекательность (84%) позволили реке обойти суперпопулярный вологодский Великий Устюг (узнаваемость 93%) и даже Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Подмосковье (87%). А вот используют ли региональные власти и бизнес такой мощный туристический бренд – это уже вопрос к ним.
Обращают на себя внимание и два объекта, напрямую связанные с нашим героическим прошлым – победой в Великой Отечественной войне. Это Мамаев курган в Волгограде и мемориальный комплекс «Курская дуга» в Курске. Несомненно, эти места являются не только узнаваемыми региональными брендами, но и точками притяжения для туристов. Но надо помнить, что одной узнаваемости мало. Все зависит от умения создать качественный турпродукт и от его продвижения на рынке.
ТОП-25 туристических маршрутов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)
Название маршрута
|
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1% = 1 балл) |
|
Владимирская область | 88 | 88 | 82 | 258 |
|
Калининградская область | 56 | 67 | 73 | 196 |
|
Камчатский край | 47 | 62 | 78 | 187 |
|
Ульяновская область | 67 | 78 | 39 | 184 |
|
Владимирская область | 52 | 62 | 56 | 170 |
|
Калужская область | 46 | 67 | 52 | 165 |
|
Чукотский автономный округ | 45 | 56 | 62 | 163 |
|
Калининградская область | 34 | 51 | 73 | 158 |
|
Московская область | 39 | 56 | 62 | 157 |
|
Калужская область | 39 | 51 | 57 | 147 |
|
Вологодская область | 45 | 34 | 67 | 146 |
|
Архангельская область | 34 | 51 | 57 | 142 |
|
Алтайский край | 28 | 51 | 62 | 141 |
|
Брянская область | 34 | 56 | 45 | 135 |
|
Тульская область | 34 | 51 | 49 | 134 |
|
Иркутская область | 23 | 39 | 67 | 129 |
|
Московская область | 28 | 45 | 51 | 124 |
|
Рязанская область | 34 | 23 | 56 | 113 |
|
Алтайский край | 23 | 34 | 51 | 108 |
|
Тульская область | 17 | 39 | 51 | 107 |
|
Камчатский край | 28 | 39 | 34 | 101 |
|
Магаданская область | 28 | 38 | 34 | 100 |
|
Чукотский автономный округ | 23 | 23 | 51 | 97 |
|
Республика Крым | 17 | 39 | 40 | 96 |
|
Самарская область | 28 | 28 | 39 | 95 |
К сожалению, современные туристические маршруты плохо известны россиянам. Пожалуй, кроме Золотого кольца России простой обыватель ничего и не назовет. В ТОП-100 рейтинга вошли только первые 5 маршрутов из этой таблицы: «Золотое кольцо России», «Янтарный край», «Долина гейзеров», «Ульяновск – родина В.И. Ленина» и «Малое Золотое кольцо Владимирской области». Не попали в сотню даже так называемые национальные брендовые маршруты: «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Великий Волжский путь». Это говорит о том, что мало придумать и написать на бумаге новый маршрут: его надо сделать интересным, узнаваемым, а главное – доступным. Так, 67% населения хотели бы проехать по маршруту «Серебряное ожерелье России», хотя узнаваемость у него всего 45%. Или, например, более 50% опрошенных хотели бы отправиться на Чукотку, чтобы пройти по маршруту «Фиорды бухты Провидения», а 62% – на мыс Дежнева. Но как туда добраться, сколько это будет стоить, какие условия предлагаются для туристов? На все эти вопросы кто-то должен отвечать потенциальным клиентам.
ТОП-25 мероприятий событийного туризма (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)
Название мероприятия |
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1%=1 балл) |
|
Москва | 89 | 95 | 79 | 263 |
|
Санкт-Петербург | 56 | 39 | 57 | 152 |
|
Ярославская область | 39 | 51 | 61 | 151 |
|
Республика Крым | 35 | 51 | 49 | 135 |
|
Москва | 46 | 39 | 44 | 129 |
|
Владимирская область | 45 | 34 | 45 | 124 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ | 39 | 45 | 34 | 118 |
|
Санкт-Петербург | 28 | 34 | 45 | 107 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 23 | 39 | 44 | 106 |
|
Волгоградская область | 56 | 12 | 37 | 105 |
|
Астраханская область | 23 | 28 | 51 | 102 |
|
Калининградская область | 28 | 23 | 45 | 96 |
|
Республика Крым | 23 | 38 | 34 | 95 |
|
Республика Карелия | 12 | 34 | 39 | 85 |
|
Красноярский край | 23 | 34 | 23 | 80 |
|
Калининградская область | 17 | 17 | 44 | 78 |
|
Республика Калмыкия | 17 | 28 | 32 | 77 |
|
Владимирская область | 23 | 17 | 34 | 74 |
|
Красноярский край | 17 | 17 | 34 | 68 |
|
Липецкая область | 23 | 6 | 38 | 67 |
|
Республика Карелия | 12 | 23 | 28 | 63 |
|
Республика Карелия | 17 | 22 | 23 | 62 |
|
Республика Ингушетия | 17 | 17 | 26 | 60 |
|
Астраханская область | 17 | 6 | 34 | 57 |
|
Брянская область | 25 | 6 | 23 | 54 |
О событийном туризме активно заговорили в России несколько лет назад. На каждом отраслевом совещании, форуме, выставке эксперты говорят о необходимости проводить в регионах как можно больше различных культурно-массовых мероприятий, а иначе зачем к вам поедут туристы? И вот все бросились их организовывать, зачастую тратя на это немалые деньги. Но как выяснилось из нашего опроса, все эти мероприятия (за исключением Парада Победы 9 мая, занявшего 12-е место в ТОП-100 национальных брендов) мало популярны у россиян. По известности на сегодняшний день мероприятия сильно уступают остальным группам брендов. Например, узнаваемость у Кижской регаты – 12%, а у Фестиваля тюльпанов в Калмыкии – 17%. Более того, россияне не ассоциируют эти мероприятия с регионами, где они проводятся: Верблюжьи бега (какой классный может быть региональный бренд!) связывают с Астраханской областью только 6% опрошенных, а День селедки с Калининградской областью – только 23%. Здесь есть над чем поразмыслить и экспертам, и организаторам этих мероприятий.
ТОП-25 гастрономических брендов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)
Название бренда |
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1%=1 балл) |
|
Тульская область | 95 | 98 | 80 | 273 |
|
Алтайский край | 91 | 89 | 73 | 253 |
|
Республика Адыгея | 89 | 89 | 74 | 252 |
|
Вологодская область | 89 | 89 | 63 | 241 |
|
Астраханская область | 83 | 84 | 73 | 240 |
|
Краснодарский край | 84 | 88 | 67 | 239 |
|
Тамбовская область | 77 | 89 | 62 | 228 |
|
Республика Крым | 78 | 75 | 69 | 222 |
|
Тверская область | 84 | 62 | 73 | 219 |
|
Костромская область | 77 | 77 | 61 | 215 |
|
Липецкая область | 67 | 72 | 65 | 204 |
|
Ростовская область | 56 | 67 | 67 | 190 |
|
Тульская область | 62 | 62 | 65 | 189 |
|
Республика Саха (Якутия) | 78 | 43 | 67 | 188 |
|
Ростовская область | 55 | 66 | 61 | 182 |
|
Республика Дагестан | 67 | 44 | 67 | 178 |
|
Республика Хакасия | 84 | 34 | 59 | 177 |
|
Владимирская область | 73 | 45 | 57 | 175 |
|
Московская область | 51 | 67 | 55 | 173 |
|
Республика Башкортостан | 84 | 34 | 54 | 172 |
|
Тамбовская область | 56 | 56 | 59 | 171 |
|
Иркутская область | 57 | 56 | 50 | 163 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 41 | 40 | 78 | 159 |
|
Архангельская область | 62 | 39 | 56 | 157 |
|
Калининградская область | 34 | 56 | 66 | 156 |
Не менее интересным получился результат и по российским гастрономическим брендам. Во-первых, бренды этой группы занимают второе место в ТОП-100 по количеству после мест отдыха и достопримечательностей (всего 21 бренд). В целом мы видим высочайшую узнаваемость гастрономических брендов у россиян, прекрасную ассоциацию брендов с регионами (благо, названия соответствующие) и при этом большое желание респондентов посетить места их происхождения, чтобы ближе познакомиться с данным брендом. Например, алтайский мед и адыгейский сыр по количеству набранных баллов вышли на 22-е и 23-е места в сотне, обойдя многие курорты и туристские объекты показа. Тамбовская область представлена в рейтинге двумя гастрономическими брендами: тамбовской картошкой и мичуринскими яблоками, а ее бренд «тамбовский волк» в сотню не попал. Ростовская область представлена донской ухой и раками. Наличие в рейтинге у некоторых регионов только гастрономических брендов говорит само за себя – значит, это и есть их самые узнаваемые и привлекательные туристские бренды.
Большое количество узнаваемых и популярных брендов демонстрирует огромный потенциал гастрономического туризма в нашей стране, который сегодня находится в зачаточном состоянии. Чем, как не местной уникальной кухней, завлечь туриста? Мы обладаем огромным потенциалом в этой области: из-за географического положения нашей страны, богатейших природных ресурсов, обычаев и культуры разных народов, проживающих на ее территории. Национальная кухня, блюда, продукты, виноделие – все это необходимо активно продвигать как региональные и национальные туристские бренды, создавая вокруг этого мощную индустрию гостеприимства.
ТОП-25 народных художественных промыслов (полужирным выделены бренды, вошедшие в ТОП-100 Национального рейтинга)
Название бренда |
Регион |
Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1%=1 балл) |
|
Тульская область | 93 | 87 | 71 | 251 |
|
Калининградская область | 86 | 78 | 73 | 237 |
|
Вологодская область | 81 | 84 | 64 | 229 |
|
Московская область | 78 | 76 | 73 | 227 |
|
Оренбургская область | 84 | 84 | 56 | 224 |
|
Московская область | 84 | 80 | 56 | 220 |
|
Московская область | 78 | 67 | 73 | 218 |
|
Владимирская область | 83 | 69 | 62 | 214 |
|
Нижегородская область | 84 | 60 | 67 | 211 |
|
Вологодская область | 62 | 73 | 57 | 192 |
|
Ивановская область | 73 | 56 | 62 | 191 |
|
Тульская область | 57 | 62 | 45 | 164 |
|
Кировская область | 73 | 39 | 45 | 157 |
|
Ярославская область | 51 | 51 | 54 | 156 |
|
Владимирская область | 57 | 39 | 56 | 152 |
|
Нижегородская область | 51 | 45 | 55 | 151 |
|
Липецкая область | 56 | 51 | 39 | 146 |
|
Тверская область | 45 | 49 | 51 | 145 |
|
Архангельская область | 51 | 28 | 51 | 130 |
|
Костромская область | 28 | 45 | 56 | 129 |
|
Ярославская область | 38 | 39 | 51 | 128 |
|
Воронежская область | 28 | 45 | 51 | 124 |
|
Республика Дагестан | 51 | 28 | 39 | 118 |
|
Архангельская область | 39 | 34 | 39 | 112 |
|
Томская область | 22 | 33 | 39 | 94 |
Опрос показал, что только 11 российских промыслов-брендов входят в ТОП-100 нашего рейтинга. По количеству брендов-промыслов лидером ТОП-25 стала Московская область, которая представлена гжельской керамикой (желание посетить регион у 73% опрошенных), павлопосадским платком (узнаваемость 84%) и жостовскими расписными подносами (привлекательность 73%). Наиболее известными в данной группе брендов являются тульский самовар (узнаваемость 93%) и калининградские изделия из янтаря (86%).
Что же еще привезти из Оренбурга, если не пуховый платок? Именно этот бренд Оренбургской области вывел ее в сотню лидеров.
К сожалению, мы стали забывать некоторые известные когда-то изделия народных промыслов, они почти не рекламируются, а простым обывателям трудно отличить оригинальное изделие от подделки. Развитие внутреннего и въездного туризма должно помочь нашим уникальным мастерам. Побывать в Ярославле и не купить ярославскую майолику? Оказывается, можно, ведь узнаваемость у нее всего лишь 38%. Да и Костромская область – «Ювелирная столица России» – не смогла пробиться в сотню лидеров рейтинга. Здесь нужна слаженная работа и производителей этой продукции и турбизнеса. Ведь многие предприятия создают музеи, проводят экскурсии, заинтересованы в привлечении новых покупателей, надо только суметь организовать это взаимодействие. Многое объясняет мнение нашего эксперта, которое мы с удовольствием публикуем в конце нашего исследования.
Геннадий ДРОЖЖИН
Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», член-корреспондент Российской академии художеств
Есть народные промыслы, которые очень четко ассоциируются с конкретным регионом: хохлома – Нижегородская область, кружево – Вологодская область, оружие – Тульская область, Дулево, Жостово, Федоскино – Подмосковье, Кубачи – Дагестан, хрусталь – Гусь-Хрустальный и так далее. Раньше это были не только российские, но и всемирно известные бренды! Предприятия работали на экспорт, зарабатывали валюту. Послы иностранных государств до сих пор в восторге от наших изделий. Ведь такого объема уникальных промыслов нет ни у одной страны мира. Некоторым из них уже 500 лет!
Но, к сожалению, за последние 25 лет мы катастрофически потеряли позиции в развитии отрасли. Число художников и мастеров сократилось в 10 раз, а всего их в стране сегодня не более 30 тыс. человек. Средний возраст работников промыслов – 50 лет. Молодежь работать не идет. Количество специализированных магазинов, продающих изделия народных промыслов, можно сосчитать по пальцам одной руки. То есть инфраструктуры для продажи этих изделий нет. При этом спрос на продукцию есть. Нашу выставку народных промыслов «Ладья» в Москве за неделю посещает более 70 тыс. человек.
Когда-то государственные предприятия сейчас находятся в частных руках. Где хозяева активные, крепкие, там есть развитие. Например, Дятьковский хрустальный завод в Брянской области, Златоустовская оружейная фабрика в Челябинской области, «Богара» в Томске, «Агидель» в Уфе… Промыслы – это в основном ручной авторский труд. А он не может стоить дешево. Дорогая продукция не по карману массовому покупателю. Например, тульских гармошек продают за год 400 штук. Это мизер для такой огромной страны, как наша. Европейские предприятия переходят на механические способы производства и чувствуют себя более-менее хорошо. Когда же мы обращаемся к властям с просьбой выделить средства на перевооружение производства, нам отказывают. Губернаторы поддерживают только те отрасли, которые приносят высокие доходы, обеспечивают поступление в бюджет налогов. А промыслы не считаются серьезным бизнесом.
Вторая проблема – наши дети, молодое поколение ничего не знают о нашей культуре, нашем богатом наследии. Мы сейчас разработали программу 7-летнего обучения детей народным художественным промыслам. Начинаем, конечно, с тех, которые есть в регионе их проживания. Так ребенок вовлекается в процесс создания игрушек, потом лаковых миниатюр, а когда подрастет, то и клинками может заняться.
Несомненно, развитие внутреннего и въездного туризма должно быть связано и с развитием промыслов. Туристическая индустрия способна оживить экономику мест традиционного бытования народных промыслов, создать рабочие места, улучшить качество жизни населения во многих городах и селах
Яркий пример реализации такого подхода – Город Мастеров в Городце Нижегородской области или недавно созданный в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства Скопинский центр народных художественных промыслов и ремесел. Сложнее встроить посещение туристами реальных, действующих предприятий. Но такие решения также есть: например, «Хохломская роспись» и чкаловский «Гипюр» в той же Нижегородской области, «Дулевский фарфор» и «Объединение Гжель» в Подмосковье. При многих предприятиях есть музеи и магазины, есть возможности проводить экскурсии и мастер-классы.
Уверен, без государственной поддержки промыслы не выживут. Нужна комплексная государственная целевая программа развития народных художественных промыслов. Или мы потеряем наше достояние уже в ближайшие годы.