– Сергей Александрович, что, на ваш взгляд, помогло областному центру выйти на новый уровень развития?
– Это произошло прежде всего благодаря чёткой, планомерной и слаженной работе команд правительства Сахалинской области и администрации Южно-Сахалинска. Пять лет назад глава региона задал стратегическое и перспективное направления развитию области в новых реалиях и, соответственно, столицы области — нашего Южно-Сахалинска. За эти годы я убедился, что Валерий Лимаренко – руководитель новой формации. Он изучает проблемы и ищет пути их решения не в своём кабинете, а на встречах с населением, которые проводит регулярно. Что касается ключевых вопросов, Валерий Игоревич считает нужным и возможным обсуждать их с руководством страны. Его погружение в проблематику Южно-Сахалинска помогло добиться прорывных результатов по ряду направлений.
– В какой из сфер городской инфраструктуры, на ваш взгляд, произошли самые заметные изменения?
– В транспортной. Помог запуск долгожданной транспортной реформы. К ней мы готовились несколько лет, и с её помощью сумели модернизировать систему общественного транспорта. На смену старым «Газелям» и хаотичному расписанию пришли новые современные автобусы, разработана удобная для людей маршрутная сеть, которую дополнили 70 новых остановочных пунктов. Особое внимание мы уделили внедрению в транспортную систему электричек, передвигающихся в одной связке с городскими автобусами. Сегодня железнодорожные маршруты соединили Южно-Сахалинск с Дальним, Новоалександровском и Христофоровкой. Открылись транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) «Привокзальный», «Алые розы», «Нова» и «Горизонт». Впереди строительство ещё 12 подобных станций. Не могу не сказать о событиях в сфере транспорта, которые считаю историческими для Южно-Сахалинска. Это перенос автобусного парка из центра города на улицу Воздушную и открытие в нашем городе нового аэровокзала – крупнейшего на Дальнем Востоке.
– Ещё одна актуальная тема – дороги…
– Здесь тоже серьёзные достижения. Капитально отремонтированы улицы Больничная, Украинская, Ленина, Авиационная, Памятная, Коммунистический проспект и многие другие. В этом году мы приступили к продлению улицы Горького, которая станет дублёром проспекта Мира и со временем выйдет на Охотскую трассу. Кроме того, завершаем реконструкцию моста через Сусую на улице Сахалинской, капитальный ремонт улицы Карьерной и участка проспекта Победы.
Конечно же, продолжаем строить дороги к новым микрорайонам, это наша принципиальная позиция. Очень важными для всех нас считаю областные проекты, которые реализуются в нашем городе. Первый – расширение проспекта Мира с трёх до четырёх полос на выезде из Южно-Сахалинска в сторону Корсакова. Второй – строительство западного объезда. Он соединит север и юг города и освободит Южно-Сахалинск от транзитного транспорта.
– Судя по тому, как расстраивается Южно-Сахалинск, серьёзные успехи демонстрирует строительная сфера.
– Совершенно верно. Отрасль действительно набрала высокие обороты. В 2023 году Южно-Сахалинск занял 6-е место в стране по вводу жилья на душу населения. За пять лет в городе построено 1,5 млн кв. метров нового жилья. Мы расселили свыше 46 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. В сухом остатке 23 тыс. кв. м – на этой площади проживает 1409 человек. В рамках региональной адресной программы планируем до конца 2026-го предоставить им современные квартиры. Только в этом году мы намерены расселить более 10 тыс. кв. м аварийного жилфонда, новоселье отпразднует 159 семей.
Так что темпы строительства сбавлять не намерены. В ближайшие два года город прирастёт комфортными и современными жилыми комплексами, это «Южный парк», «Уюн парк», «Роуз таун», «Большая полянка» и другие.
– Не менее успешно в Южно-Сахалинске реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»…
– Создание комфортных условий проживания горожан – для нас приоритет. Подтверждением служит заметное преображение городских пространств. Мы проводим текущий ремонт дворов многоквартирных домов, план на это лето – более 100 дворовых территорий. Он уже практически выполнен, и в целом программа по текущему ремонту будет в основном завершена. Со следующего года планируем сосредоточиться на капитальном ремонте дворов.
Продолжаем ремонтировать и МКД. За пять лет преобразили 539 домов, в этом году – 119. А в будущем намерены ремонтировать примерно по 200 домов ежегодно.
Отдельная история – подъезды многоэтажек. Мы активно занялись ими в прошлом году при поддержке Валерия Игоревича Лимаренко и серьёзно нарастили темпы.
Для примера: если в 2021 году в городе было отремонтировано всего 13 подъездов, то в 2023-м 2000. План на текущий год – 1000 подъездов. Уверен, справимся.
Ещё одно важнейшее направление благоустройства – скверы и общественные пространства. Таких в Южно-Сахалинске 59, и мы намерены увеличить их количество. Наконец, цветы и муралы – то, что наполняет областную столицу красотой и яркой индивидуальностью. Клумбы и цветники бесспорно являют собой произведения ландшафтного искусства, а что касается муралов – это отдельная история, новая страница нашей урбанистики. И ещё один повод для гордости!
– Очень много вопросов у жителей возникает по поводу ЖКХ. Известно, что городские инженерные сети требуют глобального обновления.
– Именно поэтому мы огромное внимание уделяем модернизации коммунальной инфраструктуры и строительству систем водоснабжения.
Коротко о том, что сделано за последние годы. Построили Южный канализационный коллектор на Авиационной. Запустили ОСК-7 (очистные сооружения канализации). Реконструировали водозабор в Новоалександровске. Установили и готовим к запуску станцию водоподготовки в Синегорске. Запустили водозабор в Новой Деревне. Ввели в эксплуатацию газовую котельную «Южная», которая обеспечивает теплом 11 тысяч жителей и областную больницу. В этом году завершим строительство сетей водоснабжения на западе Владимировки.
Теперь о газификации, которая для нас является ключевым направлением. За последние годы мы газифицировали почти 12 тысяч квартир и частных домов. Ещё 200 абонентов подключили в этом году, до конца декабря на природное топливо должны перейти 974 домовладения. Наконец, активно переводим на газ объекты коммунального хозяйства, городской транспорт и спецтехнику. На природном топливе уже работает 18 котельных. Это хороший результат.
– Ещё один очень важный вопрос, который волнует горожан, – это школы и детские сады. Точнее, их количество и удобное расположение в городе.
– Строительство новых школ – драйвер городской системы образования. За минувшие пять лет были построены дополнительные корпуса к школам № 6 и 26, к гимназиям № 1 и 3. С нуля построили школу в Дальнем и коррекционную школу «Надежда» в Луговом. 2 сентября запустили дополнительный корпус школы № 30 в Луговом на 550 мест, возводим новую школу в ЖК «Горизонт». Кроме того, завершаем возведение школы на 1260 мест по улице Комсомольской.
Если говорить о перспективах, до 2030 года в Южно-Сахалинске будет построено 10 школ и детских садов, в том числе в Дальнем и Новой Деревне. Безусловно, при выборе местоположения социального объекта стремимся, чтобы был обеспечен принцип шаговой доступности.
– Горожане отмечают высокую активность в сфере культуры.
– Здесь тоже немало серьёзных преобразований, и практически все они инициированы губернатором. Например, в прошлом году по его инициативе в бывшем кинотеатре «Комсомолец» открыли новую сцену Чехов-центра. Создали в Южно-Сахалинске новые выставочные пространства и мастерские для художников. Помогли городскому камерному оркестру преобразоваться в симфонический, что стало пороговым событием для этого замечательного коллектива.
С 2019 по 2024 год был построен новый Дом культуры в Дальнем, капитально отремонтировано три учреждения культуры. В этом году открываем новую детскую школу искусств в Луговом, а через два года распахнёт свои двери наконец достроенная Центральная детская музыкальная школа.
Радует, что свободный доступ в мир искусства и спорта получило старшее поколение наших горожан. Это стало возможным потому, что Южно-Сахалинск – активный участник проекта «Забота. Защита. Уважение», который тоже запущен главой региона. В 2023 году проект охватил более 30 тыс. горожан.
Впрочем, социальная политика – это особая тема, которой нужно посвящать отдельный разговор.
– В целом возникает ощущение ясных и позитивных перспектив. Насколько я понимаю, сейчас идёт разработка стратегии развития города на ближайшие пять лет.
– Да, впереди большие планы, которые мы сегодня формируем вместе с губернатором Валерием Лимаренко в соответствии с разработанной им программой развития Сахалинской области на ближайшие пять лет.
Цель одна – планомерно выстроить работу по преобразованию области в процветающий регион. То же самое касается и областного центра.
Стратегия развития нашего муниципалитета
предусматривает рост экономики и формирование эффективной социальной политики. Будем и дальше, учитывая запросы граждан, улучшать наш город, благоустраивать улицы и дворы, строить жильё, создавать высокооплачиваемые рабочие места, развивать новые общественные пространства, совершенствовать транспорт. Уверен, что для Южно-Сахалинска следующие пять лет станут временем качественного движения вперед.
* * *
В рамках транспортной реформы закуплено 168 новых автобусов на газомоторном топливе. К 2027 году планируется полностью обновить пассажирский автопарк.
C 2019 по 2023 год из ветхих и аварийных домов расселили более 1030 семей, построено и введено в эксплуатацию свыше 1,2 млн кв. м жилья.
С 2019 года в городском округе «Город Южно-Сахалинск» построено, отремонтировано и благоустроено 67 км дорог.
С 2021 по 2023 год в областной столице текущим ремонтом было охвачено 1376 дворов.
В 2024 году на природное топливо перешли 974 абонента. До 2027 года в Южно-Сахалинске к газоснабжению подключат около 3500 домовладений.
За 5 лет почти на 3 тысячи увеличилось количество школьных мест.