Ландыш. Не путать с лопухом! В южно-сахалинской школе № 26 создан первый в регионе эколого-биологический сквер

199

Необыкновенно красивой встречает новый учебный год эта школа. На территории почти в два гектара разбит первый в области эколого-биологический сквер.
Его на летних каникулах создавали 60 учеников 8 – 9-х классов под руководством известного мастера икебаны и ландшафтного дизайна Александры Кудряшовой.

Три производственные бригады за три месяца преобразили южную часть пришкольного участка. Теперь детвору встречают две большие клумбы в виде 12-лепестковых ромашек. Каждый «лепесток»-сегмент ребята «заселили» определенными видами сахалинских растений. Их можно хорошо рассмотреть с близкого расстояния, ведь между «лепестками» заботливо проложены тропинки, вымощенные круглыми плашками – спилами со стволов деревьев.


Вокруг тренажерной площадки воссоздан островной ландшафт в миниатюре. Есть «сопки» с разнообразной растительностью, извилистая «река» из щебня, «болотце», которое облюбовали желтые и голубые ирисы. Контуры символического озера заполнила белая мраморная крошка. Для дикой сахалинской лилии приготовлен «островок», а японский сад украсили желтые хризантемы.


Вход на площадку оформлен деревянными столбиками в восточном стиле. Пройти к тренажерам можно и по тропинкам, и по горбатому мостику, что живописно вписался в общую картину. Восточного колорита этому уголку добавляют пять валунов.


К оригинальному и масштабному проекту школа № 26 во главе с директором Лирой Спесивцевой (биологом по специальности) приступила в 2017 году. Эскиз будущего эколого-биологического сквера, который предложила Александра Кудряшова, стал основой для проектных решений горархитектуры. Есть и объяснение, почему в сквере собрана коллекция наиболее интересных растений сахалинской флоры.


– Весной 2017 года я обустраивала зеленую зону в жилом комплексе «Серебряный бор», – рассказала Кудряшова. – Туда на экскурсию пришла группа школьников. Слышу, какая-то ученица радостно так кричит: «Девчонки, бегите сюда, тут лопухи цветут!». Думаю, какие лопухи? Подошла и увидела ландыши. Пересаженные на хорошую почву, они развернули большие лопушистые листья.


Я расстроилась, что дети не знают сахалинские растения. Рассказала об этом директору 26-й школы, где учатся мои внуки. Лира Николаевна как профессиональный биолог прониклась просветительской идеей.
Конечно, создать эколого-биологическую аллею на таких площадях без помощников было нереально. Поддержку доброму делу Александра Кудряшова нашла у депутатов областной думы Виталия Гомилевского, Николая Артеменко и Юрия Цоя. Спонсорами проекта стали ЖК «Серебряный бор», совхоз «Тепличный», городской парк им. Ю. Гагарина, индивидуальные предприниматели Сергей Гурский и Александр Паршин.


В 2018-м кандидат биологических наук Виталий Тесленко (КФХ «Ландшафтный центр») в порядке эксперимента оформил первый уголок пришкольной площадки бордюром из барбариса, сакуры, сосны, форзиции, рябины. Результат работы понравился всем. Решили продолжить работу.
– А на остальной территории тогда еще ничего не было, – рассказывает Александра Кудряшова. – Только успели привезти землю и дорожки проложить…
Но начальник отдела реализации совхоза «Тепличный» Елена Буткова и работники предприятия предложили засадить тюльпанами кромку центральной круглой площадки школьного двора. Когда дружно распустились сотни красных, а затем бело-розовых цветов, их красота затмила все, что не радовало глаз. «Тепличный» и сейчас шефствует над своим уголком.


А зона ответственности Александры Кудряшовой и ее юных помощников – остальная территория, которую обживают островные дикоросы. Здесь создается коллекция как лекарственных, так и декоративных растений. Над цветками зверобоя гудят пчелы. Роскошествуют гортензии. Золотятся на солнце соцветия пижмы и солидаги, напоминающие мимозу южных краев. Раскрывает бутоны мелколепестник (его еще называют астрой-сентябринкой). Из Холмского района Александра Кудряшова привезла декоративный злак семейства мятликовых – мискантус китайский. Кто из нас слышал о таком? Теперь он щедро колосится в окружении других трав.


Агрессивная сныть, традиционно захватывающая корнями большие пространства, на отведенном ей сегменте клумбы скромно демонстрирует декоративность листьев. А красавица островного леса горечавка трехцветковая – свои ультрамариновые соцветия. Из леса на участок, вероятно, в компании с нивяником (ромашкой) случайно попали одиночные кустики земляники и череды, но и они встретили уважительное к себе отношение.
Беспорядочных посадок на пришкольной территории нет. По ее периметру тянутся к солнцу сосенки и саженцы сахалинской пихты. Нашлось место в сквере и дикому ландышу. Теперь дети не спутают его с лопухом. Тем более что возле растений будут этикетки.
– Видите номерные колышки возле саженцев? – спрашивает Александра Кудряшова. – Это круглая аллея из 26 сакур. Дети по принципу лотереи вытягивали номерки, и каждый получал саженец своего именного деревца. Ребята к ним трепетно относятся, ухаживают, это трогательно. Вообще они меня удивили. Лопату в руках никогда не держали, а научились копать и полоть, сажать и выкашивать траву газонокосилкой, делать раствор и бетонировать колышки. Все им было интересно. И никакого баловства.


Масштабный познавательный проект действительно понравился подросткам, и не только результатами труда. После каждой смены дружная команда вместе с Александрой Кудряшовой куда-либо отправлялась. К примеру, в ботанический сад, чтобы больше узнать о сахалинской флоре; на экскурсию в «Серебряный бор», где на кольце фонтанов прошел мастер-класс по икебане; или на «Горный воздух» – отпраздновать завершение летней практики.
А еще все подростки получили трудовые книжки и первую зарплату от городского центра занятости. В месяц вышло по 13 – 15 тыс. рублей. По три смены отработали Дмитрий Спиратов и Ангелина Семина, по две – Даниил Хаджинов, Александра Новак, Артем Рымарь, Святослав Кузнецов, Алена Козлова, Кристина Оплачко. В этом году окончил школу, но тем не менее с удовольствием прошел практику Илларион Никитин. Отлично потрудились Савелий Панин, Леонид Игнатенко и другие школьники.
Коллективно созданная красота разбудила в ребятах дремавшие чувства, считает Кудряшова. Подростки сдружились. А еще – подарили радость жителям микрорайона. Они приходят в сквер полюбоваться ландшафтным дизайном в европейском, японском и русском стилях, позаниматься на тренажерах и поиграть в спортивные игры. В перспективе в школе № 26 обустроят скейтплощадку и тренировочный комплекс для горнолыжников.
Руководитель практики, учитель физкультуры Александр Параниенко доволен:
– Ребята сделали колоссальную работу. Заходишь на территорию школы, и глаз радуется. Для меня такая практика – тоже хороший опыт взаимодействия с департаментом образования и городским центром занятости. А благодаря Александре Семеновне Кудряшовой я получил некоторые знания по садоводству. Они мне пригодятся.
Безусловно, работы на пришкольном участке продолжатся. Ведь чтобы растения были здоровы и красиво смотрелись, им требуется постоянный уход. А впереди – третья очередь строительства сквера. Так задумано по проекту.

Людмила СТЕПАНЕЦ.