А. Фомин.
А. Фомин.

Послесловие к одной отставке

 

ВЫБОР НАРОДА

Впервые я услышала об Александре Фомине в 2013 году, когда, работая в одном из сахалинских информагентств, получила от редактора задание срочно поставить на ленту без ссылки на источник оплаченный пресс-релиз областного правительства. В пресс-релизе был собран «компромат» на мэра Фомина. Естественно, я отказалась выполнить такое задание, поскольку это противоречило моим принципам и закону о СМИ. Если это официальная информация, то должен ведь быть указан источник, если не официальная, то должно быть подтверждение достоверности изложенных фактов, журналистская проверка. Редактор не стал со мной спорить, а просто перенаправил задание другому журналисту. И анонимный пресс-релиз все-таки появился в новостной ленте. Больше того, аналогичная информация была опубликована целым рядом других областных СМИ, и также без указания источника.

По иронии судьбы, совершенно случайно, спустя несколько месяцев я стала жить и работать в Углегорском районе, где мне представилась возможность лично познакомиться с опальным мэром, которого так подло дискредитировала областная власть, используя бюджетные средства и прикормленные СМИ.

Александр Фомин был избран мэром Углегорского района в декабре 2011 года. Тогда он убедительно обошел выдвинутого «Единой Россией» Алексея Тетерина, который на тот момент был директором ООО «Сахалинтранзитуголь». По итогам голосования Фомина поддержали 66,26 проц. избирателей. Однако диалог между главой региона Александром Хорошавиным и новым мэром не сложился. Тем не менее, несмотря на козни областной власти против неугодного мэра, уровень доверия населения к органам местной власти в Углегорском районе, по данным социологов, вырос с 14 – 16 проц. в 2011 году до 62 проц. в конце 2015-го.

Фомин хорошо знал Углегорский район. Он здесь родился и даже курировал эту территорию, когда работал в команде Игоря Фархутдинова. После трагической гибели губернатора, Фомин, видя в каком направлении развивается ситуация, не доверяя людям, которые тогда пришли к власти, написал заявление об уходе и на долгое время исчез с политической арены. Работал преподавателем в Сахалинском университете. Но когда предложили выдвинуть свою кандидатуру на пост главы Углегорского района, согласился, хотя и не сразу. Многие были уверены, что выборы предрешены и от народа ничего не зависит. Желание опровергнуть это предубеждение и подвигло Фомина в последний момент подать документы в избирком.

 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Используя технических кандидатов, пиарщики губернаторского протеже Тетерина стремились раздробить голоса, а самого Фомина пытались снять через суд за точки-запятые в подписных листах. Представители полиции пугали готовящимся покушением и запрещали в связи с этим проводить встречи с населением. У Фомина не было ни денег на выборную компанию, ни пиарщиков, ни агитационного материала. Вся агитация сводилась к фразе: будем жить, и созидать по справедливости. А слоган: «Я, ты, он, она – голосуй за Фомина!» родился из песни, которую постоянно напевала его дочь. Он обещал своим избирателям – работать и делать все, что в его силах, на благо района.

У Фомина на выборы в общей сложности ушло не более 100 тыс. рублей, его соперник израсходовал порядка 10 млн., при этом на него работали все административные ресурсы. За Тетерина агитировал сам губернатор Хорошавин, обещая выделить району 480 млн. рублей. Но как только выборы прошли, об обещанной поддержке быстро забыли. На вопрос мэра Фомина зампред областного правительства Сергей Хоточкин заявил: обещать – не значит жениться. Район стали зажимать в деньгах, хотя в поселения средства поступали, особенно перепадало Шахтерску. Областные власти пытались разрушить систему управления в районе. Надо было готовиться к зиме, вдруг внезапно уезжает в Голландию вице-мэр Алексей Крупевский. По приезду он выходит на работу в министерство энергетики и ЖКХ, а чуть позже возвращается в район в качестве главы Шахтерска. Представители областной власти, игнорируя действующего мэра района, все встречи и переговоры ведут именно с ним. Другого вице-мэра Николая Голюка забирают на Курилы. Еще одного вице-мэра, который занимался вопросами ЖКХ, сокращают. Администрация Углегорского муниципального района лишается грамотного специалиста Сергея Распутняка. Затем в автокатастрофе погибает председатель районного собрания Татьяна Путятина, с которой у исполнительной власти сложились хорошие отношения. Новый состав районного собрания попадает под влияние вице-губернатора Дмитрия Братыненко, заседания превращаются в плохо срежиссированные спектакли, направленные на дискредитацию районной власти. В конце концов у народа отбирают право выбирать мэра, заменив его сити-менеджером. Это, наверное, самое большое предательство народных избранников по отношению к своему району и людям, его населяющим.

После выборов опальный мэр продолжает подвергаться информационному терроризму. Наряду с анонимными пресс-релизами, исходящими из правительства, появляется газета, напечатанная якобы в Комсомольске-на-Амуре под эгидой народного фронта тиражом 1,5 млн. экземпляров. А в ней о том, что выборы Фомина финансировались из-за рубежа и сам он является американским шпионом. В редакции уверяли, что такого номера не выпускали, и народный фронт свою причастность к этому тоже отрицал. Тем не менее газета была и отпечатали ее на Сахалине… Дочь мэра только спустя год призналась, что после выхода той «утки» одноклассники стали относиться к ней как к дочери американского шпиона, устраивали разборки, издевались.

 

УХОД

— Я горжусь своей семьей, она вытерпела все, — сказал напоследок экс-глава Углегорского района. — Я бы никуда не уезжал, у меня хороший дом, я хотел здесь жить, я здесь родился, мои предки здесь жили с 1931 года, но мне места в Сахалинской области не находится. Вот одна журналистка из областного телевидения звонила и порывалась приехать и снять про меня хороший репортаж, но как я могу верить, если это СМИ четыре года поливало меня грязью? Недавно здесь был депутат Госдумы Карлов, улыбался, обнимался, рассказывал, как он был моим помощником в правительстве, а потом статья вышла, что это якобы он меня снял с должности. Я уже не знаю, кому здесь можно верить. Если бы мне предложили достойную работу, я бы, наверное, остался на Сахалине. Но кроме как помочь продать мой дом, никаких других предложений не поступало. Кому-то нужно, чтобы меня тут не было. Я чуть не пошел на выборы губернатора. Мог бы сейчас составить достойную конкуренцию кандидатам в депутаты Госдумы… Но в данный период я должен быть со своей семьей. У меня жена в тяжелом состоянии, перенесла несколько операций, ей нужен покой и теплый климат… Коль мне места здесь нет, я продаю дом и уезжаю в Сочи, где приобрел дом без крыши, без окон, на что хватило денег, буду его достраивать и жить на пенсию. Самое досадное, это то, что я стал камнем преткновения, из-за которого население Углегорского района лишили права выбирать мэра.

Некоторые углегорцы, в том числе и под влиянием заказных материалов в СМИ, достаточно жестко критикуют работу мэра. Чаще всего люди сетуют на отсутствие новостроек в районе. Это действительно огромная проблема, поскольку после землетрясения 2003 года жилой фонд пришел в негодность, и, по-хорошему, здесь как в Невельске, надо все сносить и строить заново. К сожалению, те, кто руководил до Фомина, не предприняли попыток войти в федеральную программу по строительству, а когда мэр заступил на пост, было уже поздно. Зато поселения района вошли в областную программу, по которой намечено строительство нового жилья. Я лично стала свидетелем сцены, когда в последние дни работы Фомина к нему приходили люди целыми делегациями и со слезами на глазах благодарили, просили остаться.

За те два года, что я живу в Углегорском районе, он заметно преобразился. Снесены ветхие строения, появляется асфальт, строятся дороги, благоустраиваются дворы, реконструирована центральная площадь в Углегорске… Но самая главная заслуга Фомина, на мой взгляд, – это культурный и духовный подъем. Об углегорском брэндовом безалкогольном празднике русского чая говорят уже далеко за пределами области. Так же, как и о массовом восхождении на гору Сергиевскую в День России, в котором приезжают поучаствовать даже москвичи. В районе заработал 3D кинотеатр, на гастроли сюда стали приезжать известные артисты. Уникальная тисовая роща, произрастающая в районе горы Сергиевской, приобрела статус особо охраняемой зоны. Люди стали объединяться в общественные организации: экологические, правозащитные, казачьи и другие, чтобы активно участвовать в развитии района. Ну а главное наследие, доставшееся району от мэра, – два памятника. Один в виде ангела — вестника мира.

Памятник вестнику мира.

 

 

 

 

Второй — памятник поколению, ставшему для нас символом почитания и поклонения, памятник Бессмертному полку. И о нем в канун Дня Победы хотелось бы рассказать подробнее.

 

 

Народный памятник Бессмертному полку.

СВЯТОЕ НАСЛЕДИЕ

Эта встреча состоялась накануне открытия памятника. С его автором, Александром Фоминым, мы стоим перед святой иконой животворящей Троицы под самым большим куполом-небом самого большого храма в мире, созданного творцом. Нас окружают красота природы, лад, гармония, и приходит понимание того, что и мы, люди, тоже должны быть такими же творцами.

— В чем смысл жизни? Деньги копить? – рассуждает Фомин. — На этом престоле Божьем возле иконы Троицы у тебя есть возможность подавить в себе зверя, подавить искушение, стать человеком. Задумайся над словами Сергия Радонежского: «Нам ненавистна рознь мира сего». А откуда эта рознь идет? От несправедливости, от жажды материальных благ, от жажды чужого. 70 лет прошло, а мы так до конца и не поняли значение той войны, не извлекли уроков. Русский народ не должен стоять у чужого корыта. У нас другое предназначение. Советский Союз и наш народ в той войне выполнил роль искупителя. Цивилизованному миру, который слушал Вагнера, восхищался стихами Гете, молился Богу, это не мешало убивать людей. И наши же предки, когда взяли Берлин, сказали, что разгромили логово зверя. Тот атеистический Советский Союз, получается, стал более верующим, нежели боголюбивый запад. Перед войной даже Сталин обратился к народу в православных традициях: братья и сестры… Про русский народ говорят так: если тебе сегодня легко, значит про тебя Бог забыл. Нам никогда легко не было. Бог про нас всегда помнит. Вот для чего этот памятник, чтобы душу свою ковать. Русским духом сильна Россия. Подавил в себе зверя – нет войны, поддался искусителю: захотел одного, второго, третьего — получил войну, рознь мира сего. Стать человеком сложнее всего. Легче сделать трактор, машину, в космос полететь, а вот душу выковать, себя – это чрезвычайно трудно… У нас сейчас много прельщений. Война идет за умы, ее не видно, она тихая: или ты человека в себе пробуждаешь, или в тебе зверь живет. У России и Запада всегда были разные боги. Если мы не извлекли уроков войны, значит, наши предки погибли зря, получается, мы предаем их, кидаясь на западную мишуру. Этот памятник, подобно маяку, который светит, указывая путь кораблям, чтобы они не разбились, указывает путь каждому из нас к самосовершенствованию…

Знаковым памятник делает необычная духовная наполненность, включающая огромный промежуток (несколько веков) истории государства Российского.

Историческая основа памятника – это не только высадка русского десанта в 1945 году. Именно здесь на берегах Татарского пролива, на территории Углегорского района, была поставлена последняя точка самой ужасной войны в истории человечества, в которой наш народ понес самые большие потери, останавливая фашизм. 27 млн. жизней положила наша страна на алтарь победы, как когда-то Христос принес себя в жертву за грешное человечество.

Изначально памятник задумывался к 700-летию Сергия Радонежского, поскольку высадкой русского десанта и территориальным итогом войны — вхождением Сахалина и Курил в состав России, заканчивается важный этап становления независимого государства — собирание русских земель, начатое Сергием Радонежским. Вот почему в центре памятника – Рублевская Троица. Великий иконописец Андрей Рублев был учеником Сергия Радонежского, и очень точно выразил в «Троице» мысль великого русского сподвижника о единстве русской земли. «Единство, но не иго, самостоятельность, но не рознь» (надпись на памятнике) – это основное напутствие было дано нам через века. Мы должны жить в единстве, иначе нас раздавят по частям. По мнению уже бывшего мэра, государство бывает великим и могучим только тогда, когда у него есть великие сподвижники, которых помнит и любит народ, которыми он гордится. Икона в центре памятника до боли проста: пустой стол и три ипостаси. Дубрава склонена к Богу-сыну, горы, даже сам Бог-отец, и Святой Дух склоняются к Христу, потому что он принес себя в жертву, так же, как и русский народ принес себя в жертву и остановил ту войну. Поэтому героическое поколение, наши ветераны, еще при жизни стали для нас святыми, ангелами, которые нас хранят. Форма памятника была подсказана самой природой и историческими параллелями. Он повторяет эскиз горы Сергиевской, с которой ассоциируется высадка русского десанта, и напоминает колокол. В тяжелые времена на Руси всегда бил набат, который собирал народ, чтобы дать отпор нашему внешнему врагу. На обороте памятника изображена медаль с ликом Сталина, которую вручали победителям. Помним, значит – побеждаем. Общую суть памятника можно выразить в трех словах: «Мы жаждем справедливости!». А цветовая гамма – это цвет ауры людей, которые стремятся к самосовершенствованию, духовности, гармонии.

Памятник рождался на голом энтузиазме одиночки, но стал поистине народным. Идея памятника воплощена в жизнь, при том, что на него не затрачено ни единого бюджетного рубля. В Углегорском районе нашлись люди, которые посчитали для себя невозможным остаться в стороне от высокой нравственной идеи. Каждый, кто сделал взнос, навсегда сохранит в сердце своем ощущение, что он выполнил перед собой и подрастающим поколением важный гражданский долг – помог сохранить страничку истории своего района, чтобы наша трудная и героическая история вдохновляла вновь и вновь молодые поколения защитников Отечества.

А. БИЛЕГА.