Суббота, 20 апреля, 2024

Магия чистого тона. Выставка художественных произведений в области оригинальной техники монотипии

Экспозиция была развернута в областном художественном музее. Зрители увидели 50 произведений советских и российских художников, работавших в области оригинальной техники монотипии. Все работы из фондов Сахалинского областного художественного музея, часть которых была передана из фондов Государственного Русского музея. Большинство картин демонстрировалось впервые.

Монотипия обладает многими выразительными средствами живописи и при этом является эстампом, отмечают искусствоведы. Эта техника находится на стыке двух видов искусств – живописи и графики.

Первым русским художником, работавшим в технике монотипии, была Елизавета Кругликова. Новый метод она привезла из Парижа и популяризировала на родине.
Самым значимым именем на выставке было имя Константина Рудакова (1891 – 1949, г. Ленинград). Мастер акварельной живописи и цветной литографии предпочитал черно-белую монотипию, где видна эффектная фактура отпечатанного авторского мазка. В листах из серии «НЭП» (1932 г.) роскошь дамских нарядов и фигур выражена не натуралистично прорисованными шелками и мехами, а их «угадыванием» в живописно отпечатавшихся мазках.

Женские образы Ростислава Барто (1902 – 1974, г. Москва) отличаются туманной мягкостью, утонченностью, простотой.

Николай Шишловский (1907 – 1984, г. Москва). «Черепичные крыши». 1963 г.

Цветные пейзажи, натюрморты, фантазии на темы музыкальных произведений, графические листы на философские темы демонстрируют гармоничность душевного мира художника Софьи Халецкой (1934 – 1997, г. Москва).

Темы творчества Ольги Гинзбург (1913 – 1990, г. Новосибирск) – дети, мать, женщина. Созданные образы излучают свет, ласку, спокойствие.

Художник Николай Шишловский (1907 – 1984, г. Москва) свои архитектурные пейзажи создал после путешествий по Средней Азии, Крыму, Прибалтике, городам России.

Уникальны небольшие по размеру монотипии, тяготеющие к эстампу, ленинградца Александра Громова, произведения Марии Бугровой из Санкт-Петербурга («Регата, парусники»), Бориса Крылова из Московской области («Прощание»), рижанина Яниса Анманиса («Мужской портрет») и других художников.

Монотипия из коллекции областного художественного музея открыла зрителю новые имена и картины нетрадиционного искусства, большинство которых ранее не выставлялось в залах. Как отмечают организаторы выставки, монотипия лишена возможности находиться в постоянной экспозиции, так как свет разрушает работы. И многие южносахалинцы и гости города воспользовались редкой возможностью увидеть оригинальные произведения.

Людмила БЕРКОВИЧ.

Справка
В переводе с греческого «монотипия» означает «один отпечаток». Создается так: на гладкой отполированной металлической доске масляными красками наносится рисунок, затем он переносится на бумагу с помощью офортного станка. Оттиск получается в единственном экземпляре.

Сегодня для создания монотипии используются различные материалы. Печатная форма может быть металлической, пластиковой, деревянной; краски – масляными, акриловыми, акварельными; оттиск может печататься на бумаге, картоне, холсте.

Различные нюансы нанесения краски, время и сила прижатия доски, которые долго изучают художники, не всегда позволяют точно рассчитать результат. Создание монотипии – процесс загадочный и не до конца предсказуемый. Поэтому он привлекал новаторов и экспериментаторов искусства.

Краски при печати не смешиваются, а проникают друг в друга своими мельчайшими частицами. Получается смешанный, но чистый тон.

Монотипия появилась в ХVII веке в Италии. В конце ХIX века к ней обратились импрессионисты, искавшие новые средства выражения.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ