Маршруты с комфортом. Этого ожидают жители областного центра от общественного транспорта

Общественный транспорт 2020 в надежных руках.

О нынешнем состоянии общественного транспорта и его ближайших перспективах шел разговор на брифинге с участием представителей департамента городского хозяйства, муниципального предприятия «Транспортная компания» и центра развития городской среды «Наш город».

Дело в модуле
Пережив в 90-е годы наплыв праворульных «тойот», Южно-Сахалинск хоть и стал городом убежденных автомобилистов, однако по-прежнему много и охотно пользуется общественным транспортом. Сегодня в областном центре действует 42 автобусных маршрута: 33 городских и 9 пригородных, а еще четыре не являются регулярными.
— В этом году мы открыли еще два маршрута — № 2 и № 106, — сообщил журналистам заместитель директора департамента городского хозяйства Александр Попов. — Основной наш перевозчик – это муниципальная транспортная компания. На нее приходится примерно 80 процентов маршрутов, а еще 20 процентов обслуживают частные предприятия. Количество перевезенных пассажиров ежегодно растет. В 2019 году их число составило 30 млн, в этом году в силу известных причин пассажиропоток несколько сократился, тем не менее общественным транспортом уже воспользовалось 14 млн горожан.
Городской автопарк — это 242 малых, средних и больших автобуса, из которых лишь 9 насчитывают срок эксплуатации 5 лет, год выпуска у остальных машин — 2016, 2017, 2018. При этом автопарк постоянно пополняется современными автобусами. В начале нынешнего года департамент городского хозяйства провел конкурс среди перевозчиков на маршруты № 19, 67. Критерии отбора были весьма серьезными, поскольку главным условием конкурса стала эксплуатация современных газомоторных машин. В итоге отобрали двух перевозчиков, которые должны обеспечить свои маршруты экологически чистым транспортом. До конца августа на маршрут выйдет 7 таких автобусов, а еще 16 начнут перевозить пассажиров в сентябре.
Обновление автопарка продолжится в 2021 году. В частности, планируется закупить еще 18 автобусов среднего и большого класса, в том числе с газомоторными двигателями.
При всей своей внешней традиционности городское автобусное сообщение отнюдь не чуждо современным веяниям вроде программы «Бережливое производство». По словам замдиректора департамента городского хозяйства, работа ведется по трем направлениям. Это повышение качества и безопасности перевозок, цифровизация процессов эксплуатации подвижного состава, включая электронный путевой лист, а также внедрение модуля электронного расписания движения автобусов. Последнее направление департамент считает для себя самым главным.
Модуль пока что в настройке, однако первые результаты уже получены. Они достаточно оптимистичны. Например, по результатам электронных расчетов удалось увеличить работу маршрута № 20 на два часа. Ранее последний автобус уходил с маршрута в 21.45, а с 10 августа «двадцатка» будет заканчивать работу в 23.35.
— На этом модуле мы планируем построить также расписание маршрутов № 34, 10, 81. Наша главная цель — продлить часы работы городского транспорта до максимально возможного времени, не нарушая при этом режима труда водительского состава, — подчеркнул Александр Попов.
При этом было отмечено, что городской транспорт нуждается в двухсменной работе. Однако сказывается кадровый голод, да и не так просто выстроить маршрутную схему с наибольшей эффективностью водительского труда. Впрочем, на то и «бережливое производство», чтобы маршруты были не только экономически выгодными, но и удобными для пассажиров.
В частности, график работы водителей на всех 33 городских маршрутах построен с учетом пиковых моментов. Их два — примерно с 7 до 9 часов утра и с 17 до 19 часов вечера. В эти часы интервалы движения сокращаются за счет дополнительного подвижного состава. А днем, когда пассажиропоток заметно снижается, уменьшается и количество автобусов на линии. Машинам, как и людям, тоже надо порой отдыхать.

Внимание, вас снимают!
В начале этой недели на городском автобусном маршруте № 8 началось тестирование системы бескондукторной оплаты проезда. А с 1 сентября оплатить свой проезд пассажир сможет не только наличкой или банковской картой, но и гаджетом. Если тестирование пройдет успешно, технический прогресс на общественном транспорте будет продолжен. Систему бескондукторной оплаты внедрят и на других маршрутах, в частности № 3, 10, 71. До конца года новшество появится примерно в 50 автобусах.
— При этом полная социальная ответственность за проезд ляжет на пассажиров, — подчеркнул заместитель директора по перевозкам МУП «Транспортная компания» Илья Гущин.
Сейчас вход в автобус осуществляется через переднюю дверь, а контроль оплаты проезда возложен на водителя или кондуктора. Новая система внесет свои коррективы: для входа откроют обе двери, а препятствовать безбилетному проезду будет совесть пассажира. При этом контролеры в автобусах отнюдь не переведутся, возможно, их даже станет больше. Сейчас в Госдуме готовятся принять поправки в федеральный закон № 259, в котором будут четко прописаны права водителя, кондуктора и пассажира. Так что дальнейшее развитие бескондукторной системы оплаты получит соответствующее законодательное обеспечение.
Закон необходим еще и потому, что не всегда взаимоотношения кондуктора и пассажира можно назвать идеальными. Об этом тоже говорили на брифинге. Бывает, что пассажиры проявляют откровенное хамство по отношению к кондуктору. Такое поведение, конечно же, горожан не красит. Также жалобы приходят и на поведение водителей или кондукторов.
— Хотелось бы напомнить, что наши автобусы оснащены видеокамерами, ведется постоянная запись того, что происходит в салоне, — отметил Илья Гущин. — В случае конфликтных ситуаций мы в обязательном порядке просматриваем эти записи. Примерно 80 процентов жалоб пассажиров на кондукторов подтверждения фактами не находит.
Еще один важный момент для городского транспорта — объявление автобусных остановок. Это особенно важно для гостей города. Впрочем, как оказалось, с этим проблем у предприятия нет. Примерно 98 процентов подвижного состава оборудовано соответствующей аппаратурой, остальные автобусы дооснастят до конца года.
А еще предприятие поддерживает идею по обеспечению водителей специальной формой. Рубашку с галстуком здесь уже ввели, а там, глядишь, и до кителя с фуражкой дело дойдет, как это когда-то было на общественном транспорте. Не зря же говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Почему бы и не вспомнить?

Знать, где остановиться
Общественный транспорт — это не только автобусы, кондукторы и маршруты. Комфорт городских поездок — вот что ценится сегодня пассажирами. И здесь свою лепту вносит центр развития городской среды «Наш город».
— Мы изучаем и анализируем график движения городского транспорта, загруженность подвижного состава, вероятность появления автомобильных пробок на основных направлениях и другие данные, — рассказал директор центра Василий Вишневский. — Нам важна безопасность проезда на общественном транспорте, и мы хотели бы сделать автобусные маршруты удобными для пассажиров.
Удобные автобусные маршруты — это прежде всего оптимальное расстояние между остановками. Согласно приведенным данным, из 50 автобусных остановок в центральной части города оптимальными можно назвать всего 8. Не лучше ситуация в спальных районах: там из 45 остановок только 6 можно считать комфортными для пассажиров. Неудивительно, что в городском транспорте часто можно слышать фразу: «Вы не подскажете, на какой остановке мне лучше выйти — на этой или на следующей?».
Была показана карта Южно-Сахалинска, где зеленым цветом отмечены зоны автобусных остановок с оптимальным отдалением друг от друга, а красным — с превышающим эту норму. Зеленые зоны были явно в меньшинстве. Впрочем, количество «правильных» остановок в областном центре скоро должно увеличиться. Две новые остановки планируется создать на улице Горького — около онкологии.
— Ежедневно на улицы города выходит примерно 30 тысяч автомобилей, максимально их число увеличивается до 40 тысяч, в то же время транзакции (поездки туда и обратно) в автобусах составляют 100 тысяч в день. С развитием общественного транспорта их количество будет только расти. Мы проводим исследования и выступаем с предложениями по улучшению ситуации. Мы строим их с обязательным учетом мнения горожан, — подчеркнул директор центра «Наш город».

Игорь КАЛИНИН.