Сахалин и Курилы связаны с морем  по определению. И потому в преддверии профессионального праздника – Дня работника морского и речного флота  – было бы совершенно резонно поинтересоваться: как там у нас сейчас с морскими делами? На этот вопрос согласился ответить начальник департамента транспорта администрации области В. ДЕГТЯРЕВ.
– В принципе дела обстоят неплохо.  Но начну, наверное, с одной из самых общественно значимых проблем, которая долгое время была наиболее болезненной, – с пассажирских перевозок на Курилы. Нам удалось устранить многие помехи, осложнявшие работу на этом направлении, и в прошлом году судоходная компания «Сахалин-Курилы» перевезла на острова рекордное количество пассажиров – почти 27 тысяч человек. Все рекорды бьет и первая половина этого года, скорее всего будет зафиксирован рост к аналогичному периоду 2006 года на 30 – 40 проц.
Суда – «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов» – ходят на острова регулярно, раз в три дня. Люди к такому графику привыкли, цены на билеты умеренные. Если раньше наблюдались сезонные колебания, то сейчас такого нет. Оба судна постоянно загружены на 90 – 95 проц., даже в зимнее время. В разгар лета здесь, конечно, не исключены проблемы. Но мы уже сейчас стараемся обеспечить приоритет курильчанам при покупке билетов.
Кстати, бюджетная дотация на эти перевозки очень приличная – свыше 100 млн. рублей, но и результаты налицо. Полной транспортной блокады, даже когда закрываются аэропорты, уже нет – люди пользуются теплоходами.
Важно также отметить, что наша крупнейшая судоходная компания – «Сахалинское морское пароходство» работает в нормальном стабильном режиме с хорошей динамикой доходов и прибыли. Правда, основные объемы строительных грузов под шельфовые проекты уже завезены, поэтому грузооборот несколько снизился, и, например, паромная переправа загружена всего на 50 – 60 проц. Но зато идет постоянный рост перевозок грузовых автомобилей. Дорога Лидога – Ванино становится все лучше, к 2010 году там должен везде лечь асфальт, поэтому грузооборот по этому направлению будет только нарастать. Другие суда пароходства тоже все при деле – возят лес, уголь, другие грузы, обеспечивают северный завоз на Магадан, Камчатку, Курилы. Словом, все делается в хорошем рабочем ритме.
А вот на наших портах стоит остановиться чуть более подробно. Все помнят, как еще десять лет назад они стояли и разрушались. Сейчас ситуация иная. Развиваются шельфовые проекты, развивается экономика области, естественно, оживились и наши порты.
Прекрасный пример по Западному (бывшему рыбному) порту в Холмске, который был полностью реконструирован под завоз грузов и снабжение проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», став, по сути дела, лучшим на острове. У его владельца – компании «Сахалин-Шельф-Сервис» есть определенные задумки по его дальнейшему использованию на снабжении шельфа. Сюда «подтянут» и Сахалинремфлот – бывший холмский судостроительный завод. Кроме того, компания «Сахалин-Шельф-Сервис» обратила самое пристальное внимание на порт Москальво. Началась его усиленная реконструкция. Планы компании – сделать Москальво современным портом, центром снабжения проектов «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Сейчас мы помогаем ей решить вопрос о начале работы пункта пропуска, обеспечивающего возможность захода туда иностранных судов.
В Пригородном у нас практически готов новейший современный порт, который будет обрабатывать уникальные для Сахалина и Дальнего Востока суда – супертанкеры и газовозы.
Хорошие перспективы появляются в связи с «Сахалином-3» у Поронайского порта. Одному из акционеров проекта, китайской «Синопек», понравилось его расположение, и компания начала проработку проекта создания в Поронайске нефтеналивного терминала. Это, конечно, отдаленная перспектива. А есть и более близкая. В этих местах есть неплохой песчаный карьер, который начали развивать, работая через порт. Есть возможность довести производственную мощность до 600 тыс. тонн песка разных фракций в год. Это очень большой объем, который как раз и будет проходить через порт. Естественно, встает вопрос о реконструкции гидросооружений, и соответствующая предварительная работа уже началась.
Один из крупнейших на Сахалине Корсаковский порт взял на себя практически весь объем контейнерных перевозок, перегружает лес, металлолом. Александровск-Сахалинский порт и портпункт Бошняково ориентированы на экспорт угля. Под эту же задачу продолжается реконструкция Шахтерского порта. Сейчас владивостокское НПО «Порт» ведет работы на его южном молу. 100 млн. рублей на их проведение в этом году уже выделены. Надеемся, что выделят еще 50 млн. рублей и это даст возможность уже в текущем году выполнить полную реконструкцию ковша: провести все дноуглубительные работы и отремонтировать все причальные сооружения. В следующем году ожидаем продолжения работ по причалу № 4, так называемому угольному терминалу. Сейчас идет доработка проекта, доизыскания. Мы рассчитываем, что к нему смогут подходить суда грузоподъемностью до 10 тыс. тонн. Но уже сейчас порт может обрабатывать шеститысячники определенного вида (например, судно «Крильон», купленное СахМП), которые имеют малую осадку.
Отдельный разговор о Курильских островах, где идут или начинаются серьезные работы по всем портам.
В Северо-Курильске «ГАСК» заканчивает работы по ковшу, решается вопрос с реконструкцией северного мола порта. В Малокурильском «Дальмостострой» достраивает глубоководный «гражданский» причал. В Южно-Курильске «Труд-Сахалин» начинает первый этап строительства глубоководного причала. В Курильске (Китовом) «Гидрострой» уже практически достраивает ковш, и теперь идет работа над проектом строительства второй очереди – глубоководного причала.
Создание глубоководных портов на Курилах даст качественно новый импульс для развития островов. Сейчас и завозить туда грузы, и вывозить очень сложно. Даже стандартные 20 – 40-футовые контейнеры обработать на рейде не просто. А если суда будут подходить к причалам, появится возможность недорого обрабатывать какие угодно грузы. То есть на островах можно будет развивать совершенно новые производства – вести промышленную добычу полезных ископаемых, например.
Так что новая Курильская программа – это действительно великое дело.
Кстати, не исключено, что государственные деньги поступят и на развитие Корсаковского, Холмского портов, паромной переправы. Во всяком случае, администрация области вошла с соответствующими предложениями в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Конечно, проблем еще немало. Например, очень сложно решается вопрос с открытием вторых «морских ворот» Сахалина, то есть со строительством нового морского вокзала в Корсакове. У арендатора причала какие-то собственные соображения, в результате обслуживать пассажиров Курильской линии и парома Корсаков – Вакканай приходится на неприспособленном Южном причале.
В непростой ситуации находятся наши рыбные порты. Тяжело с ковшами-убежищами для рыболовецкого флота. Дело в том, что эти сооружения имеют своих хозяев, те же колхозы. Но они ими не занимаются. В качестве обратного примера хочется привести известный «Гидрострой», в планах которого строительство за счет собственных средств нового порта в бухте Крабозаводская на Шикотане. Всем бы так.
Но проблемы проблемами, а у нашего морского транспорта есть и очень большие перспективы. Особенно если рассматривать их в комплексе с модернизацией всей транспортной инфраструктуры области. Сейчас мы вплотную работаем над развитием островной железной дороги, которое предполагает  перешивку колеи, строительство железнодорожной ветки Ильинское – Углегорск и мостового перехода на материк. Если это получится, то сразу же возникает множество интереснейших вариантов, в том числе и для наших портов. У Ванинского портового узла планы развития до 60 млн. тонн, но уже становится ясно, что с такой мощностью они потянут не все возможные в будущем грузы. Поэтому не исключено, что 10 – 20 млн. тонн могли бы через мостовой железнодорожный переход взять на себя наши порты. Это было бы для нас крайне выгодно и к тому же дало бы толчок к  развитию других отраслей экономики, что, в свою очередь, опять-таки положительно скажется на деятельности наших моряков и портовиков. Над этим, как я уже сказал, мы и работаем.
И, конечно, пользуясь случаем, от имени администрации области и департамента транспорта хотел бы поздравить всех сахалинцев и курильчан с наступающим праздником, который на наших островах без преувеличения касается всех.
Записал
В. ГОРБУНОВ.