Итоги года подвел заместитель председателя правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий ТРУТНЕВ.
О санкциях
Мы ничего не потеряли из-за санкций. Есть проекты, которые лишь чуть-чуть сместились в графике выполнения. Однако проектов, которые вдруг почему-то перестали реализовываться, у нас практически нет.
Тот разворот экспортных потоков, который произошел сегодня, создал новый импульс для развития Дальнего Востока. По целому ряду направлений мы просто не были готовы к такому увеличению транспортных потоков, нагрузкам на порты, на Восточный полигон. Однако в любом случае, для нас это новые возможности. Мы многое успели сделать вовремя. В уходящем году, например, ввели два новых моста – автомобильный мост Благовещенск – Хейхэ и железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян. Это очень нужная для нас инфраструктура. Мы заканчиваем этот год в 1,5 раза больше по отношению к среднероссийским инвестициям, в 2 раза быстрее у нас развивается сельское хозяйство. Так что с точки зрения развития экономики я бы на уходящий год не жаловался.
О проектах
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. И когда мы отбираем с комиссией инвестиционные проекты, мы смотрим и точно знаем, что будут инвестиции, будут предприятия. При этом мы не делим предприятия на те, которые мы поддерживаем, и на те, которые не поддерживаем. Мы все поддерживаем! Поэтому и возникло предложение сделать весь Дальний Восток единой территорией опережающего развития (ТОР).
Не все коллеги нас поддерживают, но нас это не пугает. На Дальнем Востоке есть очень много механизмов развития: и дальневосточный гектар, и выравнивание энерготарифов, и дальневосточная ипотека, и те же ТОР, и свободный порт Владивосток. При этом ни одно обсуждение не проходило при всеобщей поддержке. Как правило, было много высказываний против, дело заканчивалось совещанием у Владимира Владимировича Путина, когда он всех выслушивал и принимал решения в пользу Дальнего Востока.
Я очень надеюсь, что и дальше будет происходить так же. Мы договорились с Решетниковым и Силуяновым встретиться сразу после праздника. Найдем общую позицию — прекрасно, а не найдем — будем докладывать руководству…
О социальных вопросах
Было время, когда нас много критиковали. Если вернуться на несколько шагов назад, например, в 2013 год, когда я получил указание нашего президента заниматься развитием Дальнего Востока, то все развитие укладывалось в 3,9 млрд рублей. А сегодня эта сумма больше почти в 20 раз!
Главное то, что туда идут частные деньги, при этом объемы инвестиций приближаются к 3 триллионам рублей. И конечно же это меняет Дальний Восток. Возможно, это не сразу заметно, что стало все хорошо, да оно и не может сразу стать все хорошо, но уже есть 107 тысяч рабочих мест, почти 600 новых предприятий. В рамках «Единой субсидии» мы реконструировали и построили 1,5 тысячи объектов, а 1 000 объектов строится в рамках национальных программ. То есть работа идет каждый день. Дальний Восток меняется, улучшается благосостояние людей. Для нас важно изменить уровень жизни людей, чтобы им было комфортно жить, тогда население Дальнего Востока будет только прибывать. Для нас это принципиально важно.
Последние 3 года в программу «Единая субсидия» инвестировано 122 миллиарда рублей. Построено и отремонтировано 1,5 тыс. объектов. Это более 300 предприятий здравоохранения, более 200 школ, детских садов, спортивных площадок… А еще мы реализовали программу «1000 дворов». Скажу честно, сомнения были, надо ли заниматься дворами на федеральном уровне. Оказалось — надо, потому что это одна из самых популярных программ. А если людям это надо, значит, это правильное действие.
О дальневосточном гектаре
Это одна из самых популярных на Дальнем Востоке программ. Дальневосточный гектар получили уже более 111 тыс. человек. При оформлении гектаров в собственность некоторые наши предприимчивые чиновники решили немного поуправлять этим процессом. Закончилось все при помощи прокуратуры уголовными делами. Мы это желание лезть, куда не надо, у чиновников отбили. А для пользователей гектара изменили законодательство: оно стало еще либеральнее, чем было. Убрали лишние оповещения через три года об освоении гектара, минимизировали требования к освоению участков, сделали автоматическое напоминание, когда людям Росреестр должен сказать: «У вас подходит срок, и надо подать заявку на собственность». Ну, и так далее.
Очень интересное изменение было связано со строительством дома. На местах стали возникать препятствия: человек получил участок, а чиновник ему говорит, мол, а вы знаете, у нас здесь нет градостроительной документации, поэтому мы вам ничего строить не разрешаем.
Мы это дело сейчас отрегулировали, и такого права у чиновников больше нет. Программа в дальнейшем будет только совершенствоваться. Любые неудобства для людей и любые шероховатости мы будем просто убирать.
Об ипотеке
Что касается дальневосточной ипотеки, то она тоже развивается. В 2022 году в соответствии с решениями, принятыми Владимиром Владимировичем Путиным на Восточном экономическом форуме, мы распространили ипотеку на врачей, учителей. Учитывая важность этих категорий работающих граждан для всего Дальнего Востока, мы сделали ипотеку не привязанной к возрасту. И это тоже достижение, которое в конечном итоге работает на людей.
О транспортных перевозках
Если говорить о перевозках, нельзя не сказать о том, что создана авиакомпания «Аврора». Она получила самые большие за последние годы субсидии со стороны федерального бюджета. Результаты очень хорошие. Компания «Аврора» в 2021 году перевезла пассажиров на 34 процента больше, чем в 2020-м. В 2022 году рост перевозок будет около 10 процентов.
Что же касается перевозки грузов, то здесь ситуация похожая. Было трудно подготовиться к тому, чтобы все грузопотоки, как я уже говорил, развернуть на Дальний Восток. Поэтому проблема есть, БАМ и Транссиб реконструируются, целевые показатели, которые стояли на 2022 год, выполнены.
Другой вопрос, достаточно ли все это для решения проблемы? Нет, я так не считаю. Потому что задача будет решена тогда, когда будут вывезены все грузы, а у нас вывезены, к сожалению, отнюдь не все грузы, которые произведены предприятиями.
О Северном морском пути
На 2022 год стояла задача о перевозке 32 млн тонн грузов, в итоге будет более 33 млн тонн. Вообще, вопрос это отнюдь не простой. Санкции ударили, в том числе, и по транзитным перевозкам, они изменились. Все это сказалось на реализации инвестиционных проектов, в том числе связанных с Северным морским путем. Проекты большие, там часто используется уникальное оборудование. Однако стоит сказать, что ничего катастрофического там точно не произойдет. Мы постараемся обойтись без каких-либо сдвижек сроков. Но если они даже и произойдут, то в пределах года – двух лет, что для освоения Северного морского пути все-таки не так значительно.
Северный морской путь — это, по сути дела, новый логистический коридор для всего человечества. В целом работа идет постоянно, принят план правительства Российской Федерации по его развитию. Это предусматривает более 1,5 трлн инвестиций, как частных, так и государственных. Это огромная программа, которой мы постоянно занимаемся и стараемся уложиться в отведенные сроки.
О патриотическом воспитании
Сейчас идет Специальная военная операция, наши ребята сражаются за страну, гибнут иногда, к сожалению. Я там неоднократно бывал, в том числе и на линии соприкосновения, разговаривал с командирами, с бойцами, знаю, как все это обстоит.
Невозможно обойти стороной вопросы, связанные с подготовкой бойцов, потому что от этого зависит, останутся ли они живыми, вернутся ли в свои дома. Сейчас мы будем создавать центры военно-патриотического воспитания и подготовки сначала в 10 пилотных субъектах Российской Федерации, в том числе двух дальневосточных.
А потом будем стараться создавать их во всех субъектах Российской Федерации. Это сделает нашу страну сильнее. И те страны и политические деятели, которые любят санкции объявлять, пытаются влиять на независимость нашей страны, может быть, они тогда подумают, надо ли им это продолжать делать или лучше все-таки остановиться.
Владимир БОЛОТОВ.