Мы знаем: комплекс — будет. Осталось подождать всего полтора года

История строительства аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске получила долгожданное продолжение. В региональном правительстве подведены итоги конкурсного отбора на достройку масштабного объекта.

Победителем стала компания «КрасИнвест», представляющая интересы холдинга «Базэл Аэро» российского миллиардера Олега Дерипаски.

Чем дольше, тем дороже
Отныне будущее проблемного объекта выглядит достаточно определенно. Компания-победитель заявила о готовности вложить в проект 12,5 млрд рублей. Это на два миллиарда больше, чем предлагал ближайший конкурент. И почти вдвое больше минимальной суммы, на которую рассчитывали в правительстве до начала конкурса.
Напомним, строительство нового аэровокзала началось в октябре 2017 года.

Подрядчиком выступила «Сахалинская механизированная колонна № 68». Любопытно, что стоимость объекта повышалась пропорционально проценту его готовности. Так, на стадии проектной документации комплекс, рассчитанный на миллион пассажиров в год, планировалось построить всего за 6,2 млрд руб. Однако не успели подрядчики подготовить площадку под строительство, как цена объекта выросла до 6,7 млрд руб.

А буквально через полгода его стоимость в очередной раз была пересмотрена — естественно, в большую сторону. Теперь аэровокзал уже стоил 7,4 млрд рублей. Увеличение проектной стоимости заказчик объяснял необходимостью расширить полезные площади в соответствии с планируемым пассажиропотоком — до трех миллионов туристов в год.

Что было потом? Сменилось руководство области: вместо Олега Кожемяко, направленного руководить Приморским краем, островным губернатором стал Валерий Лимаренко. Поменялось и руководство компании-заказчика: АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» возглавил представитель холдинга «Аэропорты регионов» — одной из структур миллиардера Виктора Вексельберга.

Однако дешевле от этого будущий аэровокзальный комплекс не стал. Напротив, в руководящих кабинетах родилась очередная идея об увеличении его расчетной пропускной способности, теперь уже — до пяти миллионов пассажиров в год. И проект был заново пересмотрен. На этот раз цена вопроса составила 13 млрд рублей — дороже изначально разработанного проекта в два с лишним раза.

Что было потом, известно сахалинцам по многочисленным публикациям в СМИ, в том числе и в «Советском Сахалине». В сентябре 2020 года был расторгнут договор с подрядчиком — мехколонной № 68. Столь радикальные меры региональное правительство объяснило тем, что подрядчик должен был сдать объект к 1 ноября 2020 года. Однако за два месяца до срока сдачи фактическая готовность аэровокзального комплекса составляла менее 60 проц.

Привлечь к достройке объекта планировалось холдинг «Аэропорты регионов». Однако вмешалась федеральная антимонопольная служба, увидевшая в выборе инвестора без проведения соответствующего конкурса нарушение прав потенциальных участников строительства. Пришлось от этой идеи отказаться и приступить к поиску и отбору инвестора на конкурсной основе.

Подождем?
О проведении конкурса было объявлено в конце декабря 2020 года. А 5 марта 2021 года результаты были уже подведены. Обогнав своих конкурентов — компании «Новапорт» и «ДВ-Инвест», победителем стало ООО «КрасИнвест», деятельность которого связывают со структурами миллиардера Олега Дерипаски.

Условия выставлены достаточно жесткие. После подписания договора инвестору предстоит завершить строительство за 18 месяцев. В случае нарушения сроков его ожидают штрафные санкции. Впрочем, инвестор настроен довольно решительно и уверен, что до финансовых претензий дело не дойдет. Хотя выдержать столь сжатые сроки без поддержки и заинтересованного участия регионального правительства и областной думы представляется делом весьма непростым. Об этом заявил в своем недавнем выступлении перед областными депутатами представитель инвестора генеральный директор АО «Эра Групп» Алексей Васильченко.

Внесение изменений и дополнений в проект аэровокзального комплекса, похоже, следует признать давно уже устоявшейся традицией. Вот и вновь обретенный инвестор, по его словам, начнет строительные работы с того, что поменяет на объекте некоторые его детали.

— Проект создавался пять лет назад, еще до пандемии, поэтому надо пересмотреть накопители для пассажиров, места посадки на рейсы и так далее, — уточнил Алексей Васильченко. — Мы бы еще предложили заказчику обратить внимание на внутреннее оформление терминала. Это касается в первую очередь цветовой гаммы.

В оформлении аэропорта будут учитываться, конечно, и сахалинские реалии. Что же касается увеличения пассажиропотока, то это — проблема главного оператора аэропорта. По нашим прогнозам, в течение пяти лет Сахалин получит 2 млн пассажиров в год.

Поскольку недостроенный аэровокзальный комплекс — государственная собственность, объект предстоит приватизировать. В качестве способа приватизации выбран вклад в уставной капитал совместного предприятия. Инвестор вложит в него 12,5 млрд руб., что будет соответствовать 100 проц. акций. После проведения дополнительной эмиссии на сумму 6,7 млрд руб. региональное правительство выкупит 49 проц. акций. Таким образом, контрольный пакет останется за инвестором.

Здесь стоит напомнить события 2020 года, когда рассматривался вопрос о выборе в качестве инвестора холдинга «Аэропорты регионов». Сахалинское правительство тогда предлагало потенциальному партнеру 49 проц. акций, тогда как инвестор рассчитывал на контрольный пакет в 51 проц. Это вызвало весьма неоднозначную оценку среди депутатов областной думы. В итоге инвестиционный альянс так и не состоялся.
Иная ситуация сейчас: правительство уже не претендует на контрольный пакет акций.

А следовательно, формально отказывается от права решающего голоса в вопросах управления. По замыслу организаторов совместного предприятия, новым терминалом будет управлять совет директоров из пяти человек, из которых региональную власть будут представлять всего двое. Основной доход предполагается получать от сдачи в аренду полезных площадей, а также за счет дальнейшего снятия ограничений по обслуживанию пассажиров. Что означает организацию разного рода дополнительных услуг, оказываемых на территории аэровокзального комплекса.

По предварительным расчетам, новый объект должен себя окупить в течение 15 лет. Но для этого его надо еще достроить. Вот этим инвестор сейчас и займется. А сахалинским пассажирам пока остается только ждать. И пользоваться тем, что есть. Дело привычное…

Сергей ЧЕВГУН.