Решением правительства Российской Федерации  № 478 от 9 августа 2006 года была утверждена федеральная целевая программа  «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 – 2015 годы», уже вторая по счету в нашей новейшей истории. С реализацией первой возникли проблемы. А как обстоят дела сейчас? Об этом мы попросили рассказать руководителя дирекции по реализации федеральной целевой программы Сергея Абабкова.
– Календарно программа начала работать с 1 января этого года. Пошел нормальный рабочий процесс – организуются и проводятся конкурсы, подписываются государственные контракты, генподрядчики начинают работу или ее продолжают – если идет речь об объектах, перешедших с предыдущей федеральной программы.
– Нельзя ли поподробней? Например, про строительство портов. Они очень нужны для островов.
– Идет процедура выдачи конкурсной документации по строительству причального комплекса в Южно-Курильске. Это достаточно сложный   (сами понимаете – Тихий океан)  и дорогой – более миллиарда рублей – объект. В этом году  начнется его строительство. К концу мая   будет объявлен   победитель. Надеемся, им окажется серьезная и опытная организация, способная построить такой сложный во всех отношениях объект. А в Малокурильском уже в нынешнем году планируется завершение строительства глубоководного  причала.
На Итурупе продолжается реконструкция портпункта Китовый. В прошлом году принято в эксплуатацию  три пирса, в том числе № 4 – красивое сооружение, к которому уже могут швартоваться   суда, и через него уже началась перевалка грузов. В этом году планируем ввести в эксплуатацию пирсы  № 1, 2, 5, которые реально позволят расширить возможности портпункта и улучшить обслуживание пассажиров. Продолжатся работы на пирсе № 6. Правда, теплоходы типа «Игорь Фархутдинов» смогут швартоваться здесь пока только теоретически –   маловаты размеры  портпункта. Поэтому в этом году приступаем к корректировке проекта, чтобы это был глубоководный причал со всем комплексом сооружений для обслуживания пассажиров. 
К большому сожалению, на этот год не были прописаны средства на реконструкцию северного мола в порту Северо-Курильска, а он очень интенсивно разрушается. Однако и администрация области, и муниципалитет ищут варианты, как приступить к восстановлению мола уже в этом году.
Воздушный транспорт для Курил тоже, как вы знаете, чрезвычайно важен.
Так вот, продолжается реконструкция аэропорта Менделеево. В большом объеме завезены материалы, работы идут в графике.
– Означает ли это, что болезненные приостановки полетов со стороны федеральных ведомств теперь уйдут в прошлое?
– Наверное, все-таки нет. По крайней мере, до тех пор, пока аэропорт не будет полностью реконструирован и приведен в соответствие с требованиями. А это 2010 год.
– А насколько точны эти сроки? Не сорвутся ли, как это бывало раньше?
– Никто даже и мысли не допускает об их изменении, а уж тем более о задержках. Быстрее построить, наверное, можно, но основной вопрос связан с финансированием из федерального бюджета, а оно четко расписано на весь период реализации проекта. И вообще, наша прямая задача как заказчика-застройщика – следить за тем, чтобы генподрядчики точно выдерживали и сроки, и качество работ. И не только наша. Бюджетных денег в программу вкладывается очень много, а это означает многоступенчатый контроль со стороны многих ведомств.
В этом году начинается строительство аэропорта «Итуруп». Федеральное агентство авиационного транспорта уже объявило конкурс на выбор подрядной организации. Очень надеемся, что на него заявятся серьезные областные строительные организации, поскольку заезжим, без знания местных условий, будет очень сложно  организовать процесс строительства и вообще работать на Итурупе.
Зато уже есть определенное спокойствие за вертодром на Парамушире. Известная в области компания «Трансстрой-Сахалин» на средства  областного бюджета заканчивает строительство в этом году.
Из автодорог в этом году планируется начать реконструкцию участка Южно-Курильск – Головнино. Ожидаем 60 млн.  рублей из федерального бюджета на реконструкцию дороги Малокурильское – Крабозаводское.
– Развитие транспортной инфраструктуры для островов, безусловно, необходимо. Но не кажется ли вам, что социальные моменты в программе прописаны весьма слабо? То есть она сделана для бизнеса, а не для людей?
– Не согласен. В программе предусмотрены, например, реконструкция детского сада в селе Рейдово на Итурупе, строительство детских садов в Южно-Курильске и Малокурильском. Мы также продолжаем возводить очень серьезный объект – больницу на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в Курильске, ибо нынешняя больница просто в ужасном состоянии.
А разве не является позитивным социальным моментом, что в отопительный сезон этого года, по завершении строительства трубопровода от   Менделеевской ГеоТЭС, мы рассчитываем перевести теплоснабжение Южно-Курильска на относительно дешевое тепло парогидротерм?
А разве не социальные проблемы решает реконструкция системы энергоснабжения Северо-Курильска? Этот населенный пункт сейчас фактически на «пороховой бочке», так как старые дизели постоянно ремонтируются, они     выработали свой ресурс. Встанут они – встанет все. По программе же в  этом году в Северо-Курильске будут установлены совершенно новые дизели, электростанция будет полностью реконструирована, и, возможно, начнет снабжать поселок по временной схеме. Там же в этом году начнется реконструкция системы теплоснабжения.
– Однако с водой там по-прежнему плохо.
– В прошлом году практически завершено строительство отличного подземного водозабора. Но было решено его в эту зиму не использовать – сильно изношены городские сети. Этим летом данная неувязка должна быть устранена.
– То есть неувязки все-таки есть?
– А я и не утверждаю, что программа целиком идеальна. Например, такая же ситуация с Океанской геотермальной станцией на Итурупе. Станция построена, работает бесперебойно, но пока только на собственные нужды, поскольку никуда с нее   энергию не подашь – не готово крайне изношенное энергохозяйство Курильска. Но, слава богу, в этом году выделены федеральные деньги на реконструкцию системы энергоснабжения на Итурупе. Уже определен надежный генподрядчик – «Дальэлектромонтаж», через несколько месяцев энергия с ГеоТЭС пойдет в Курильск. Так что многие проблемы решаемы, если не через федеральный центр, то собственными силами.
– А самая главная проблема? Жилищная? Как развивать бизнес  без людей, которым негде будет жить? Ведь даже в описательной части программы сказано: «По отдельным муниципальным образованиям обеспеченность населения жильем составляет менее 11 кв. метров общей площади на одного жителя». Это меньше всех норм…
– В администрации области эту проблему прекрасно понимают. И всеми силами пытались включить в программу и жилищное строительство. Как минимум для бюджетников, которые и обеспечивают качество жизни на островах – врачей, учителей, пожарных… Они ведь при нынешнем уровне доходов новое жилье за свой счет там явно не построят. Но эти доводы восприняты не были, и строительство жилья для работников бюджетной сферы никакой строчкой в программу не попало.
Но проблема-то осталась, и потому администрация области в бюджете 2007 года, хотя это было очень тяжело, нашла деньги на строительство четырех двухэтажных четырехквартирных домов, соответственно по одному на Шикотане, Кунашире, Итурупе, Парамушире. В каждом доме будут две 3-комнатные и две 2-комнатные квартиры. Общая площадь 2-комнатной квартиры составит 60 кв. метров, площадь 3-комнатной – 72 кв. метра.
Уже состоялось вскрытие конвертов с предложениями претендентов по их проектированию и строительству. Участникам конкурса поставлены чрезвычайно жесткие условия в части сроков. Планируем, что уже в этом году эти дома построят. В свою очередь, мы  ведем работу с муниципалитетами – уже  определились, где будут стоять дома, по некоторым объектам провели изыскания, межевания. То есть сделали все, чтобы строители пришли и без всяких проволочек начали работать.
Без ложной скромности  этот проект можно назвать прорывом, потому что жилье для бюджетников на островах не строилось уже много лет.
– Но будет ли этот прорыв продолжен?
– Мне пока ответить на этот вопрос трудно. Но задача о начале жилищного строительства на Курилах, поставленная губернатором, несколько  шире, чем просто строительство – в задании  на проектирование прописано, что  применяемые конструкции должны быть легкими, а здания как можно более быстро возводимыми. Для того чтобы опробовать технологии быстрой массовой застройки. Эти технологии в стране уже широко применяются, но, к сожалению, не на Курилах, да и на Сахалине они редкость. Не выдам секрета, если скажу, что некоторые организации, которые обладают этими технологиями, мы специально приглашали к участию в конкурсе. Если получится – то почему бы и не строить на Курилах жилье?
– Но вернемся к бизнесу: транспорт, энергетика должны создать условия для его развития. Когда можно ожидать этой отдачи от федеральной программы?
– Да она уже начинает проявляться. Вот такой небольшой пример. По проекту реконструкции теплоснабжения Южно-Курильска вода, нагретая энергией Земли, после «отдачи» тепла потребителям будет сбрасываться в океан до 200 тонн в час с температурой до 60 градусов. Нам,   конечно, жалко такой громадный ресурс – ведь, наверное, можно было бы применять эту воду для бальнеологических целей или для ведения тепличного хозяйства. Но использование ее – это уже не задача нашей дирекции, это задача бизнеса. И предприниматели начали интересоваться этой водой. Пожалуйста! Скажу более – если этот вопрос еще кого-то заинтересует, мы всегда готовы дать исчерпывающую информацию. Только желательно обращаться побыстрее, пока труба пустая и можно внести какие-то изменения в проект, какие-то задвижки на отбор установить.  Только с условием, чтобы эти предложения не влекли дополнительных затрат   бюджетных средств.
Словом, реализация федеральной целевой программы идет, и идет по графику. И это пока самое важное.
Записал В. ГОРБУНОВ.