Сегодня исполняется 15 лет со дня создания налоговых органов России. Полтора десятка лет – срок небольшой. Но вполне достаточный, чтобы подвести определенные итоги. И поможет нам в этом руководитель управления ФНС России по Сахалинской области Борис Николаевич ПОПОВ.
– Борис Николаевич, как известно, к работе налогового инспектора окружающие всегда относились по-разному: одни – с недоверием и опаской, другие – с пониманием и уважением. Кого сегодня у налоговой службы больше – друзей или врагов?
– Я бы не делил налогоплательщиков по такому принципу. Ко всем мы относимся ровно, без предубеждения. И резонно рассчитываем на такое же непредвзятое отношение к работникам нашей службы. Вообще, добросовестному налогоплательщику опасаться нечего. Ну а недобросовестному если и нужно на кого-то обижаться, то только на себя. На мой взгляд, у нас в обществе с каждым годом растет понимание того, что развитие страны, отдельного региона невозможно без четкой работы налоговых органов. Именно налоговая служба может и должна быть опорой государству  в решении вопросов финансовой безопасности.
– И как, удается решать эту задачу в масштабах Сахалинской области?
– Полагаю, что да. Мы добились хороших показателей. За девять месяцев 2006 года на территории области в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано 26,9 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. Без учета НДС, возмещаемого на расчетные счета операторов шельфовых проектов, поступления в федеральный бюджет увеличились на 53,7 проц. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах это 5,7 млрд. рублей.
– Пятнадцать лет назад, наверное, о таких показателях и не мечталось?
– Ну, мечты вообще не по нашему ведомству. Налоговики – люди прагматичные. А начинали действительно с нуля. 1 июля 1990 года из состава финансового управления исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов во вновь образуемую налоговую службу были переведены 22 человека. А уже в 1999 году было создано 17 районных инспекций, а также инспекция МНС России по городу Юж-но-Сахалинску. В 2002 году в рамках реализации федеральной целевой программы началась их модернизация. В течение двух лет происходило укрупнение инспекций. На базе 12 инспекций появилось 5 межрайонных инспекций МНС России. В структурах межрайонных инспекций было организовано 7 территориально обособленных рабочих мест, которые в основном и осуществляют работу с налогоплательщиками. Сегодня в налоговых органах области работает большой коллектив профессионалов – всего 1048 специалистов, 70 проц. из них имеют высшее образование.
– Так, а какая картина по ту сторону «баррикад»?
– Сегодня в области на учете 512878 налогоплательщиков – физических лиц, 13753 организации – юридических лица, 2826 налогоплательщиков – организаций по месту нахождения обособленных подразделений, 230 налогоплательщиков – иностранных организаций. Но, знаете, мы не стоим «на баррикадах». Наоборот, стараемся сделать все возможное для удобства налогоплательщиков. Так, в марте 2006 года в здании межрайонной инспекции № 1 открылся операционный зал на 15 рабочих мест для физических лиц, в августе открыт зал для юридических лиц на 13 рабочих мест. Кроме того, планируется открытие 6 залов в других инспекциях области. Наличие таких помещений вносит порядок, строгость в процесс сдачи и приема отчетности, дисциплинирует налогоплательщиков. Также, ведется работа по улучшению информационного обслуживания налогоплательщиков, расширению сферы предоставляемых им услуг. В первую очередь речь идет о налогоплательщиках, сдающих отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через интернет.
– Борис Николаевич, а как вы оцениваете результаты налоговой реформы?
– Важнейшим итогом проводимой налоговой реформы, на мой взгляд, стало заметное снижение налоговой нагрузки – а это один из важных факторов поддержания экономического роста. Постепенно сокращается число налогов, изменяются в лучшую сторону правила налогообложения. С 2002 года были уменьшены, а с 2003-го – окончательно отменены «оборотные налоги», а также снижена ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24 проц. Начиная с 2004 года с 20 до 18 проц. снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. В 2005 году произошло существенное уменьшение единого социального налога – с 35,6 до 26 проц. Как известно, приняты поправки в первую часть Налогового кодекса. Наиболее важные из них касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. Их стало меньше: с 2006 года налогов и сборов осталось всего 14, из них 9 – федеральных.
– Да, если судить по количеству поправок, то законодательство о налогах и сборах –  самая динамичная отрасль права. Скажите, чем это обусловлено и какие из поправок вы считаете самыми важными?
– Это обусловлено тем, что налоговая политика – один из оперативных инструментов государства, с помощью которого оно регулирует экономические процессы. Если ранжировать законы по масштабности, то один из самых значимых, конечно, федеральный закон от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ о совершенствовании налогового администрирования. Он вносит такие серьезные поправки в первую часть кодекса, что можно смело говорить о ее новой редакции. Поправки затронут деятельность практически всех подразделений налоговых органов, в том числе и тех, которые осуществляют госрегистрацию и постановку на учет налогоплательщиков, работают с задолженностью, ведут делопроизводство. Прежде всего это изменения в статьях кодекса, регулирующих контрольную работу налоговых органов, порядок рассмотрения споров и применение взысканий. Принципиально изменились правила проведения и оформления результатов камеральных и выездных налоговых проверок, заметно усовершенствованы процедуры взыскания налогов, появились новые правила истребования документов, другим стал порядок исчисления сроков.
Есть и другие новации. С 1 января 2009 года вводится обязательная процедура внесудебного рассмотрения споров с налогоплательщиками. Иными словами, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик обязан будет обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе. В 2007 – 2009 годах у налогоплательщика, который не согласен, например, с решением налоговой инспекции, будет право выбора: обжаловать такое решение
в вышестоящем налоговом органе или пойти в суд. Нововведения в этой области таковы. Решение налогового органа по итогам проверки вступает в силу через 10 дней с момента вручения лицу, в отношении которого решение вынесено. Если не вступившее в законную силу решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган, вступление в силу приостанавливается на период рассмотрения жалобы.
– Надо полагать, что с принятием такого закона работу по совершенствованию налогового администрирования следует считать законченной…
– Нет. Это не так. Налоговая система еще далека от совершенства и лучшей мировой практики. При этом улучшение налогового администрирования не ограничивается только совершенствованием законодательства. Мы многого ожидаем от введения стандартов обслуживания налогоплательщиков, создания в налоговых органах специальных аудиторских подразделений, повышения ответственности сотрудников федеральной налоговой службы при соответствующем росте их заработной платы.
– И каких же еще изменений следует ожидать налогоплательщикам в ближайшем будущем?
– B числе наиболее востребованных – поправки, связанные с усилением контроля за трансфертным ценообразованием, администрированием НДС, поправки, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, поправки в главу об акцизах и изменения в законодательство о государственной регистрации.
– Но это будни. А как же ваш праздник?
– Да, это будни. Но именно кропотливая ежедневная работа и дает в конечном счете результат, основания для гордости достигнутым. Сегодня, в день нашего профессионального праздника, я хочу выразить всем работникам налоговых органов признательность за их самоотверженный, не всегда благодарный, но так необходимый обществу и людям труд. Спасибо за трудолюбие, понимание, выдержку и, самое главное, за преданность нашей непростой профессии. Особая благодарность нашему золотому фонду – тем, кто проработал  в налоговых органах более 10 лет, старшему поколению налоговиков, всем, кто создавал налоговые органы Сахалина, формировал и хранил традиции, кто, как и прежде, составляет костяк коллективов инспекций. Поздравления и наилучшие пожелания молодому поколению налоговых работников. Все хорошее и полезное, накопленное годами, мы вместе обязаны сохранить и приумножить. С праздником!
О. ИВАНОВА.