Пятница, 19 апреля, 2024

На кинофестивале «Край света» будет показана специальная программа «Азиатская анимация. Траектория внутрь»

Показы азиатской анимации на «Краю света» – уже традиция. В этом году программа озаглавлена «Траектория внутрь». В нее вошли истории, озаренные «внутренним светом», а их создатели – ведущие режиссеры Японии.

Макото Синкая называют «новым Миядзаки», он совершенно нетипичный мастер для японской аниме-индустрии. Режиссер держится от этой заштампованной индустрии на большом расстоянии, привлекает к работе минимальное количество специалистов, расходует минимальное количество средств. Синкай успешно совмещает профессии сценариста, режиссера, главного аниматора, фазовщика, звукорежиссера, 3D-моделлера и даже сам зачитывает некоторые тексты. Благодаря своей творческой независимости, режиссер доносит до зрителей все свои замыслы – и идейные, и художественные. Безусловно, в истории японской анимации есть немало режиссеров-одиночек, однако в фокусе японской «независимой анимации» Макото Синкай – самая яркая фигура последних лет.

Его первый цветной фантастический мультфильм «Голоса далеких звезд» был показан в 2002 году и сразу сделал Макото знаменитым. В программе фестиваля «Край света» – две картины Макото: «За облаками: обещание юности» (2004 год) и «Ловцы забытых голосов» (2011).

«За облаками: обещание юности» – первая полнометражная картина Макото в жанре научно-фантастической любовной драмы. Режиссер очень тщательно работал с изображением, движением и ритмом, а также уделил внимание звуку и его сочетанию с изображением (фильм принес автору несколько престижных наград).

Три старшеклассника находят разбитый самолет вблизи границы советской и американской зон оккупации. Они хотят восстановить его, чтобы добраться до загадочной башни. Через эту мечту, как призму, преломляются сюжеты фильма: любовь и дружба, жизнь и смерть, мечта и реальность.

Макото, создавая аниме, до минимума ограничил помощь ассистентов. Дизайн персонажей он доверил иллюстратору Усио Тадзаве, а 3D-моделлер Кадзунори Такада придумал облик самолета «Веласьела».

Мультфильм «Ловцы забытых голосов» покорил и критиков, и зрителей. В рецензиях писали: «Если в новой его работе многое, за что полюбил Синкая зритель, словно вывернуто наизнанку и обращено иной стороной, это значит лишь одно: художник взял новую высоту и показал, что ему по плечу самые сложные задачи, как в визуальном, так и в сюжетном плане».

Девочка, школьница живет достаточно скучно, самое интересное, что есть в ее жизни, – удивительные звуки, которые иногда слышны по радио. Эти звуки будто из какого-то другого мира, такого далекого и такого недоступного. Что кроется за таинственными сигналами — безмятежность или тревога? Как быть, когда момент спасения поворачивает тебя лицом к смертельной опасности и невозможно справиться силами единственного, кто в этом другом мире на твоей стороне?

Макото в своем фильме, как всегда, щедр на эмоции и детали, он ежесекундно играет формами, светом, тенью, создает эффект присутствия. Живописные «декорации» погружают зрителей в мир, где живут персонажи, природа дышит, вибрирует, завораживает. И даже сакура – такая далекая, кажется близкой, будто растет где-то рядом, у твоего дома. Герои мультфильма – живые, теплые, их поступки наполнены знакомыми эмоциями и смыслами.

Абсолютно в другом ключе и с другим посылом фильм «Летние войны» Мамору Хосода (2009 год). Жанр – научно-фантастическое аниме о приключениях математического гения Кэндзи, подрабатывающего модератором в программе виртуальной реальности ОЗ.

Мамору предпочитает рисованную анимацию, хотя признается, что некоторые визуальные эффекты возможны только в 3d-технологии. В «Летних войнах» присутствуют элементы реализма, поднимающие социальные проблемы.

Главный герой Кэндзи пытается остановить разрушение вирусом виртуального мира, решая сложнейшие компьютерные задачи в своей похожей на компьютер голове, но в итоге спасает реальный мир и собственные отношения. Мамору Хосода, сделавший себе имя достаточно камерной картиной «Девочка, покорившая время», неожиданно расширил масштаб используемых ранее приемов и с легкой иронией, свойственной жанру анимации, показал непобедимость самурайского духа, заложенного в японском характере. В Японии кассовые сборы «Летних войн» составили около 17 млн $,а в 2010 году картина завоевала премию Японской академии за лучший анимационный фильм года.

Полнометражный мультфильм «Письмо для Момо» Хироюки Окиуры, выдающегося художника и аниматора, когда-то потрясшего анимационное сообщество своим режиссерским дебютом «Оборотни», снят по его собственному сценарию (картина завоевала Гран-при и специальный приз международного жюри на кинофестивале в Токио, платиновый Гран-при  на кинофестивале FutureFilm).

Юной Момо предстоит непростое испытание — переехать из Токио в городок на краю страны. Но к ожидаемым и объяснимым трудностям вдруг добавляются совсем странные и, можно сказать, сверхъестественные: в жизнь на тихом острове врываются события, которые и присниться не могли в оживленной столице. Попытка справиться с ними приведет девочку к открытиям, среди которых будет и разгадка тайны письма, когда-то так и не написанного ее отцом.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ