Депутат областной Думы В. Белоусов – один из тех немногих, кто проголосовал против принятия в первом чтении проекта бюджета области на 2007 год. Конечно, он понимал, что всеобщий настрой перебороть не удастся, но обозначить свою позицию счел необходимым.
А позиция такая. Прежде всего депутата не устраивает подход к формированию бюджета. Основой для подготовки данного законопроекта является прогноз социально-экономического развития области на грядущий год. И уже на этом этапе возникают проблемы. Как правило, прогнозы, по словам В. Белоусова, «сырые», не соответствующие реалиям жизни. А вот спросить за экономические просчеты практически не с кого, поскольку очень часто меняются председатели комитета экономики области. То есть вновь занявший это весьма значимое кресло чиновник вправе сказать: я не  в ответе за предшественника… А в итоге каков фундамент (прогноз), таково и здание (бюджет).
За два года работы в облдуме В. Белоусов обратил внимание на то, что при формировании бюджета традиционно занижаются доходы. По его мнению, делается это сознательно:  в конце года исполнительная власть получает возможность делить прибавку практически по своему усмотрению. И тут у чиновников – большое раздолье для маневров. Скажем, депутаты предлагают выделить средства на ремонт худых крыш школьных зданий и слышат в ответ: данную поправку принимать нецелесообразно, поскольку до конца года муниципалитет не успеет провести конкурс на выполнение заказа и, соответственно, средства не будут освоены…
– Именно такая ситуация возникла и вокруг горячего питания учащихся профтехучилищ, – говорит Валерий Николаевич. – Известно, что в этих заведениях обучаются в основном дети из малообеспеченных семей, и во многих регионах проблема обеспечения их питанием решена, но, к сожалению, не у нас. Мы предлагали выделить на эти цели из дополнительных доходов около 7 млн. руб. Поправку отклонили, вновь мотивируя тем, что надо проводить конкурс…
Причем, отмечает депутат, зачастую применяются так называемые двойные стандарты. Взять, например, остров Монерон. На создание на территории этого государственного природного заказника объектов туристической инфраструктуры администрация области денег не жалеет. Для этих целей выделено почти 42 млн. руб. и дополнительно еще около 15 млн. руб. Хотя к этой «стройке века» у правоохранительных органов есть претензии. Недавно В. Белоусов получил ответ от прокурора области С. Бессчасного на свое депутатское обращение. Руководитель облпрокуратуры сообщает, что в ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов территориальных управлений Роспотребнадзора и Росприроднадзора, установлено, что в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация предстоящего строительства объектов инфраструктуры, а непосредственное их возведение будет осуществляться после проведения государственной экологической экспертизы проектных материалов. Для чего же, спрашивается, деньги выделяются уже сегодня?
Кроме того, следует из официального ответа, есть еще один нюанс. Согласно законодательству, акт выбора земельного участка, предназначенного для организации заказника «Остров Монерон» и строительства там хозяйственной базы, утвержден постановлением мэра Невельского района от 12 июля 2006 г. Однако государственная экологическая экспертиза на стадии выбора земельного участка не проводилась, что противоречит требованиям закона «Об охране окружающей среды». В связи с чем Сахалинским природоохранным межрайонным прокурором принесен протест на незаконное постановление мэра.
Учитывая, что проектирование и строительство объектов инфраструктуры на территории заказника осуществляется за счет средств бюджета области, прокурор области направил обращение на имя спикера облдумы В. Ефремова с предложением поручить контрольно-счетной палате области проверить целевое расходование выделенных средств. Что, думается, вполне логично. И вопрос о внеплановой проверке был внесен в повестку дня недавно состоявшегося пленарного заседания облдумы. Но, увы, «не прошел»: кворум был на пределе, на сессии присутствовало всего 17 депутатов, 13 из них проголосовали за проведение внеплановой контрольной проверки, двое не голосовали, и двое воздержались. То есть голосов для принятия решения не хватало.
– Ко второму чтению проекта бюджета на 2007 год я намерен предложить убрать финансирование этого объекта (тем более что и выделенные уже деньги не освоены), а высвободившиеся средства направить в социальную сферу, – говорит В. Белоусов.
…От себя добавлю, что страсти вокруг строительства туристического комплекса на острове Монерон на сессиях облдумы кипят периодически. Некоторые народные избранники предполагают, что массово доступным остров не будет, а скорее станет тешить амбиции людей «от власти» и весьма состоятельных граждан. Какой же резон тогда вкладывать в эту затею народные деньги, одновременно сокращая расходы на образование, здравоохранение и т. д.?
– За такой бюджет лично я голосовать не считаю возможным, – подводит итог В. Белоусов. – Мы не только формируем его с нарушениями бюджетного законодательства, на что указывает и контрольно-счетная палата области, но и не можем «с умом» потратить даже те средства, что имеем.
Л. ПУСТОВАЛОВА.