Суббота, 20 апреля, 2024

На Сахалине вновь выросли цены на топливо. Сказка про белого бычка

В ночь на минувшую субботу на автозаправках Роснефти в Южно-Сахалинске разом подскочили цены на все виды топлива. Бензины подорожали на 20 копеек, солярка – на 25. Теперь бензин Аи-92 стоит 42 рубля за литр, Аи-95 – 43 рубля 50 копеек, Аи-98 – 47 рублей 50 копеек, дизтопливо – 45 рублей 10 копеек.

Надо сказать, стоимость марок бензина держалась неизменной с февраля. Нынешнему повышению предшествовала «разведка боем». В течение семи недель росла только цена на солярку: на 10, 20, 25 и 30 копеек – всего на 1 рубль 35 копеек. И теперь в «наступление» перешли всем фронтом.

Почему же в нашей стране при снижении цены на нефть бензин поднимается в цене? Этот вопрос задал В. Путину рабочий Лебединского горно-металлургического комбината, где президент побывал в конце минувшей недели.

– Ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены, и это совершенно очевидно, они должны быть экономически обоснованы, – сказал глава государства. – Ho искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом.

И объяснил почему.

– Если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем держать свои цены по-другому, чем в соседних странах, иначе нам нужно просто создавать новый «железный занавес».

Кроме того, президент подчеркнул, что низкие цены внутри страны могут привести к вывозу топлива за границу.

– Поэтому, если мы не хотим, чтобы у нас все утащили, то надо и внутри страны держать определенный уровень, – заключил Путин.

Президент сказал только часть правды. Все понимают, что Россия во многом живет за счет экспорта продукции нефтяной индустрии, с ее помощью наполняется бюджет. По оценке партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, у нас на налоги приходится 60 проц. стоимости бензина. В США, для сравнения, 22 проц. В Америке, с ее культом автомобиля и невысокой долей государства в экономике, дешевый бензин политически более выгоден, чем наполняемость бюджета.

Как отметил Крутихин, подобная ситуация наблюдается во многих нефтедобывающих странах мира. «В Норвегии бензин стоит дороже, чем в соседних странах, входящих в Евросоюз. Норвежские автомобилисты регулярно ездят заправляться в соседнюю Швецию», — привел он пример.

По словам аналитика Райффайзенбанка по нефтегазовой отрасли Андрея Полищука, в долгосрочной перспективе очень многое зависит от акцизов. Поднимаются акцизы – растет и цена на бензин.

Эксперты считают, что бензин продолжит дорожать, причем быстрее инфляции. По словам Крутихина, ради наполняемости бюджета правительство «готово драть с потребителей семь шкур». Как полагает Полищук, Россия почти наверняка придет к европейскому уровню цен на бензин, то есть он будет стоить от полутора до двух долларов за литр.

Самое интересное, что одним из инициаторов этого может выступить как раз минфин. Там давно говорят, что неплохо бы совсем отменить экспортную пошлину. Что это означает? Цены в Европе, куда поставляется большая часть российской нефти, существенно выше, чем в России. Для компаний, включая и государственные, это выгодно. Без экспортной пошлины они будут гораздо больше направлять на экспорт и существенно меньше — на внутренний рынок.

Разумеется, это означает выпадение доходов бюджета. Поэтому для компенсации предлагается увеличить налог на добычу полезных ископаемых, что повысит издержки компаний и вынудит их дополнительно поднять цены.

Тем временем минтранс продвигает предложение по замене транспортного налога топливными акцизами. Это мнение поддерживают в Совете Федерации. Как заявила глава палаты В. Матвиенко, «повышение акциза – это более справедливая мера, нежели налог на транспортное средство».

С. АРГА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ