Экономика Сахалинской области неразрывно связана с работой транспортного комплекса.
Именно островное положение региона предопределяет ведущую роль морского транспорта, доставляющего на архипелаг пассажиров и основной объем грузов.
Забота об улучшении транспортной доступности островов – приоритетная задача правительства Сахалинской области.
Ведь к 2022 году необходимо в три-четыре раза увеличить пассажиропоток и объемы грузоперевозок. Это станет возможным благодаря введению в эксплуатацию четырех новых судов.
Их строительство идет сегодня на верфях Санкт-Петербурга и Комсомольска-на-Амуре.
Там на прошлой неделе побывал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев.
На Невском судоремонтно-судостроительном заводе он увидел, как формируются корпуса теплоходов «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской».
Они предназначены для морского сообщения на линии Сахалин – Курилы. В роли заказчика транспортов выступает АО «Сахалинлизингфлот».
– По каждой палубе прошел с руководством завода, в каждую будущую каюту заглянул, – рассказал замминистра.
– Посмотрел, как люди работают, как комплектуют корпуса судов всем необходимым: устанавливают вентиляцию, тянут электрику, ставят электрощиты…

На судне «Павел Леонов» уже находятся главные двигатели.
Ежедневно здесь трудится коллектив численностью до ста человек. В случае производственной необходимости на сложных операциях дополнительно задействуют опытных специалистов.
На заводе есть группа технического наблюдения, которая осуществляет контроль и надзор за проектированием и строительством судов.
Также осуществляет контроль Российский морской регистр судоходства. Он ежедневно контролирует ход строительства.
А все началось в 2017 году. Документацию на суда для островитян в качестве проектанта готовил «МИБ-Дизайн-СПБ», потом проходили конкурсные процедуры.
К практическим работам на Невском судоремонтно-судостроительном заводе приступили в нынешнем году. Масштаб и темпы судостроения воодушевляют.
На одном из новостроев, по данным на 1 декабря, степень готовности составляла 30 проц.
Второй теплоход строится с отставанием от первого на месяц. Руководство завода не высказывает опасений.
В планах судостроителей спуск теплоходов на воду намечен на первое полугодие 2020 года. Дальнейшее их дооснащение произойдет уже на воде.
Названия судам
«Павел Леонов»
и «Адмирал Невельской»
даны по итогам
голосования, в котором
приняло участие
3586 островитян.
Примечательно, что при спуске на воду теплоходы будут оснащены судовыми именными колоколами.
Их символические мастер-копии, уменьшенные в полтора раза, сейчас хранятся в краеведческом музее г. Корсакова.
Ориентировочная дата завершения строительства «под ключ» – конец 2020 года. В 2021-м планируется перегон судов из Санкт-Петербурга в порт приписки и непосредственная организация грузопассажирских перевозок между островами.
«Павел Леонов» и «Адмирал Невельской» – транспорты современного класса, улучшенной ледовой проходимости (для проектантов их прообразом стало высокотехнологическое судно – арктический спасатель).
Новые теплоходы по сравнению с существующими аналогами будут отличаться улучшенными маневренными качествами за счет подруливающего устройства и двух винтов. Эксплуатационная скорость новостроев – 14 узлов в час.
Еще одна не менее важная техническая характеристика: они приспособлены к длительной автономной работе в условиях штормовой погоды.
Суда рассчитаны на перевозку 146 пассажиров, 24 единиц 20-футовых контейнеров (в том числе рефрижераторных), 6 легковых автомобилей.
На борту каждого теплохода предусмотрен грузовой кран для выполнения грузовых операций даже на необорудованном берегу. Управлять транспортами будут экипажи из 28 человек.
Сегодня на маршруте Сахалин – Курильские острова работает один «Игорь Фархутдинов», у которого 140 пассажирских мест. С приходом двух новых теплоходов их количество увеличится еще на 292 места.
При необходимости можно будет ввести дополнительные маршруты либо изменить график для более стабильной перевозки грузов и пассажиров, что положительно скажется на повышении транспортной доступности островов.
А на Амурском судостроительном заводе (г. Комсомольск-на-Амуре) строятся два автомобильно-железнодорожных парома для линии Ванино – Холмск.
Каждый из них сможет принять не менее 32 железнодорожных вагонов или 27 автосоставов на главной палубе, 12 автосоставов на нижней палубе и около 9 легковых автомобилей.
По сравнению с ныне действующими паромами серии «Сахалин» новые дизель-электроходы «Александр Деев» и «Василий Ощепков» будут развивать скорость до 18 узлов в час (на 1,2 узла в час больше).
У них нет ограничений по погоде. Кроме того, им по силам несколько раз в сутки выполнять швартовку без буксирного обеспечения.
Новые паромы более комфортабельные, отвечают высоким стандартам безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты от загрязнения окружающей среды.
По словам Максима Жоголева, судостроители планируют завершить работы в 2022 году, а выход паромов на линию намечен на 2023-й.
Мощные современные дизель-электроходы ледового класса смогут беспрепятственно выполнять рейсы в сложной ледовой обстановке.
Они будут брать на борт 200 пассажиров и в разы увеличат количество перевозимого груза.
Это позволит снять ограничения, возникающие в портах Ванино и Холмск из-за сезонных сложностей, особенно в предновогодний период и тогда, когда в рамках различных проектов идет массовый завоз грузов для строительства.
Подготовила Людмила Степанец.