На такой брусчатке и черт ногу сломит!

Проблема ждет решения

В больших более-менее цивилизованных городах России озаботились проблемами велосипедистов, дескать, нужно выделить и оборудовать полосы для их беспрепятственного передвижения. А еще озаботились проблемами инвалидов, которым тоже нужно иметь возможность свободно передвигаться на инвалидных колясках. А еще… Впрочем, применительно к Южно-Сахалинску и этого достаточно. У нас явно не до жиру, хотя бы привести в порядок уже имеющиеся тротуары. А то ведь и здоровый человек, зазевавшись на секунду, передвигаясь по участкам с раздолбанной тротуарной плиткой, рискует упасть. Переживают мамочки, которым неудобно управляться с детской коляской. Девушки на тонких каблучках в любой момент рискуют подвернуть ногу. Здорово рискуют и недоросли, решившие прокатиться на роликах или «скайтах». Про инвалидов и говорить не приходится, город абсолютно не приспособлен для их передвижения.
Вот некоторые впечатления журналиста от небольшой экскурсии по центру города. В разное время при разных отцах города тротуары здесь мостили брусчаткой. Тут один фасон, здесь другой… Двигаемся по Коммунистическому проспекту от пересечения с ул. Комсомольской вниз, к ул. Ленина. У зданий областного и арбитражного судов брусчатка на тротуаре изрядно выщерблена и многие пешеходы предпочитают идти не по ней, а по асфальтовой полосе. Очевидно, здесь проводили ремонт коммуникаций, а после не стали заморачиваться насчет восстановления брусчатки. Покрыли поврежденное место асфальтом. И, между прочим, хорошо сделали. Асфальт прекрасно перенес зиму и продолжает служить верой и правдой.
У Дома офицеров на приличном участке произошло обрушение края брусчатки у бордюрного камня. Да и сам камень сместился в сторону проезжей части. Похоже, его свернули при расчистке дороги от снега. Тротуар в этом месте сейчас выглядит как застывшая морская волна. Пожилая женщина с палочкой предпочла обойти этот участок по проезжей части.
У здания, где прежде базировалась областная администрация, картина разительно отличается. Здесь уложена плитка другого фасона – восьмигранная, она больше по размерам и, судя по всему, гораздо лучшего качества. Лежит ровно, очевидно, и технология укладки была в свое время соблюдена по всей строгости. Но вот этот участок пройден – и снова «стиральная доска» под ногами.
Особенно впечатляет «остров» на пешеходной зоне в непосредственной близости от городской Доски почета, в двух шагах от мэрии, где Компроспект пересекается с ул. Ленина. Жуткая «красота». Поверхность плитки безбожно выщерблена, кое-где лежат и отдельные вывернутые из земли плитки. К слову, и у самого входа в мэрию брусчатка тоже поизносилась и требует замены.
Далее по ул. Ленина, если двигаться по восточному тротуару, картина похожая. Местами покрытие нормальное, местами волны, причем вдоль «хребтов» этих волн встречаются протяженные трещины. А в некоторых местах, как у гостиницы «Сахалин – Саппоро», есть возможность сравнить качество и долговечность брусчатого и асфальтового покрытий. Последнее выглядит лучше. По проспекту Победы, на участке от пересечения с ул. Ленина на восток, особых замечаний не возникло. Хотя ровно год назад в СМИ поднимался острый вопрос: тротуарную плитку уложили здесь осенью 2011 года, через год она стала разрушаться. Власти вызвали на место представителей компании-подрядчика и производителя. Выяснилось, что при производстве брусчатки была нарушена технология, поэтому пострадало качество. Производитель и субподрядчик разделили между собой затраты и взялись провести частичный ремонт. Между прочим, мэрия весной прошлого года заверила, что будет проверено качество плитки того же производителя, уложенной на других тротуарах города.
На участке тротуара с восточной стороны пр. Мира от пересечения с проспектом Победы до Компроспекта – прекрасное асфальтовое покрытие. Причем и неспециалист может заметить, что тротуар в свое время был обустроен грамотно, он значительно возвышается над  урезом проезжей части, имеет небольшой наклон в ее сторону, поэтому вода от тающих сугробов не задерживается на покрытии, не образует лужи, а попадает в «ливневку». Напротив Дома торговли, где сейчас развернулись строительные работы, вырезали полоску асфальтового покрытия. На срезах видно, что это покрытие не имеет серьезных трещин, повреждений и может служить еще долго.
Автор этих строк обратился в разные инстанции за комментариями. В городском управлении капстроительства сказали, что в идеале хорошо бы иметь в городе… бетонные тротуары. Они бы меньше трескались, и современные технологии позволяют уберегать их от воздействия всяких неблагоприятных факторов. Брусчатка – не самый плохой вариант, при нормальном уходе, при своевременной замене поврежденных участков она может служить долго. Брак случается редко. Производители в таких случаях без проблем меняют плитку на более качественную. Главное – правильная эксплуатация, обслуживание тротуаров. А по этой части вопросы и претензии следует адресовать департаменту городского хозяйства.
В департаменте на сей счет своя позиция. Брусчатка, как показывает опыт, для сахалинских условий непригодна. Тем более плохого качества. Дождевая и талая снеговая вода пропитывает такую плитку, затем она от мороза трескается, начинает крошиться. Плохо пешеходам, плохо и тем, кто вынужден обслуживать такое покрытие – убирать с него снег, скалывать лед.
Есть еще и такая проблема. Плитку у Доски почета и выше по Компроспекту укладывали еще в 2004 году. Кому-то хотелось сделать город наряднее, а возможно, не обошлось без лоббирования со стороны производителей брусчатки. Сейчас плитку именно такого фасона и в достаточном количестве для замены не найти – ее уже не выпускают. Значит, нужно на обширном участке полностью убирать старое покрытие и делать новое. Прежний мэр А. Лобкин выдавал распоряжение насчет того, чтобы в бюджете на 2014 год были заложены средства на ремонт тротуаров, была обсчитана примерная цена вопроса, она выражается в десятках миллионов рублей. Дальнейших распоряжений пока не поступало. В любом случае в апреле начинать такой ремонт бессмысленно. В Южно-Сахалинске пучинистые грунты, из-за этого и образуются «волны». К слову, в департаменте уверяют, что примерно через месяц волны «сгладятся», потому что грунты придут в норму. Для того, чтобы не было подобных явлений, нужно при обустройстве тротуаров сначала убирать землю до глубины промерзания, то есть до полутора метров, затем уже качественно делать подушку и выполнять прочие технологические операции. Асфальт, тем более изготовленный по современным технологиям, был бы, конечно, предпочтительнее. Его укладка дешевле и быстрее, почти не используется ручной труд. И в процессе эксплуатации гораздо проще отремонтировать поврежденные участки.
Перед департаментом вопрос об асфальтировании тротуаров не ставился, хотя предложение в мэрии прозвучало.
Я. САФОНОВ.