Отныне взаимоотношения туристов и туристических компаний  не должны омрачаться необязательностью последних. Как уже сообщалось, с 1 июня законодательно изменены правила работы на туристическом рынке. В  случае неудавшихся по вине туроператоров поездок путешественникам теперь будет легче получить компенсацию, а удар по карману недобросовестной фирмы станет для нее хорошим стимулом повысить качество предоставляемых услуг.
Всем уцелеть не удалось
Право заниматься туроператорской деятельностью дано только компаниям, внесенным в единый федеральный реестр туроператоров. Главное условие занесения в реестр – финансовая гарантия, полученная у банка или страховой компании (500 тысяч рублей в год для внутреннего туризма, 5 млн. рублей в первый год действия закона и 10 млн. рублей в последующие – для международного). Этой мерой законодатели предполагали повысить ответственность туроператоров перед своими клиентами и повысить качество предоставляемых услуг.
Как сообщила начальник отдела туризма комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации области Н. Иванова, пока в федеральный реестр внесены 19 сахалинских туроператоров: «Город ТУР», «Интур-Сахалин», «Лайме», «Би-Томо», «Омега плюс», «Каравелла», «Фрегат», «Тур-бизнес клуб «Амист», «Сахалинтур», «Агама», «Санрайз-тур», «Соби», «Сейлор», «Сантур», «Сахмортранс», «Евразия Интертранс», «Куин Экспресс», «Тройка-Трэвэл», «Экми».
Списки туроператоров, размещенных на сайте Ростуризма, постоянно пополняются прошедшими экспертизу компаниями. Возможно, какие-то фирмы еще успеют, как говорится, вскочить в последний вагон, но более очевидно другое – в единый федеральный реестр попадут далеко не все.
– Мы опасались, что сахалинские фирмы вообще могут остаться за бортом, – сообщил доверительно руководитель одной из южно-сахалинских туркомпаний. – Откровенно говоря, введение новых правил мы восприняли как стремление крупных фирм монополизировать туристический рынок. Судите сами. Сбор документов для внесения в федеральный реестр начался в апреле. В России свыше 9 тыс. компаний, и казалось нереальным за два месяца обработать все представленные бумаги…
Не попавшие в единый федеральный реестр турфирмы потеряли право на туроператорскую работу – самостоятельный прием иностранных туристов и отправку россиян в зарубежные турне. Они перешли в разряд турагентов, то есть посредников между туроператором и клиентом. И возникающие претензии туристов на невыполнение условий тура и требования компенсаций турагенты должны будут адресоваться туроператорам. А те уже со страховой компанией или банком будут определяться по компенсационным выплатам.
Кстати, если для получения статуса туроператора теперь требуется пройти через массу проверок, то турагентскую деятельность может развернуть даже фирма «Рога и копыта». Никаких тебе лицензий, никаких документов, подтверждающих наличие у сотрудников специального образования и стажа работы на этом поприще, не нужно. Загорелось стать турагентом – становись, главное – заключить договор о сотрудничестве с каким-либо туроператором и – вперед, окучивайте рынок туристических услуг.
Что за строчкой реестра
Единственное, что можно посоветовать туристам, чтобы не попасть в руки компании, не имеющей права продолжать работу, – это почаще заглядывать в реестр. Он в свободном доступе выложен на сайте Ростуризма.
– По закону в договоре с туристом в обязательном порядке должен быть указан реестровый номер туроператора, – напоминает Н. Иванова. – Если его нет, турист имеет право расторгнуть договор – в противном случае при ЧП на отдыхе он может и не добиться компенсации от компании.
Сам порядковый номер компании в реестре Ростуризм сделал рейтинговым: он тем выше, чем более ответственной посчитали чиновники компанию. Правда, ответственность высчитали просто: чем больше денег заплатила компания, тем выше ее рейтинг. Для операторов международного туризма места с 1-го по 100-е отведены тем, кто получил банковскую гарантию на 10 млн. рублей, хотя в первый год действия закона, как уже сказано, мог ограничиться пятью миллионами. Пока таких сознательных четверо, и все не местные: «Академсервис», фирма «Нева», клуб «Русский экспресс» и «Вояж тур». Места со 101-го по 500-е – для тех, кто получил банковскую гарантию на 5 млн. рублей. С 501-го по 1500-е – компаниям со страховой, более дешевой гарантией на 10 млн. рублей. С 1501-го по 10000-е (это самая многочисленная группа) – фирмы со страховой гарантией на 5 млн. рублей. Сейчас таковых 1116. Второе приложение полностью отведено операторам внутреннего туризма. В нем все компании в одной группе – видимо, потому, что у всех гарантия получена всего на 500 тысяч рублей, хотя при этом часть отдала предпочтение банкам, часть – страховщикам.
Престижность банковской гарантии обусловлена тем, что банки предъявляют более высокие требования к материальному положению соискателей их покровительства. В частности, нужно представить залог на сумму гарантии – недвижимость или депозит. Поэтому заручиться поддержкой банков смогли лишь турфирмы-тяжеловесы, работающие в городах-миллионерах.
Сахалинские турфирмы получили финансовые гарантии у страховых компаний. Условие заложить имущество, предложенное банками, они посчитали для себя неприемлемым. Какое такое у них имущество – стол да стул!
 Дорога в Европу лежит через Москву
Практически ни одна из сахалинских туркомпаний не является организатором туров европейского направления. Местные фирмы в большинстве своем нацелены на работу со странами Юго-Восточной Азии, а поездки во Францию, Италию и прочие европейские Мекки организуют через московские турфирмы. Покупая такой тур на Сахалине, и зачастую по московской цене, путешественник получает полный пакет услуг, включая оформление визы.
– С 1 июня агент обязан указывать в договоре имя туроператора, сформировавшего тур, – говорит Н. Иванова. – В связи с этим я посоветовала бы при покупке турпутевки обращать внимание не только на договор, предоставляемый турагентом, но и внимательно изучить договор, заключенный между турагентом и туроператором. В частности, на пункты об ответственности сторон. Ведь если по каким-то причинам у туриста возникнут претензии к предоставленным услугам, то компенсировать их должен организатор тура. И обращаться лучше сразу к нему. В любом случае агент адресует претензии к оператору.
Еще один важный момент – если путевка была приобретена  до 1 июня и в договоре, заключенном с туристом, естественно, не указан реестровый номер компании, то туроператоры обязаны внести его либо в старый договор, либо перезаключить его с учетом новых правил.
На прошлой неделе  московские телеканалы освещали скандальную историю с 74 российскими подростками в Турции, которые неожиданно лишились своих гостиничных номеров, забронированных московской турфирмой.
 Как выяснилось, компания, у которой были приобретены путевки, не была включена в единый федеральный реестр туроператоров, а значит не имела право формировать тур. В этом случае ее деятельность подпадает под статью УК «Незаконное предпринимательство». Но смогут ли туристы получить материальную компенсацию  за  доставленные неудобства – сказать сложно. Если бы у кампании были финансовые гарантии – вопросов бы не было. А  если таковых нет, то придется либо требовать компенсации в добровольном порядке, либо в случае  отказа обращаться в суд.
Кто платить будет?
Южносахалинска С. Новикова просидела почти десять часов в аэропорту Домодедово в ожидании вылета в Анталию. Начало отдыха было безнадежно испорчено, и, вернувшись в Москву, она отправилась в турфирму за компенсацией.
– Я-то знаю, что туроператор несет ответственность и за перевозку туриста, – рассказывает она. – Но в компании меня начали убеждать в обратном. Мол, за задержку рейса ответственность несет перевозчик.
Действительно, не вылетевший вовремя турист вправе рассчитывать и на компенсации, предусмотренные Воздушным кодексом. Они, впрочем, в силу своих мизерных размеров не могут восполнить ни понесенные затраты, ни моральные издержки пассажира: компенсация за каждый час задержки вылета составляет 25 рублей, но не более 50 проц. от стоимости билета. Согласно обещаниям минтранса России уже через год в Воздушный кодекс будут приняты поправки, увеличивающие размер компенсации до европейского уровня. К слову,  сейчас перевозчики из стран Европейского союза обязаны выплачивать компенсации в размере от 250 до 600 евро в зависимости от длительности задержки рейса.
С вступлением в силу нового туристического законодательства эта мера не утратила своей силы, хотя ответственность за перевозку возложена в первую очередь  на туроператора. Многочасовая задержка рейса может считаться существенным нарушением требований к качеству турпродукта, то есть пострадавшие могут претендовать на компенсации. Для этого туристу следует собрать доказательства произошедшего – в частности, обзавестись отметкой авиакомпании на билете о задержке рейса. Размер же компенсации будет устанавливать суд.
Кто будет выплачивать компенсации туристам за невыполненные услуги? Прецедента пока нет. Возможно, не желая доводить дело до суда и не ронять свой авторитет перед предоставившими финансовые гарантии страховщиками, это будут делать сами туркомпании.  Но, по идее, претензии туристов должны будут рассматривать суды. Поскольку банковская гарантия работает только при наличии судебного решения, а страховщики хоть и  могут выплачивать компенсации в досудебном порядке, вряд ли будут сами, без судебных тяжб, просчитывать расходы туристов в связи с невыполнением туроператором своих обязательств.
Т. Вышковская.
кстати
По данным комитета по международным, внешнеэкономическим и межрегиональным связям областной администрации, на 1 января 2007 года на туристическом рынке области работали  62 сахалинские компании. 25 из них занимались туроператорской деятельностью. Те компании, что пока не включены в федеральный реестр, еще имеют шанс туда попасть.