На волне оптимизма. Сахалинский турбизнес пытается развиваться в новых условиях

В военно-патриотическом парке «Патриот».

Почти пять тысяч туристов смогут приехать на Сахалин до конца года. Таким прогнозом поделился на недавнем заседании инвестиционного совета руководитель областного агентства по туризму Валерий Дубровский.

Чем богаты…
Всего пару лет назад прогнозы сахалинского турбизнеса были куда более оптимистичны. Счет потенциальных туристов шел на сотни тысяч. Но вмешался коронавирус, и туристические маршруты сократились до размеров помещения для обсервации. А для островного турбизнеса наступила воистину черная полоса.
Но все проходит, прошло и это. Девятого июля на Сахалине официально начался очередной туристический сезон. Туристов на остров решено пускать организованными группами. Желающим съездить на остров необходимо будет обратиться к сахалинскому туроператору или же его партнеру на территории России, составить соответствующий договор. Сформированные таким образом заявки необходимо отправить в областное агентство по туризму. Там проверят наличие тестов и электронных пропусков и подтвердят готовность Сахалина принять к себе очередную группу желающих полюбоваться островными красотами.
Туристов встретят в аэропорту и отвезут в гостиницу. Дальнейший маршрут будет зависеть от турпродукта, который выберет для себя тот или иной турист. Это 11 туров выходного дня и 8 многодневных туров с соответствующими приложениями. В их числе — гастрономический тур с японской и корейской кухней, сахалинская рыбалка с пикником на свежем воздухе и т. д.
— На текущий момент у нас 850 подтвержденных заездов, примерно пять тысяч туристов мы рассчитываем принять до конца года. А наш потенциал в области организованных туристов — приблизительно 50 тысяч человек с общим объемом услуг в 5 миллиардов рублей, — поделился прогнозами Валерий Дубровский. — У нас есть меры господдержки — финансовые и административные, мы открыты к диалогу и проработке конкретных предложений. Вместе с предпринимателями мы хотели бы организовывать новые бизнесы и помогать развивать туристический сектор на островах.

Ушат холодной воды
Пятьдесят тысяч туристов — это, конечно, хорошо, а пять миллиардов рублей еще лучше. На чем строит свои прогнозы островной турбизнес? Преимущественно на стоимости предлагаемых услуг. Например, восьмидневная поездка на Итуруп обойдется туристу от 95 тыс. рублей, включая питание, проживание, трансфер. При этом билеты до Южно-Сахалинска и от Южно-Сахалинска до Курильска оплачиваются дополнительно. Еще дороже обойдется гастрономический тур — от 103 тыс. рублей на человека. И в этом случае стоимость авиабилетов в цену турпутевки не входит.
Порывшись в интернете, можно откопать более дешевые предложения — и на 80 тысяч, и на 70. Но здесь многое зависит от маршрута, а также сервисных возможностей туроператора. Не последнюю роль играет сезонность: весной поездки на Сахалин обходятся дешевле, чем летом или осенью.
Впрочем, это детали. Интересно другое. По официальным данным, в 2019 году на острове побывало 300 тыс. туристов, регион заработал на турбизнесе более 2,3 млрд рублей. Возможно, и заработал — в среднем по 7,7 тыс. рублей с каждого туриста вне зависимости от наименования маршрута и его протяженности. Во всяком случае, так утверждает простая арифметика.
Вообще, сама цифра в 300 тысяч туристов представляется заведомо лукавой и может быть объяснена лишь одним — застарелой привычкой выдавать желаемое за действительность.
А также умением строить прогнозы на песке. Вспомним, как в свое время на уровне регионального правительства было заявлено, что к 2025 году туристический поток на Сахалин составит 600 тысяч человек в год. Интересно, на чем строились такие оптимистичные расчеты? На количестве билетов, приобретаемых гражданами в кассах Аэрофлота?
Надо думать, что если бы не пандемия, резко ограничившая въезд на Сахалин командировочных, военнослужащих, сезонных рабочих, участников ведомственных совещаний, культурных и спортивных мероприятий и пр. и пр., то в 2020 году количество «туристов» и в самом деле составило бы не менее 350 тысяч человек. Соответственно, в 2021-м их число выросло бы до 400 тысяч, в 2022-м — до 450… И так далее. Это любой калькулятор объяснит.
Другое дело, можно ли такие цифры считать реальным прогнозом развития сахалинского турбизнеса? Весьма сомнительно. Для того чтобы желающие побывать на Сахалине выстроились в очередь, одной природы явно недостаточно. Туристу нужен не только останец Лягушка, но и качественный сервис к нему, не только вид на озеро Буссе, но и высокие стандарты при разработке маршрута.

Поможем… чем сможем?
Формально островному турбизнесу грех жаловаться: региональная власть готова помогать ему все 24 часа в сутки. На недавнем инвестсовете было ясно сказано: на турбизнес будут работать все, в том числе и правительство. Возникнет необходимость в дополнительных самолетах для перевозки туристов — пожалуйста, будут самолеты. Потребуются дополнительные аэропорты — будут и аэропорты. От бизнеса требуется лишь одно: сосредоточиться на том, чтобы ублажать туриста.
Впрочем, нет, предстоит сделать еще кое-что по мелочам. В частности, повысить разрядность гостиниц до трех-четырех «звездочек», поднять до приличного уровня кафе и рестораны, обеспечить маршруты инфраструктурой в соответствии с общепринятыми нормами (обзорные площадки, парковки, туалеты и проч.). И туристический рай на отдельно взятом острове, считай, будет построен.
В принципе не сложно договориться о дополнительном рейсе на Итуруп или Кунашир: вряд ли авиация откажется подзаработать. А вот все остальное на одних лишь благих пожеланиях вряд ли построишь. Аэропорты для малой авиации, модернизация гостиниц и ресторанов, обустройство маршрутов потребуют времени и средств. А где их взять?
Турбизнесу советуют искать инвесторов. Заниматься этим можно бесконечно долго, а когда же зарабатывать? Опять же как убедить возможного инвестора вкладывать деньги в предприятие, которое окупится через энное количество лет?
Пока турбизнес пребывает в раздумьях, областное правительство щедро делится своими планами. Здесь знают, как обустроить региональный туризм. В частности, есть намерения построить на Итурупе туристическую деревню на тысячу мест, в Аниве — создать город-курорт, то же самое сделать в Корсакове…
Хорошо, когда есть о чем помечтать.

Сергей ЧЕВГУН.