Воскресенье, 21 апреля, 2024

Начало – половина целого. Выставка Гиви Манткавы

 

Гиви Манткава. Автопортрет. 1960-е годы.

Шестьдесят лет назад выпускник Тбилисской академии художеств Гиви Манткава прибыл на Сахалин, полный надежд и творческих планов.

Притяжение острова оказалось настолько сильным, что он навсегда стал малой родиной художника. Здесь Манткава вырос в мастера живописи и графики, пейзажиста и портретиста. Ему удавались большие полотна и художественные миниатюры, газетные рисунки и дружеские шаржи. Сахалинский грузин запечатлел многоликий образ островного края, но всегда помнил о родине. Из поездок в места детства и юности привозил новые впечатления, и появлялись работы с национальным колоритом: портрет художника-самоучки Пиросмани с его наивно-поэтическим видением мира; безупречно выписанный образ девушки, олицетворяющей собою Грузию; серии рисунков о национальных праздниках, объединяющих кавказцев в песнях, танцах, дружеском застолье…

Когда в галерее Гиви Манткавы, действующей в международном бизнес-центре «Лада», открывали юбилейную выставку, ей дали название «Начало». Древние говорили: «Начало – половина целого», подчеркивая тем самым, что любой старт многое определяет. Творческая судьба выпускника Тбилисской академии художеств подтверждает правоту этих слов.

– Мы постарались подобрать на выставку работы Гиви 1960-х годов и более позднего времени, чтобы показать, каким разносторонним стал художник – по жанрам, тематике, стилистике, – рассказывает его жена Лина Аверичева. – Особенность экспозиции в том, что в ней представлены не только произведения из семейной коллекции и запасников областных музеев, но и картины из фондов Тымовского краеведческого музея.

В далекие 1970-е известный в этом районе педагог Константин Гета приобрел полотно кисти Манткавы «Храм в Грузии» и миниатюру «Рыбаки», выполненную в технике точечного фломастера. Эти картины педагог завещал местному музею. В областном центре они демонстрируются впервые, как и выполненная маслом на картоне миниатюра «К весне». Пейзажист тонко уловил пограничное состояние природы «между зимним еще и весенним уже»: голубые тени на талом снегу, небесная синева наступает на свинцовые облака, в воздухе разлита весенняя свежесть…

Смена времен года для художника – праздник красок, которые просятся на холст, картон или бумагу. Его миниатюра «Лето» соткана из мозаики цветовых пятен. В них пульсирует свет, и кажется, что лепестки цветов трепещут от легкого ветерка.

– Сколько смотрю на эту работу, столько удивляюсь, – говорит о своем восприятии Лина Аверичева. – Иногда кажется, что ощущаю цветочный аромат.

Любил Манткава и позднюю осень. Он ловил моменты, когда в природе догорали яркие краски, и тогда из-под его кисти появлялись пейзажи с флером легкой грусти.

Интересны офорты мастера, а также беглые, точные зарисовки на газетной бумаге. В 1960-х Гиви Манткава сотрудничал с областным изданием «Молодая гвардия» и в свободные минуты в редакции для себя делал множество набросков простым карандашом. Сегодня они воспринимаются по-особому, поскольку в неожиданных ракурсах представляют облик старого японского города и строящегося Южно-Сахалинска, хранят память о лицах земляков. Удавались мастеру и рисунки в стиле модерн. Их отличает пластическая изысканность линий, оригинальность образов.

На выставке демонстрируются монументальные полотна художника – «Проклятая война, или Черное солнце» – дар семьи художника областному краеведческому музею, а также завершенные этюды к большому полотну «Этап большевиков». А на одном из стендов неожиданно разместилась фотовыставка с «грузинским адресом».

В этом году Лина Аверичева вместе с сыном Андреем побывала на родине Гиви. Они выбрали самый трудный туристский маршрут – в Сванетию – и не пожалели об этом. Там открылись такие красоты, от которых захватывало дух. Побывали сахалинцы и в доме-музее семикратного чемпиона страны по альпинизму, кавалера ордена «Знак Почета» Хергиани. Его считали «тигром скал», ему посвящали стихи Е. Евтушенко, Ю. Визбор и В. Высоцкий. Однако сам он считал своей заслугой не награды за покорение вершин, а то, что в горах ему удавалось спасать людей. Но в 34 года Хергиани погиб в Альпах – оборвалась страховочная веревка.

– Когда мы вернулись на Сахалин, – рассказала Лина Аверичева, – Андрей напечатал фотографии из Сванетии, а я, просматривая семейные архивы, нашла письмо 20-летней давности от друга семьи Вильяма Озолина. Он приглашал нас с Гиви в Сванетию, где его друг Юрий Бурлаков будет директором дома-музея Хергиани. Тогда поездка не состоялась, и о приглашении мы больше не вспоминали. Но искусство и жизнь порой преподносят сюрпризы даже через 20 лет… И тогда у меня родилась идея, как оформить юбилейную выставку Манткавы. По-моему, у нас получилось.

В галерее, носящей имя заслуженного художника России, всегда рады землякам и гостям острова, желающим ознакомиться с художественным наследием мастера. Ее адрес: Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 154.

Л. Степанец.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ